Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
Как отдельное направление
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что интерес —
это специфическая форма
Анализ опыта педагогов
В психологии интерес — это отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному [2, с. 53].
Таким образом, интерес выступает:
— и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
— и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
— и как особое избирательное (не безучастное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
В жизни детей двигательная деятельность
является фактором активной биологической
стимуляции, которая совершенствует
механизмы адаптации
Низкая плотность занятий, отсутствие
индивидуального подхода и
Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к урокам физической культуры и спорту. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре и желания заниматься физическими упражнениями. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы. Отсюда повышенный интерес педагогов физической культуры к нетрадиционным педагогическим подходам к повышению эффективности школьных уроков.
Интерес является одним из важнейших мотивов, который в психологии чаще всего определяется как эмоциональное проявление познавательной потребности утверждал Петровский А.В. [22, с. 74-96].
Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья — вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом [12, с. 43]. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации необходимо рассматривать в единстве.
При рассмотрении отношений личности необходимо учитывать внешний и внутренний миры, которые тесно взаимосвязаны между собой. Внутренний мир человека включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, ожидания, ценностные ориентации, установки. Благодаря их взаимосвязи внутри личности существуют мотивационные механизмы.
Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, которые в результате преобразуются в цель личности. Осознанные потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, которая определяет направленность его действий. Именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности и оказываются главными причинами его действий.
Под мотивами принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. Интересы реализуются вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой её деятельности и поведения [3, 44].
Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию [3, 12, 14, 31].
Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у учащегося вдохновение успехом, желание продолжить занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по классу (группе) во время этих занятий. [Приложение А.]
Вместе с тем как чрезмерно трудные, так и чрезмерно лёгкие режимы внешней мотивации дают противоположный эффект: внутренняя мотивация и интерес не формируются, то есть — в первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором — эмоции скуки и равнодушия.
Как же педагогу определить — какими мотивами руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними? Для этого нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжат занятия — это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы, причём занимающиеся, должны быть уверены, что при свободе выбора их решения никто не будет ни поощрять, ни наказывать.
Процесс формирования интереса к занятиям
физической культурой и спортом
— это не одномоментный, а многоступенчатый
процесс: от первых гигиенических знаний
и первого знакомства с физическими
упражнениями до глубоких психофизиологических
знаний и интенсивных занятий
спортом. Занятия спортом — это
одна из возможных ступеней процесса
физического и духовного
На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на её основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых условий, возраста человека и развития его личностных качеств [11, с. 59].
В работе Ильина Е.Г. и Лихачева Л.В. [24, с. 437] показано, что удовлетворенность учением может зависеть в одних случаях от какого-либо доминирующего фактора (например, обожание учителя, наличие разнообразного спортивного инвентаря) или же формироваться под воздействием целого комплекса учебных факторов (интереса к предмету, благоприятного климата на уроках и др.). Поэтому педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность. Это тем более важно, поскольку в процессе обучения учащихся в школе роль ведущих факторов от младших классов к старшим может меняться.
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались Палайма Ю.В., Пуни А.Ц., Соколов В.А.и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности [55, с. 77].
Многие авторы сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что в работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.
Исследования Ашмарина Б.А., Бальсевича В.К., Ильина Е.П., Шаулина В.Н. и др. убедительно доказывают, что повышение интереса школьников на уроках физической культуры способствует выработке способов физического самосовершенствования, поддержанию оптимального состояния здоровья, воспитанию творческой социально-активной личности [22, 23, 24]. Но при существующих подходах к содержанию физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, ее потребностей и действенных мотивов по отношению к занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств.
Исследования по проблеме формирования интереса до сих пор включают, как изучение ее компонентов, так и поиск средств и частично методов ее формирования. Однако в теории и практике физического воспитания данное направление не представлено целостно; наличие жесткой регламентации в обучении двигательным действиям и в развитии физических качеств ограничивало развитие методик, связанных с познавательной активностью. Долгие годы господствовал принцип "делай, как я".
Учеными установлено, что активность учащихся на уроке физической культуры определяется, прежде всего, социальными факторами: содержанием, организацией и методикой проведения уроков, характером оценивания учащихся, их удовлетворенностью уроком физической культуры, их собственным, а также преобладающим в семье и школе отношением к физической культуре и спорту. Следовательно, интерес возникает у субъекта при воздействии на него в первую очередь внешней среды, и будет проявляться до тех пор, пока она будет вызывать положительные эмоции. Таким образом, эффективность учебного процесса достигается путем рационального сочетания средств и методических приемов, обеспечивающих систематическое воздействие на каждый из компонентов интереса.
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем, он существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение, предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно, является субъективной, то есть оценкой этой деятельности со стороны субъекта.
Формирование положительно-