Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)


ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО  МЕТОДОВ    В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРАМАНИЯ ИНТЕРЕСА К СПОРТУ

 

Выпускная работа

на соискание образовательно-квалификационного  уровня «бакалавр» по специальности  6.010100 «Начальное обучение»

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6

Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42

    1. Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20

1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30

1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42

Выводы по І разделу …………………………………...……………………43

Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64

2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50

2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57

2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64

Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65

Заключение………………………………………………………..………66-67

Литература …………………………….………………………………….68-73

Приложения

 

 

 

 

Введение

 

В школьный период жизни человека физическому воспитанию необходимо уделять большое внимание. Это  связано с тем, что в это  время закладывается фундамент  всестороннего физического развития личности, укрепления здоровья, а также  формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Сегодня, с появлением компьютеров, игровых приставок, нарушается осанка, ухудшается здоровье подрастающего  поколения. Дети более склонны играть в компьютерные игры, смотреть мультфильмы  и развлекательные телепередачи, нежели заниматься спортом. Эти предпочтения объясняются тем, что у детей  нет желания заниматься физическими  упражнениями, то есть, отсутствует  интерес к спорту.

Одной из задач современной школы  является воспитание здоровой личности, способной на плодотворный физический и умственный труд, поэтому цель физического воспитания школьника  — доказать ценность занятий физической культурой и спортом, воспитать  ценностное отношение к здоровью и крепкому организму [1, с. 166-169].

Необходимым условием гармоничного развития личности младшего школьника является достаточная двигательная активность. В основном двигательный режим младшего школьника складывается из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного  отдыха в выходные дни.

Однако в силу высокой учебной  нагрузки в школе и дома, и других причин, у большинства младших  школьников отмечается дефицит в  режиме дня, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать  ряд серьёзных изменений в  организме младшего школьника.

В связи с этим, для развития всесторонне гармонически развитой личности младшего школьника, в общеобразовательных  школах на уроках физической культуры используются как общепедагогические, так и специфические методы.

Игровой и соревновательный методы Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и другие педагоги современной школы относят к специфическим. Игра, соревнования, являясь любимыми видами деятельности младших школьников, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию [60, с. 40].

В научной теории и практике проблема использования игровых и соревновательных методов в обучении и воспитании является актуальной и сегодня. Данной проблемой занимались такие выдающиеся педагоги как Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и другие. Они рассматривали игру и соревнование как основные средства физического воспитания, так как именно в этих видах деятельности у ребенка развиваются физическая сила, находчивость, творческая активность. По их мнению, игра является миром, который ребенку более интересен, чем окружающая действительность. Педагоги предлагали всячески поощрять стремление детей к играм, ведь игры воспитывают у детей дисциплинированность, чувство ответственности и долга [30, 33, 51, 56].

В отечественной и современной  психологии также уделяется внимание игре. Психологи рассматривают игру как средству формирования интереса к активной и познавательной деятельности младших школьников. Изучением этого  вопроса занимались: Гордон Л.А. (изучал психологическую природу интереса), Дусавицкий А.К., Репкин В.В. (изучали познавательные интересы детей дошкольного и младшего школьного возраста), Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. (рассматривали интерес как мотив), Выготский Л.С. (рассматривал интерес как проявления инстинкта в деском возрасте) и др. [7, 16, 49].

Таким образом, интерес представляет собою избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной  или нескольких учебных областей, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности.

Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Аксарина Н.М., Залогина В.П. и другие психологи утверждают, что игра является средством развития интереса ребенка к активной деятельности. Именно через игру у ребенка воспитываются такие качества как, дружелюбие, уважение, усердие, чувство долга и ответственности, сознательность [6, 61, 62].

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта, стремится к регулярным занятиям ими [52, с. 65].

В нашей бакалаврской работе мы раскроем сущность игрового и соревновательного  методов, а также рассмотрим, как  с помощью данных методов можно  формировать интерес к спорту.

Сказанное и определяет актуальность применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.

Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.

Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы установить актуальность и степень изученности данной проблемы.
  2. Изучить особенности игрового и соревновательного методов, обеспечивающих формирование интереса к спорту младших школьников.
  3. Разработать игровые и соревновательные мероприятия по физической культуре, направленные на формирование интереса младших школьников к спорту.
  4. Внедрить разработанные игровые и соревновательные мероприятия в экспериментальных условиях и оценить их эффективность.

Для решения поставленных задач  мы использовали следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования.
  2. Беседа с учителем.
  3. Анкетирование для учащихся.
  4. Педагогический эксперимент, включавший констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в анализе психолого-педагогической и методической литературы и установлении актуальности и степени изученности  данной проблемы, а также в изучении особенностей игрового и соревновательного  методов, обеспечивающих формирование интереса к спорту младших школьников.

Основные положения исследования были отражены в статье «Подвижные игры в физическом воспитании младших  школьников как средство формирования интереса к физической культуре и  спорту [1, с. 166-169].

Экспериментальная база исследования: 2- «А» и 2-«Т» классы УВК школы — сад № 15  г. Симферополь.

Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, заключения, списка использованных источников (всего 64 источника), и 9 приложений. Общий объём работы составляет 100 страниц, из которых  73 страниц основного текста.

Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников

 

    1. Значение игрового метода в физическом воспитании младших

 школьников. Виды и направленность игр

 

В воспитании всесторонне развитого  человека большое значение имеет  физическое воспитание, которое должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы и общества, при этом важная роль принадлежит школе. Физическое воспитание подрастающего поколения  зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от правильного  методического руководства взаимоотношениями  учащихся, от четкой организации и  проведения занятий и мероприятий по физической культуре и спорту.

В связи с этим, в общеобразовательных  школах на уроках физической культуры используются как общепедагогические, так и специфические методы. К специфическим методам Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и другие педагоги современной школы относят игровой и соревновательный методы. Это связанно с тем, что игры и соревнования, являясь любимыми видами деятельности младших школьников, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию[60, с. 40].

Игре, как средству воспитания уделял много внимания Макаренко А.С.. Он считал, что игра для детей необходима, так как является одним из действенных средств подготовки детей к труду [33, с. 375].

Писатель Горький А., высоко оценивая значение игры, подчёркивал их образовательное  значение. «Игра, — говорил Горький  А., — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который  призваны изменять» [8, с. 321].

Советский педагог Сухомлинский В.А. подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [27, с. 205].

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли также Бюлер К., Гросс, Фрейд З., Пиаже, Дьюи, Фромм и др.

Стремясь раскрыть мотивы игры, Бюлер К. выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самих действий, независимо от результата) как основного мотива игры. В игре важен не практический результат действия, т.е. воздействия на предмет, а сама деятельность. Игра не обязанность, а удовольствие [5, с. 23-34].

Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра — забава, установленная по правилам; играть — шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [10, с. 289]; «...играть – резвиться, забавляться, развлекаться»[43, с. 247]; в других источниках, игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Выготский Л.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Мухина В.С., Рубинштейн С.Л., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Эльконин Д.Б. и др.

Попытки дать свою теорию игры сделали Л.С. Выготский и его ученики. Они считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам [7, с. 406]. 

В самых различных системах обучения игре отводится особое место и  определяется это тем, что игра очень  созвучна природе ребенка. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются  сообразительность, находчивость, инициатива.  В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее", — писала Крупская Н.К. [30, с. 94].

Ушинский К.Д. видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность, интересная для него именно потому, что понятная. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, в то время как в игре, дитя, уже зреющий человек, пробующее свои силы и самостоятельно распоряжающееся своим сознанием» [56, с. 439].

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту