Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………

Работа содержит 1 файл

Бакалаврская работа.docx

— 173.71 Кб (Скачать)

В практике используются несколько  методических подходов:

– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительного упражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т. п.);

– состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной  подготовки, но требующих психической  мобилизации (например, состязания в  быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний  освоенных ранее элементов);

– введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного  соревновательного упражнения (метание  утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);

– «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений [53, 57, 58].

Первостепенное значение соревновательного  метода в формировании черт спортивного  характера определяется тем, что  этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым ребенка перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.

По мере адаптации ребёнка к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные, квалификационные состязания) [36, с. 73-75].

Постоянная борьба за превосходство  в личных или коллективных достижениях  в определенных упражнениях –  наиболее яркая черта, характеризующая  соревновательный метод. Фактор соперничества  в процессе состязаний, а также  условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил  учащихся и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а, следовательно, и для развития соответствующих качеств. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений.

Соревновательный метод ограничивает возможности дозирования нагрузок при непосредственном руководстве  за деятельностью занимающихся.

Одним из ценных приемов этого метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме. В первом случае речь идет о  подчиненном элементе общей организации  занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в  данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации  занятий (контрольно-зачетные, официальные  спортивные и другие подобные им состязания) [60, с. 143].

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное  определение победителя, поощрение  за достигнутые результаты пропорционально  уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее  сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах  и т. д.) создают особый эмоциональный  и физиологический фон, который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

Соревнование, подобно игре, относится  к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет  существенное значение как способ организации  и стимулирования деятельности в  самых различных сферах жизни. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Основная определяющая черта соревновательного  метода – сопоставление сил в  условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода [26, с. 151].

Во время состязаний, особенно значимых в личных и общественных

отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Командные состязания характеризуются  наряду с этими отношениями

взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности  перед целым

коллективом за достижение соревновательной цели – победы.

Соревновательный метод применяется  при решении разнообразных

педагогических  задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков  и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. В нашей школе традиционными являются различные соревнования, как по видам программы (прыжки в высоту, баскетбол, лыжные гонки, легкая атлетика), так и соревнования, конкурсы, спортивные праздники [27, с. 146].

Соревнования одно из самых распространённых средств физического воспитания и представляет собой сознательную, активную и инициативную деятельность ребёнка, направленную на достижение условной цели.

С учащимися начальных классов  школы могут проводиться соревнования по играм, лёгкой атлетике и гимнастике.

В программу соревнований по играм  включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые  были хорошо разучены на внеклассных  занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся 1-4 классов.

В программу соревнований по лёгкой атлетике, которые проводятся среди  учащихся 3-4 классов, можно включить виды, такие как бег, прыжки в длину  и в высоту с разбега, метание  мяча. Но дистанцию бега следует  ограничить (до 40 метров), а метание мяча можно проводить на дальность или в цель.

В программу соревнований по гимнастике и лёгкой атлетике включается несколько  различных видов, но участие в  них детей в течение одного дня ограничивается лишь двумя, самое  большее тремя видами. Соревнования по подвижным играм при наличии  соответствующих условий можно  проводить в любое время года. Гимнастические соревнования можно  проводить в весенние каникулы, а  легкоатлетические — по окончании  учебного года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться  в классе между командами, а в  школе между классами.

В начальной школе проводятся спортивные соревнования: командные и личностно-командные.

Командные соревнования — это соревнования между командами классов, между отрядами без выполнения личных результатов участников.

Личностно-командные  соревнования — это соревнования, в результате которых выявляются командные и личные результаты участников. Этот вид соревнований является наиболее распространённым.

 Личные результаты в таких  соревнованиях определяются цифровыми  показателями участников в зависимости  от вида соревнований.

Командные результаты определяются различными способами, из которых один обязательно  указывается в положении о  соревнованиях. Место команды может  определяться также по сумме показанных результатов. Результаты соревнования объявляются в каждом классе, а  протоколы вывешиваются на видном месте  в школе [52, с. 390].

Таким образом, соревновательный метод  используется при решении разнообразных  педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных  качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально  использовать их в усложненных условиях.

Исключительно велико значение соревновательного  метода в воспитании морально-волевых  качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности  преодолевать трудности, самообладании  и др. Необходимо, однако, помнить, что  фактор соперничества и связанные  с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия  и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в  нравственном воспитании лишь при условии  высококвалифицированного педагогического  руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту

 

Прежде, чем приступить к изучению интереса к спорту, необходимо рассмотреть  само понятие «интерес», его влияние  на отношения и поведение личности.

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности личности или сосредоточенности  его помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов, потребности во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить становится скучно [49, с. 33-37].

Интерес, как очень сложное и  значимое для личности образование, имеет  множество различных трактовок. В философском словаре Лаланда интерес определяется как самопроизвольное внимание, возбуждающее в мозгу состояние легкой и приятной умственной активности; в словаре Пъерона интерес представлен как качество вещей, которое привлекает внимание человека, ориентирует деятельность; в английском словаре психологических терминов интерес рассматривается, как тенденция заниматься вещами из удовольствия процессом занятий[13, с. 55-58].

В психологическом словаре под  редакцией Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. интерес трактуется как эмоциональное  состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется  побудительностью этой действительности [38, с. 184-185].

Стронг Е.К. утверждает, что «интерес выражается в тенденции человека заниматься определенными объектами, любить некоторые виды деятельности и ориентировать по отношению к ним определенную активность» [9, с. 56].

Рибо Т., Добрынин Н.Ф. рассматривают интерес как избирательную направленность человека, его внимания, в тоже время Рубинштейн С.Л. трактует интерес как избирательную направленность человека, его мыслей, помыслов [42, 47].

Выготский Л.С. утверждал, что основной формой проявления инстинкта в детском возрасте являются интересы. Интересы — суть  выражения органических потребностей ребенка [13, с. 55].

Фрейд З. трактовал интерес как  активатор разнообразных чувств, а   Бюллер Ш. — как своеобразную чувствительность ребенка, структуру, состоящую из потребностей [14, с. 53].

При рассмотрении понятия интереса в отечественной и зарубежной литературе отмечается противоречивость определений. Анализ позволил выявить  общее в понимании интереса. Бабанский Ю.К., Гордон Л.А., Дуркин П.К. Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н.,  Пуни А.Ц., Чебыкин А.Я. и другие  указывают на большую значимость интереса в жизни человека, на его активизирующую роль по отношению к психическим процессам, понимая его как стимулятор деятельности личности и важное условие повышения продуктивности учебного процесса, а также как источник развития активности учащихся в процессе учебы. Беляев М.Ф., Гордон Л.А., Рубинштейн С.Л. отмечают, что активность поведения, отношений, происходит под влиянием интереса. Опираясь на эту особенность, Рубинштейн С.Л. в своих исследованиях выходит за пределы односторонней трактовки зависимости двигательной активности от интереса. И в качестве закономерного явления он обнаружил развитие самого интереса (его углубления и устойчивости) под влиянием двигательной активности школьника. Таким образом, он выделяет два источника в обучении, из которых возникает интерес: содержание учебного материала и процесс двигательной активности [48, с. 93-123].

Информация о работе Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирамания интереса к спорту