Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРАМАНИЯ ИНТЕРЕСА К СПОРТУ
Выпускная работа
на соискание образовательно-
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного
методов в физическом воспитании младших
школьников……………………..…………………….…
1.2. Значение соревновательного метода
в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту
у детей младшего школьного возраста и
анализ полученных результатов……………….............
2.2. Применение игрового и соревновательного
методов в физическом воспитании младших
школьников при формировании интереса
к спорту………………………………………………………………
2.3. Анализ и интерпретация результатов
экспериментальной работы………………………………………………………………
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………….………………………………….68-
Приложения
Введение
В школьный период жизни человека
физическому воспитанию необходимо
уделять большое внимание. Это
связано с тем, что в это
время закладывается фундамент
всестороннего физического
Сегодня, с появлением компьютеров,
игровых приставок, нарушается осанка,
ухудшается здоровье подрастающего
поколения. Дети более склонны играть
в компьютерные игры, смотреть мультфильмы
и развлекательные
Одной из задач современной школы является воспитание здоровой личности, способной на плодотворный физический и умственный труд, поэтому цель физического воспитания школьника — доказать ценность занятий физической культурой и спортом, воспитать ценностное отношение к здоровью и крепкому организму [1, с. 166-169].
Необходимым условием гармоничного развития личности младшего школьника является достаточная двигательная активность. В основном двигательный режим младшего школьника складывается из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
Однако в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин, у большинства младших школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме младшего школьника.
В связи с этим, для развития всесторонне гармонически развитой личности младшего школьника, в общеобразовательных школах на уроках физической культуры используются как общепедагогические, так и специфические методы.
Игровой и соревновательный методы Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и другие педагоги современной школы относят к специфическим. Игра, соревнования, являясь любимыми видами деятельности младших школьников, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию [60, с. 40].
В научной теории и практике проблема
использования игровых и
В отечественной и современной психологии также уделяется внимание игре. Психологи рассматривают игру как средству формирования интереса к активной и познавательной деятельности младших школьников. Изучением этого вопроса занимались: Гордон Л.А. (изучал психологическую природу интереса), Дусавицкий А.К., Репкин В.В. (изучали познавательные интересы детей дошкольного и младшего школьного возраста), Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. (рассматривали интерес как мотив), Выготский Л.С. (рассматривал интерес как проявления инстинкта в деском возрасте) и др. [7, 16, 49].
Таким образом, интерес представляет
собою избирательную
Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Аксарина Н.М., Залогина В.П. и другие психологи утверждают, что игра является средством развития интереса ребенка к активной деятельности. Именно через игру у ребенка воспитываются такие качества как, дружелюбие, уважение, усердие, чувство долга и ответственности, сознательность [6, 61, 62].
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими [52, с. 65].
В нашей бакалаврской работе мы раскроем сущность игрового и соревновательного методов, а также рассмотрим, как с помощью данных методов можно формировать интерес к спорту.
Сказанное и определяет актуальность применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
Теоретическая значимость нашего исследования
заключается в анализе
Основные положения
Экспериментальная база исследования: 2- «А» и 2-«Т» классы УВК школы — сад № 15 г. Симферополь.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, заключения, списка использованных источников (всего 64 источника), и 9 приложений. Общий объём работы составляет 100 страниц, из которых 73 страниц основного текста.
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников
школьников. Виды и направленность игр
В воспитании всесторонне развитого
человека большое значение имеет
физическое воспитание, которое должно
осуществляться совместными усилиями
семьи, школы и общества, при этом
важная роль принадлежит школе. Физическое
воспитание подрастающего поколения
зависит от профессионального мастерства
педагога, от знания им психологии ребенка,
от учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей, от правильного
методического руководства
В связи с этим, в общеобразовательных школах на уроках физической культуры используются как общепедагогические, так и специфические методы. К специфическим методам Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и другие педагоги современной школы относят игровой и соревновательный методы. Это связанно с тем, что игры и соревнования, являясь любимыми видами деятельности младших школьников, способствуют их всестороннему и гармоничному развитию[60, с. 40].
Игре, как средству воспитания уделял много внимания Макаренко А.С.. Он считал, что игра для детей необходима, так как является одним из действенных средств подготовки детей к труду [33, с. 375].
Писатель Горький А., высоко оценивая значение игры, подчёркивал их образовательное значение. «Игра, — говорил Горький А., — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» [8, с. 321].
Советский педагог Сухомлинский В.А. подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [27, с. 205].
Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли также Бюлер К., Гросс, Фрейд З., Пиаже, Дьюи, Фромм и др.
Стремясь раскрыть мотивы игры, Бюлер К. выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самих действий, независимо от результата) как основного мотива игры. В игре важен не практический результат действия, т.е. воздействия на предмет, а сама деятельность. Игра не обязанность, а удовольствие [5, с. 23-34].
Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра — забава, установленная по правилам; играть — шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» [10, с. 289]; «...играть – резвиться, забавляться, развлекаться»[43, с. 247]; в других источниках, игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Выготский Л.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Мухина В.С., Рубинштейн С.Л., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Эльконин Д.Б. и др.
Попытки дать свою теорию игры сделали Л.С. Выготский и его ученики. Они считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам [7, с. 406].
В самых различных системах обучения игре отводится особое место и определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее", — писала Крупская Н.К. [30, с. 94].
Ушинский К.Д. видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность, интересная для него именно потому, что понятная. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, в то время как в игре, дитя, уже зреющий человек, пробующее свои силы и самостоятельно распоряжающееся своим сознанием» [56, с. 439].