Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
Таблица 2.1.2. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся 2-«Т» класса (констатирующий эксперимент).
Из показаний таблицы 2.1.2. видно, что во 2-«Т» классе 5 учеников находятся на высоком уровне сформированности интереса к спорту, 9 учеников — на среднем, 4 ученика — на низком.
Процентное
соотношение результатов
Таблица 2.1.3. Уровень сформированности интереса к спорту учащихся вторых классов в процентном соотношении.
Уровень интереса |
Группа учащихся | |||
2 — «А» (30 чел.) |
2 — «Т» (18 чел.) | |||
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% | |
Высокий уровень |
8 |
27% |
5 |
27,8% |
Средний уровень |
19 |
63% |
9 |
50% |
Низкий уровень |
3 |
10% |
4 |
22,2% |
По таблице 2.1.3. нами была составлена диаграмма 2.1.1.
Диаграмма 2.1.1. Уровень сформированности интереса учащихся вторых классов на констатирующем этапе эксперимента.
Диаграмма 2.1.1. наглядно демонстрирует, что у учащихся 2-«А» класса низкий уровень интереса к спорту имеют 3 человека (10%), средний уровень — 19 человек (63%), высокий — 8 человек (27%). Во 2-«Т» классе низкий уровень интереса к спорту имеют 4 человека (22,2%), средний уровень — 9 человек (50), высокий — 5 человек (27,8%). Это и обусловило наше определение 2-«А» класса как экспериментального, а 2-«Т» как контрольного.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности интереса младших школьников к спорту и необходимости активизации работы в данном направлении.
На формирующем этапе эксперимента, целью которого являлась разработка и внедрение игровых и соревновательных мероприятий в физическое воспитание младших школьников для формирования интереса к спорту, нами было проведено пять уроков с элементами игрового и соревновательного методов в экспериментальном 2-«А» классе.
Тематика и последовательность проведённых уроков с применением игр и соревнований была такова:
3. Бег с
остановками в шеренге, с
4. Подвижные и народные игры, эстафеты [Приложение Ж].
5.Правила поведения на воде. Урок-игра «Спортсмены» [Приложение З].
Игровой и соревновательный методы были включены в различные части уроков. Данные уроки не были связаны одной общей темой, однако на каждом из них мы использовали в качестве ведущего средства формирования интереса к спорту игры, соревнования, эстафеты и т.д.
Фрагмент урока №1.
Тема: Сюжетно-ролевая игра «Альпинисты».
Задачи:
1.Совершенствовать технику: лазанья по канату в три приёма; пробежек под вращающейся скалкой; ходьбы по наклонной гимнастической скамейке; лазанья по гимнастической скамейке влево, вправо – посредством прохождения полосы препятствий.
2.Обучить навыку самостоятельного проведения ОРУ.
3.Развивать координацию движения, силовые способности.
4.Воспитывать ловкость, смекалку, инициативу, интерес к спорту.
II. Основная часть.
Х VIII
Х Х
Лавина
Х Х
Х
I II III IV Р О
В |
Учитель знакомит учащихся с заданиями на этапах полосы препятствий:
I этап «Ров» - перепрыгнуть в шаге с разбега.
II этап «Мост» - положить скамейку набок. Ходьба по узкой части скамейки на носках, руки в стороны.
III этап «Мост с препятствиями» - ходьба с перешагиванием через набивные мячи, руки на поясе.
IV этап «Мост наклонный» - ходьба по наклонной гимнастической скамейке с опорой на руки.
V этап «Крутые горки» - лазанье по гимнастической стенке.
VI этап «Высокая гора» - лазанье по канату (2-3 м) до отметки.
VII этап «Обрыв» - спрыгивание с «горы». (Маты нужно положить друг на друга, чтобы получилась горка).
VIII этап «Лавина» - пробежать под вращающейся скакалкой.
III. Заключительная часть.
Выделяется совушка. Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке. Совушка в гнезде.
По сигналу учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражают полёту бабочек, птиц, жуков. По сигналу «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают, останавливаются в той позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться, шевельнувшихся уводит в своё гнездо. По сигналу «День наступает – всё оживает» совущка уходит в гнездо, играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры.
Игру можно проводить под музыку: «День…» - музыка звучит громко, «Ночь…» - музыка звучит тихо.
Фрагмент урока №2.
Тема: Передача и ловля баскетбольного мяча от груди на месте партнёру. Эстафеты и подвижные игры с использованием приёма передача и ловля мяча от груди.
Задачи:
Х Х Х Х Х Х Х Х |
Фрагмент урока №3.
Тема: Бег с остановками в шеренге, с изменением направления движения.
Задачи:
1. Совершенствовать технику: «челночного» перемещения (3раза х 9м); броска и ловли большого (баскетбольного) мяча на месте.
2. Развивать быстроту реакции, координацию движений, ловкость.
3. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, интереса к спорту.
4) Бег в колонне. Подвижная игра «Светофор».
Учитель останавливает
бегущую колонну и объясняет пр
В обруче лежат 3 больших (баскетбольных) мяча – «арбузы».
1-й вариант – первый игрок берёт мяч из обруча и передаёт второму, второй – третьему т.д. слева из колонны из рук в руки, последний кладёт мяч в обруч. Кто быстрее всех передаст все три мяча – «арбузы» - в обруч, тот выигрывает;
2-й вариант
– передача мячей от груди.
Игрок поворачивается в
|
Учитель размыкает колонны на расстояние 1,5-2м.
3) Подвижная игра «Догонялки с ленточками».
Учащихся разделить на 2 команды (по усмотрению учителя). Сзади под резинку штанишек детей учитель крепит ленточки (10-15см). «Догонялки» - учащиеся пытаются отобрать ленточки у команды убегающих. Подсчитывают количество ленточек, отобранных у убегающих. Затем команды меняются местами. Учитель подводит итоги проведённых эстафет и игр.
Фрагмент урока №4.
Тема: Подвижные и народные игры, эстафеты.
Задачи:
Из участников выделяются «лиса», «петух», «охотник». Остальные – «куры». В зале расставляются три-четыре гимнастические скамейки. Это «насесты».
Лиса уходит в дальний угол зала. Охотник (с двумя мячами) находится в противоположном углу.
Петух с курами гуляют по залу, собирают зерна, хлопают крыльями (руками). Лиса по сигналу учителя начинает подкрадываться к курам.
Петух, заметив лису, даёт сигнал «Кукареку!». Все куры взлетают (прыгают) на насесты. Петух взлетает последним лиса, ворвавшись в курятник, старается схватить и увести с собой какую-либо курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. Если лисе удастся схватить добычу, и она начинает уводить её с собой, охотник стреляет в лису. Лиса застрелена. Вместо застреленной другая лиса, и игра продолжается.
В условиях площадки и естественной местности в качестве насестов можно использовать обычные скамейки, брёвна, пни, кочки, поваленные деревья.
Вариант: заранее назначаются только петух и охотник, а лиса назначается учителем в то время, когда куры гуляют, причём это делается незаметно для других. Петух внимательно следит за всеми. Вдруг возглас: «Я лиса!» Петух кричит: «Кукареку!», куры взлетают на насесты, а охотник спасает кур меткими выстрелами.
4) Подвижная игра «Гонка мячей по шеренгам».
Играющие делятся на две-четыре
команды. Команды стоят в шеренгах
по сторонам площадки (зала). Расстояние
между игроками – 3-4м. У правофлангового
каждой команды мяч. По сигналу правофланговый
перебрасывает мяч рядом
Игра продолжается до тех пор, пока правофланговый не прибежит на своё место. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру.
Варианты: мяч не сразу передаётся соседу, а предварительно ударяется о пол, подбрасывается вверх; последний игрок, получивший мяч, ведёт его на правый фланг ударами о пол.
III. Заключительная часть.