Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)

Как отдельное направление выделяется проблема соотнесения понятий активности и деятельности. Так, активность в  интерпретации Иващенко Ф.И. представлена как деятельность, которая проявляется в сознательных и избирательных действиях. Другие авторы представляют активность как психическое состояние человека, которое является условием изменения самого процесса деятельности. Блезнецова О.И. выделяет активность как психическое состояние организма, которое представляет собой процессы, протекающие во времени и пространстве. Петровский А.В. характеризует активность как динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности, как свойство ее собственного движения. В нашем случае рассмотрение активности представлено как психическое состояние человека, которое является и условием, и сопутствующим фактором изменения самой деятельности. При этом согласно определению Ашмарина Б.А., она выражается в стремлении ученика к осознанному и качественному решению поставленных учебных задач, к расширению и углублению знаний, в познании сущности выполняемых действий [21, 25, 52].

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что интерес —  это специфическая форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Широта и сила интересов могут  служить одной из наиболее ярких  характеристик личности. Интерес  в динамике своего развития может  превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует  направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, то есть, интерес к определённому  виду деятельности. Говоря об интересе к физической культуре и спорту, мы будем рассматривать именно потребность  личности в физической активности, её удовлетворение от занятий физическими  упражнениями, осознание результата таких занятий — здоровый, крепкий  организм.

Анализ опыта педагогов физического  воспитания (Голощекина М., Гордиенко Г., Егоров Б.Б., Копылова Ю.А., Кудрявцев В.Т., Резников С.А., Рогов Е.И., Худолеева О.В. и др.) показал, что одни авторы указывают на возможность формирования физической активности за счет использования средств и методов, способствующих развитию самооценочных механизмов, другие — за  счет использования средств и методов, направленных на развитие творческого мышления, эрудированности или любознательности. Многие в качестве определяющих выделяют комплекс средств и методов, направленных на развитие внимательности и организованности. Большинство авторов в качестве базовых при формировании познавательной активности, выделяют такие средства и методы, которые повышают на уроках физической культуры эмоциональный интерес и инициативность.

В психологии интерес — это отношение  личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному [2, с. 53].

Таким образом, интерес выступает:

— и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

— и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

— и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

— и как особое избирательное (не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

В жизни детей двигательная деятельность является фактором активной биологической  стимуляции, которая совершенствует механизмы адаптации гармоничного физического развития и состояния  здоровья. Растущий организм испытывает потребность в движениях. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности.

Низкая плотность занятий, отсутствие индивидуального подхода и средств стимуляции интереса к занятиям, приводит к низким темпам обучения и малой прочности усвоения технических приемов.

Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и спорту. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по  формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре и желания заниматься физическими упражнениями. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Отсюда повышенный интерес педагогов физической культуры к нетрадиционным педагогическим подходам к повышению эффективности школьных уроков.

Интерес является одним из важнейших  мотивов, который в психологии чаще всего определяется как эмоциональное проявление познавательной потребности утверждал Петровский А.В. [22, с. 74-96].

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья — вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом [12, с. 43]. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации необходимо рассматривать в единстве.

При рассмотрении отношений личности необходимо учитывать внешний и  внутренний миры, которые тесно взаимосвязаны  между собой. Внутренний мир человека включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, ожидания, ценностные ориентации, установки. Благодаря их взаимосвязи внутри личности существуют мотивационные механизмы.

Мотивационный механизм включает в  себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, которые  в результате преобразуются в  цель личности. Осознанные потребности  превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, которая определяет направленность его действий. Именно интересы в  значительной мере обуславливают мотивы поведения личности и оказываются  главными причинами его действий.

Под мотивами принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности  и интересы. Интересы реализуются  вследствие осознания личностью  своих потребностей и возможных  путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой  её деятельности и поведения [3, 44].

Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом  формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют  возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком  трудными и не очень лёгкими), и  когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию [3, 12, 14, 31].

Успешная реализация таких мотивов  и целей вызывает у учащегося  вдохновение успехом, желание продолжить занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает  также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по классу (группе) во время этих занятий. [Приложение А.]

Вместе с тем как чрезмерно  трудные, так и чрезмерно лёгкие режимы внешней мотивации дают противоположный  эффект: внутренняя мотивация и интерес  не формируются, то есть — в  первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором — эмоции скуки и равнодушия.

Как же педагогу определить — какими мотивами руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними? Для этого нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжат занятия — это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы, причём занимающиеся, должны быть уверены, что при свободе выбора их решения никто не будет ни поощрять, ни наказывать.

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом  — это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими  упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий  спортом. Занятия спортом — это  одна из возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования  человека. Каждый занимающийся впоследствии должен будет вновь переключиться  на систематические занятия физической культурой [13, с. 57].

На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой  и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и  укреплении здоровья. Эта потребность  должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на её основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых  условий, возраста человека и развития его личностных качеств [11, с. 59].

В работе Ильина Е.Г. и Лихачева Л.В. [24, с. 437] показано, что удовлетворенность учением может зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора (например, обожание учителя, наличие разнообразного спортивного инвентаря) или же формироваться под воздействием целого комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата на уроках и др.). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть,  на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно, поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от младших классов к старшим может меняться.

Изучение мотивов занятий  физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались Палайма Ю.В., Пуни А.Ц., Соколов В.А.и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей  обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно,  видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности [55, с. 77].

Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что в работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.

Исследования Ашмарина Б.А., Бальсевича В.К., Ильина Е.П., Шаулина В.Н. и др. убедительно доказывают, что повышение интереса школьников на уроках физической культуры способствует выработке способов физического самосовершенствования, поддержанию оптимального состояния здоровья, воспитанию творческой социально-активной личности [22, 23, 24]. Но при существующих подходах к содержанию физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, ее потребностей и действенных мотивов по отношению к занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств.

Исследования по проблеме формирования интереса до сих пор включают, как изучение ее компонентов, так и поиск средств и частично методов ее формирования. Однако в теории и практике физического воспитания данное направление не представлено целостно; наличие жесткой регламентации в обучении двигательным действиям и в развитии физических качеств ограничивало развитие методик, связанных с познавательной активностью. Долгие годы господствовал принцип "делай, как я".

Учеными установлено, что активность учащихся на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными  факторами: содержанием, организацией и методикой проведения уроков, характером оценивания учащихся, их удовлетворенностью уроком физической культуры, их собственным, а также преобладающим в семье  и школе отношением к физической культуре и спорту. Следовательно, интерес возникает у субъекта при воздействии на него в первую очередь внешней среды, и будет проявляться до тех пор, пока она будет вызывать положительные эмоции. Таким образом, эффективность учебного процесса достигается путем рационального сочетания средств и методических приемов, обеспечивающих систематическое воздействие на каждый из компонентов интереса.

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению  удовлетворенности. К сожалению, как  показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения  школьников к учению. Вместе с тем,  он существенно дополняет получаемую при изучении отношений  с помощью интересов и мотивов картину.  Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение,  предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно,  является субъективной, то есть оценкой  этой деятельности со стороны субъекта.  

Формирование положительно-активного  отношения к уроку физической культуры происходит через состояние  «удовлетворенности».

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту