Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)




Таблица 2.1.2. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» класса (констатирующий эксперимент).

 

Из показаний таблицы 2.1.2. видно, что во 2-«Т» классе 5 учеников находятся на высоком уровне сформированности интереса к спорту, 9 учеников — на среднем, 4 ученика — на низком.

Процентное  соотношение результатов анкетирования  двух вторых классов  отражено в  таблице 2.1.3.

 

Таблица 2.1.3. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов в процентном соотношении.

Уровень интереса

Группа учащихся

2 — «А» (30 чел.)

2 — «Т» (18 чел.)

Кол-во уч-ся

%

Кол-во  уч-ся

%

Высокий уровень

8

27%

5

27,8%

Средний уровень

19

63%

9

50%

Низкий уровень

3

10%

4

22,2%


 

По таблице 2.1.3. нами была составлена диаграмма 2.1.1.

 Диаграмма 2.1.1. Уровень сформированности интереса учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента.

Диаграмма 2.1.1. наглядно демонстрирует, что у учащихся  2-«А» класса низкий уровень интереса к спорту имеют 3 человека (10%), средний уровень — 19 человек (63%), высокий — 8 человек (27%). Во 2-«Т» классе низкий уровень интереса к спорту имеют 4 человека (22,2%), средний уровень — 9 человек (50), высокий — 5 человек (27,8%). Это и обусловило наше определение 2-«А» класса как экспериментального, а 2-«Т» как контрольного.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности интереса младших школьников к спорту и необходимости активизации работы в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Применение игрового и соревновательного методов  в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту

 

На формирующем  этапе эксперимента, целью которого являлась разработка и внедрение  игровых и соревновательных мероприятий  в физическое воспитание младших  школьников для формирования интереса к спорту, нами было проведено пять уроков с элементами игрового и соревновательного  методов в экспериментальном 2-«А»  классе.

Тематика  и последовательность проведённых  уроков с применением игр и  соревнований была такова:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Альпинисты» [Приложение Г].
  2. Передача и ловля баскетбольного мяча от груди на месте партнёру. Эстафеты и подвижные игры с использованием приёма передача и ловля мяча от груди [Приложение Д].

3. Бег с  остановками в шеренге, с изменением  направления движения [Приложение Е].

4. Подвижные  и народные игры, эстафеты [Приложение Ж].

5.Правила  поведения на воде. Урок-игра «Спортсмены» [Приложение З].

Игровой и  соревновательный методы были включены в различные части уроков. Данные уроки не были связаны одной общей темой, однако на каждом из них мы использовали в качестве ведущего средства формирования интереса к спорту игры, соревнования, эстафеты и т.д.

Фрагмент  урока №1.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Альпинисты».

Задачи:

1.Совершенствовать технику: лазанья по канату в три приёма; пробежек под вращающейся скалкой; ходьбы по наклонной гимнастической скамейке; лазанья по гимнастической скамейке влево, вправо – посредством прохождения полосы препятствий.

2.Обучить навыку самостоятельного проведения ОРУ.

3.Развивать координацию движения, силовые способности.

4.Воспитывать ловкость, смекалку, инициативу,  интерес к спорту.

II. Основная часть.

  1. Ознакомление с трассой соревнований.

 

 

              Х       VIII                                       VII                            VI                               V

                                                            

                                                                                                                          

              Х                                                                                               К

Х         Лавина                                Обрыв                    Высокая    р    г

Х                                                                                           гора         у    о

Х                                                                                                             т    р

Х                                                                                                             ы   к

                                                                                                                е   и

                   I                        II                            III                          IV

                  Р           

                  О

                  В                                   

                                                          

                                        Мост                           Мост                    Мост                                                     


 

Учитель знакомит учащихся с заданиями на этапах полосы препятствий:

I этап «Ров» - перепрыгнуть в шаге с разбега.

II этап «Мост» - положить скамейку набок. Ходьба по узкой части скамейки на носках, руки в стороны.

III этап «Мост с препятствиями» - ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе.

IV этап «Мост наклонный» - ходьба по наклонной гимнастической скамейке с опорой на руки.

V этап «Крутые горки» - лазанье по гимнастической стенке.

VI этап «Высокая гора» - лазанье по канату (2-3 м) до отметки.

VII этап «Обрыв» - спрыгивание с «горы». (Маты нужно положить друг на друга, чтобы получилась горка).

VIII этап «Лавина» - пробежать под вращающейся скакалкой.

  1. Прохождение полосы препятствий последовательно каждой командой.

III. Заключительная часть.

  1. Малоподвижная игра «Совушка».

Выделяется совушка. Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке. Совушка в гнезде.

По сигналу учителя  «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражают полёту бабочек, птиц, жуков. По сигналу «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают, останавливаются в той позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться, шевельнувшихся уводит в своё гнездо. По сигналу «День наступает – всё оживает» совущка уходит в гнездо, играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры.

Игру можно проводить  под музыку: «День…» - музыка звучит громко, «Ночь…» - музыка звучит тихо.

Фрагмент урока  №2.

Тема: Передача и ловля баскетбольного мяча от груди на месте партнёру. Эстафеты и подвижные игры с использованием приёма передача и ловля мяча от груди.

Задачи:

  1. Упражнять учащихся в передаче и ловле мяча от груди на месте и после перемещения в паре; разучить комплекс ОРУ с большим (баскетбольным) мячом.
  2. Развивать быстроту, координацию движений.
  3. Воспитывать интерес к урокам физической культуры.
    1. Основная часть.
  1. Подвижная игра «Мяч водящему». Играющие выполняют передачу мяча от груди. Выигравшая команда получает призовое очко.

 

          Х   Х                      

    Х               Х             

    Х               Х

          Х   Х


Фрагмент урока  №3.

Тема: Бег с остановками в шеренге, с изменением направления движения.

Задачи:

1. Совершенствовать технику: «челночного» перемещения (3раза х 9м); броска и ловли большого (баскетбольного) мяча на месте.

2. Развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.

3. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, интереса к спорту.

  1. Вводная часть.

4) Бег в колонне. Подвижная игра «Светофор».

Учитель останавливает  бегущую колонну и объясняет правила игры: на «зелёный свет» (показывает кружок зелёного цвета) - бег в колонне; на «жёлтый свет» - бег на месте, «красный» - остановиться. Кто выполнит  последним, становиться в конец колонны. В завершение игры учитель отмечает самых внимательных учащихся.

  1. Основная часть.
  • Эстафета «Переноска арбузов».

В обруче лежат 3 больших (баскетбольных) мяча – «арбузы».

1-й вариант  – первый игрок берёт мяч  из обруча и передаёт второму,  второй – третьему т.д. слева  из колонны из рук в руки, последний кладёт мяч в обруч. Кто быстрее всех передаст все три мяча – «арбузы» - в обруч, тот выигрывает;

2-й вариант  – передача мячей от груди.  Игрок поворачивается в сторону  игрока.

 

                                                                                                   

 


Учитель размыкает  колонны на расстояние 1,5-2м.

3) Подвижная игра «Догонялки с ленточками».

Учащихся  разделить на 2 команды (по усмотрению учителя). Сзади под резинку штанишек детей учитель крепит ленточки (10-15см). «Догонялки» - учащиеся пытаются отобрать ленточки у команды убегающих. Подсчитывают количество ленточек, отобранных у убегающих. Затем команды меняются местами. Учитель подводит итоги проведённых эстафет и игр.

Фрагмент  урока №4.

Тема: Подвижные и народные игры, эстафеты.

Задачи:

  1. Ознакомление с правилами игр «Лисица и куры» и «Гонка мячей по шеренгам»;
  2. Способствовать развитию ловкости и скорости;
  3. Воспитывать дисциплинированность, интерес к физической культуре.
  4. Подвижная игра «Лисица и куры».

Из участников выделяются «лиса», «петух», «охотник». Остальные  – «куры». В зале расставляются  три-четыре гимнастические скамейки. Это  «насесты».

Лиса уходит в дальний  угол зала. Охотник (с двумя мячами) находится в противоположном  углу.

Петух с курами гуляют по залу, собирают зерна, хлопают крыльями (руками). Лиса по сигналу учителя  начинает подкрадываться к курам.

Петух, заметив лису, даёт сигнал «Кукареку!». Все куры взлетают (прыгают) на насесты. Петух взлетает последним лиса, ворвавшись в курятник, старается схватить и увести с  собой какую-либо курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую  с него. Если лисе удастся схватить добычу, и она начинает уводить  её с собой, охотник стреляет в  лису. Лиса застрелена. Вместо застреленной другая лиса, и игра продолжается.

В условиях площадки и естественной местности в качестве насестов можно  использовать обычные скамейки, брёвна, пни, кочки, поваленные деревья.

Вариант: заранее назначаются  только петух и охотник, а лиса назначается учителем в то время, когда куры гуляют, причём это делается незаметно для других. Петух внимательно  следит за всеми. Вдруг возглас: «Я лиса!»  Петух кричит: «Кукареку!», куры взлетают на насесты, а охотник спасает  кур меткими выстрелами.

4) Подвижная игра «Гонка мячей по шеренгам».

Играющие делятся на две-четыре команды. Команды стоят в шеренгах  по сторонам площадки (зала). Расстояние между игроками – 3-4м. У правофлангового  каждой команды мяч. По сигналу правофланговый перебрасывает мяч рядом стоящему игроку, тот – следующему и т.д. Игрок, стоящий последним, получив  мяч, бежит на правый фланг.

Игра продолжается до тех  пор, пока правофланговый не прибежит на своё место. Выигрывает команда, которая  раньше закончит игру.

Варианты: мяч не сразу  передаётся соседу, а предварительно ударяется о пол, подбрасывается вверх; последний игрок, получивший мяч, ведёт его на правый фланг  ударами о пол.

III. Заключительная часть.  

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту