Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)

Удовлетворенность — это  обобщенное отношение к какому-либо процессу, в том числе и к уроку  физической культуры. Важную роль в  формировании такого отношения играет использование нетрадиционных педагогических подходов, которые значительно повышают эффективность школьных уроков. К  нетрадиционным подходам, помогающим развить интерес у детей к  спорту можно отнести использование  в урочное и внеурочное время  соревновательного и игрового методов  обучения [22, 23].

Ильин Е.П. отмечает, что удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека,  в частности, к своей  профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней [23, с. 63].

В своих работах Ильин Е.П. отмечает, удовлетворённость часто подменяется понятием "удовлетворение". Во многих работах удовлетворенность   рассматривается как мотив, а в ряде работ — как оценка деятельности. В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из аспектов изучения проблемы отношения [22, 23].

Ильин Е.П. определяет удовлетворенность как устойчивое долгосрочное оценочное отношение субъекта к выполняемой им деятельности (учебной, трудовой,  спортивной, общественной) в целом или отдельным ее сторонам,  возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от совершавшейся работы [23, с. 63].

Удовлетворённость отличается от удовлетворения по ряду признаков.

Во-первых, удовлетворенность характеризует  долгосрочное отношение человека к чему-либо, а удовлетворение — краткосрочное  (действие, поступок).

Во-вторых, удовлетворенность достигается  после многократного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение — после  однократного. Например, учащиеся могут быть удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д.

В-третьих, удовлетворение — это  однократно положительное переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность — это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду деятельности, которым он занимается.

В-четвёртых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих условиях возрастает [22, с. 423-430].

Удовлетворение — это первичный  феномен, а удовлетворенность  –  вторичный,  возникающий на  базе первого, в  результате перехода актуально переживаемой эмоции в эмоциональный фон (хорошего настроения) и формирования готовности выполнять понравившуюся деятельность. Отсюда видна важность формирования этого психологического феномена у учащихся (который по физиологическому механизму близок к доминанте, а с психологической точки зрения является фиксированной  установкой). Соединяясь, и тот, и другой механизмы обусловливают направленность и степень активности человека [23, с. 64].

Таким образом, речь тем самым идет и об одной из актуальных современных  проблем физического воспитания формирование интереса к уроку физической культуры с учетом возрастных особенностей обучаемых школьников, подходам к  решению этой проблемы и посвящена  данная работа.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что для выявления интереса младших школьников к спорту, необходимыми и достаточными являются следующие критерии: внешняя мотивация, внутренняя мотивация и удовлетворённость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по І разделу

 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что данная проблема является актуальной и сегодня. Игры, соревнования играют огромную роль в развитии и воспитании ребенка, так как именно они являются эффективными средствами формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств.

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании понимается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной чертой является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Игры и соревнования являются одними из самых распространённых средств физического воспитания. Они представляют собой активную, сознательную и инициативную деятельность занимающихся, которая направлена на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.

Таким образом, игровой и соревновательный методы в силу всех присущих им особенностям используются в процессе физического воспитания как для начального обучения движениям и избирательного воздействия на отдельные физические способности, так и для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере они позволяют совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. Также данные методы положительно влияют на формирование интереса к спорту.

 

 

Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного метода в физическом воспитании младших школьников как средство формирования интереса к спорту

 

2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов

 

С целью практического обоснования  выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту» было проведено педагогическое исследование.

 В эксперименте приняли участие 30 учащихся 2-«А» класса и 18 учащихся 2-«Т» класса.

 Экспериментальная работа проводилась  в УВК «школа—сад» №15 и предусматривала 3 этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, цель которого было выявление  уровня сформированности интереса у учащихся вторых классов.

Для проведения эксперимента были выбраны  следующие методы:

        • беседа с учителем [Приложение Б]
  • анкетирование для учащихся [Приложение В].

Цель нашей беседы с учителем — установить, уделяет ли учитель  внимание развитию интереса к спорту младших школьников, а также какие методы, приёмы и средства он для этого использует.

Результаты беседы оказались следующими: учитель согласен с тем, что проблема формирования интереса к спорту является актуальной на сегодняшний день. Однако данной проблеме не всегда уделяется  должное внимание. В своей практике учитель очень редко использует игровой и соревновательный методы в физическом воспитании детей, так как выполнить требования согласно программе по физической культуре, легче используя традиционные методы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы учитель чаще использует в конце урока, когда остаётся лишнее время и детей нечем занять, также во внеклассных и внешкольных мероприятиях и т.д.

С учащимися же было проведено анкетирование на выявление уровня сформированности интереса к спорту по методике Дуркина П.К.. Вопросы анкеты были адаптированы для учащихся вторых классов УВК «школа-сад» №15 г.Симферополь. Нами была разработана анкета для учащихся, которая состояла из 9 вопросов. Каждый вопрос содержал 3 варианта ответов, оценивающиеся от 0 до 2 баллов, т.е. за выбор первого варианта ответа учащийся получал 2 балла, за второй — 1 балл, за третий — 0 баллов [Приложение В]. В основе анкетирования были положены три основных, на наш взгляд, критерия интереса к спорту, а именно внешняя мотивация, внутренняя мотивация и удовлетворённость. На основе этого, все вопросы анкеты были разбиты по данным критериям. Ответы на вопросы 6, 8, 9 оценивали внешнюю мотивацию, ответы на вопросы 2, 3, 7 — внутреннюю мотивацию, а ответы на вопросы 1, 4, 5 — удовлетворённость. Данные критерии являются составляющими компонентами уровней сформированности интереса к спорту, которые варьируют от низкого к среднему и высокому уровню.

Низкий уровень — от 0 до 9 баллов: данный уровень характерен для учащихся, которые несистематически посещают занятия. Ученики стремятся понять, запомнить, воспроизвести знания, умения и навыки, овладеть способами его применения по образцу, данному учителем. У учащихся отсутствует интерес к спорту, не умеют ставить перед собой цели и контролировать свою деятельность, наблюдаются неустойчивые волевые усилия. На уроке ученики пассивные, часто увлечены другими делами. То есть критерии интереса слабо выражены, качества проявляются очень редко или не проявляются вовсе.

На данном уровне школьнику нельзя находиться длительный промежуток времени, его перевести на уровень со значительным проявлением самостоятельности в нахождении путей деятельности.

Средний уровень — от 10 до 14 баллов: данный уровень отличается более высокой степенью самостоятельности.  Он характерен для учащихся, которые систематически посещают занятия. Учащиеся стремятся понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, применить знания, умения, навыки в новых ситуациях. При самостоятельном поиске ответов на заинтересовавшие вопросы занимающиеся проявляют эпизодическую активность. Волевые усилия занимающийся относительно устойчивые. В стремлении довести начатое дело до конца преобладает совместное с учителем целеполагание и контроль. 

 Высокий  уровень  — от 15 до 18 баллов: характерен для учащихся, которые всегда качественно готовятся к занятиям. Данный уровень  характеризуется устойчивым интересом занимающегося к теоретическому и практическому осмыслению изучаемых явлений, процессов, к самостоятельному поиску решения проблем связанных с данной учебной дисциплиной. Этот уровень отличается глубоким проникновением  занимающихся в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Ученик сам ставит перед собой задачу, и выбирает новые, нешаблонные, оригинальные пути её решения. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств занимающегося, устойчивым интересом, умением самостоятельно ставить цели и контролировать свою деятельность, возникает внутренняя потребность в удовлетворении новой потребности.

По результатам анкетирования  учащихся  2-«А» класса была составлена таблица 2.1.1.

Таблица 2.1.1. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся  2-«А»  класса (констатирующий эксперимент).

Ф.И.О.

Внешняя

мотиваця

Внутренняя

мотивация

Удовлет-

ворённость

Всего

баллов

Высокий

уровень

(15-18 баллов)

Средний

уровень

(10-14 баллов)

Низкий 

уровень

(0-9 баллов)

1

Абдуллаева А.

4

5

3

12

 

+

 

2

Абултарова А.

5

5

3

13

 

+

 

3

Авласевич И.

4

6

6

16

+

   

4

Бережной Э.

2

6

2

10

 

+

 

5

Бирюкова А.

3

5

5

13

 

+

 

6

Васин Е.

3

6

4

13

 

+

 

7

Гашков И.

6

6

6

18

+

   

8

Гришко Е.

2

4

5

11

 

+

 

9

Добровенко А.

3

3

2

8

   

+

10

Кадырова А.

5

5

4

14

 

+

 

11

Каримова Э.

5

6

5

16

+

   

12

Костецкий М.

4

2

4

10

 

+

 

13

Крылова Р.

5

6

3

14

 

+

 

14

Лагута А.

4

5

5

14

 

+

 

15

Логиновских А.

4

6

3

13

 

+

 

16

Лопатин И.

3

0

1

4

   

+

17

Маркелов И.

4

4

5

13

 

+

 

18

Мозолюк Д.

4

6

4

14

 

+

 

19

Морозова С.

4

6

4

14

 

+

 

20

Мурашова В.

5

2

3

10

 

+

 

21

Протасова Л.

4

5

3

12

 

+

 

22

Радюкин М.

0

6

5

11

 

+

 

23

Романченко Н.

4

4

3

11

 

+

 

24

Саркисян А.

3

5

5

13

 

+

 

25

Снежко А.

4

3

2

9

   

+

26

Суханков А.

6

6

5

17

+

   

27

Сьомак Д.

6

6

4

16

+

   

28

Топчиева Н.

6

6

6

18

+

   

29

Трухачёв В.

5

6

5

16

+

   

30

Хаджибудинов Т.

5

6

5

16

+

   
 

Всего

       

8

19

3


По результатам  анкетирования, приведённым в таблице 2.1.1., можно сделать вывод, что во 2-«А» классе высокий уровень сформированности интереса к спорту имеют 8 человек, средний уровень — 19 человек и низкий уровень — 3 человека.

Результаты анкетирования сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т»  класса занесены в таблицу 2.1.2.

 

Ф.И.О.

Внешняя

мотивация

Внутренняя

мотивация

Удовлет-

ворённость

Всего

баллов

Высокий

уровень

(15-18 баллов)

Средний

уровень

(10-14 баллов)

Низкий 

уровень

(0-9 баллов)

1

Аблаев Э.

4

2

4

10

 

+

 

2

Абдурахманов С.

2

1

1

4

   

+

3

Ашурова М.

6

6

6

18

+

   

4

Белялова Л.

3

6

4

13

 

+

 

5

Биюкчанов А.

5

5

5

15

+

   

6

Ибраимов Д.

4

3

3

10

 

+

 

7

Ислямов Э.

1

4

2

7

   

+

8

Кадыров А.

6

6

6

18

+

   

9

Куртсеитов К.

2

2

0

4

   

+

10

Муратова Н.

5

3

5

13

 

+

 

11

Муртазаева У.

2

3

5

10

 

+

 

12

Мустафаева З.

0

4

2

6

   

+

13

Османов Р.

5

6

6

17

+

   

14

Салединов Р.

4

5

4

13

 

+

 

15

Сейтаблаев С.

5

4

1

10

 

+

 

16

Смойлова Э.

4

6

5

15

+

   

17

Усеинов Л.

5

4

5

14

 

+

 

18

Ягъяева С.

5

5

3

13

 

+

 
 

Всего

       

5

9

4

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту