Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, дипломная работа
Цель работы состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту.
Объект исследования – процесс формирования интереса к спорту младших школьников.
Предмет исследования – игровой и соревновательный методы как средства формирования интереса к спорту.
Введение………………………………………………………………..…….3-6
Раздел І. Сущность игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников……………………..…………………….…7-42
Значение игрового метода в физическом воспитании младших школьников. Виды и направленность игр……………………………….......…7-20
1.2. Значение соревновательного метода в физическом воспитании детей…………………………………………..…………………………...…….21-30
1.3. Интерес к спорту как залог успешного формирования физической культуры младшего школьника. Критерии интереса к спорту……..………..31-42
Выводы по І разделу …………………………………...……………………43
Раздел ІІ. Обоснование и экспериментальная проверка применения игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников как средств формирования интереса к спорту…..…………..…44-64
2.1. Исследование уровня интереса к спорту у детей младшего школьного возраста и анализ полученных результатов………………...........................…44-50
2.2. Применение игрового и соревновательного методов в физическом воспитании младших школьников при формировании интереса к спорту……………………………………………………………………………51-57
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы…………………………………………………………………………....58-64
Выводы по ІІ разделу ………………………………………...……………..65
Заключение………………………………………………………..………66-67
Литература …………
В практике используются несколько методических подходов:
– выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений общеподготовительного упражнения или элементов основного соревновательного упражнения и т. п.);
– состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
– введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
– «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений [53, 57, 58].
Первостепенное значение соревновательного
метода в формировании черт спортивного
характера определяется тем, что
этот метод исходит из естественных
начал спортивной деятельности (стремления
к первенству, установки на достижения),
приводит в действие мобилизующую силу
специфических межличностных
По мере адаптации ребёнка к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные, квалификационные состязания) [36, с. 73-75].
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил учащихся и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а, следовательно, и для развития соответствующих качеств. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений.
Соревновательный метод
Одним из ценных приемов этого метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.
Соревновательный метод в
Фактор соперничества в
Соревнование, подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода [26, с. 151].
Во время состязаний, особенно значимых в личных и общественных
отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Командные состязания характеризуются наряду с этими отношениями
взаимопомощи,
взаимной ответственности и
коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Соревновательный метод
педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. В нашей школе традиционными являются различные соревнования, как по видам программы (прыжки в высоту, баскетбол, лыжные гонки, легкая атлетика), так и соревнования, конкурсы, спортивные праздники [27, с. 146].
Соревнования одно из самых распространённых средств физического воспитания и представляет собой сознательную, активную и инициативную деятельность ребёнка, направленную на достижение условной цели.
С учащимися начальных классов
школы могут проводиться соревн
В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся 1-4 классов.
В программу соревнований по лёгкой атлетике, которые проводятся среди учащихся 3-4 классов, можно включить виды, такие как бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание мяча. Но дистанцию бега следует ограничить (до 40 метров), а метание мяча можно проводить на дальность или в цель.
В программу соревнований по гимнастике и лёгкой атлетике включается несколько различных видов, но участие в них детей в течение одного дня ограничивается лишь двумя, самое большее тремя видами. Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Гимнастические соревнования можно проводить в весенние каникулы, а легкоатлетические — по окончании учебного года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.
В начальной школе проводятся спортивные соревнования: командные и личностно-командные.
Командные соревнования — это соревнования между командами классов, между отрядами без выполнения личных результатов участников.
Личностно-командные соревнования — это соревнования, в результате которых выявляются командные и личные результаты участников. Этот вид соревнований является наиболее распространённым.
Личные результаты в таких
соревнованиях определяются
Командные результаты определяются различными способами, из которых один обязательно указывается в положении о соревнованиях. Место команды может определяться также по сумме показанных результатов. Результаты соревнования объявляются в каждом классе, а протоколы вывешиваются на видном месте в школе [52, с. 390].
Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях.
Исключительно велико значение соревновательного
метода в воспитании морально-волевых
качеств: целеустремленности, инициативы,
решительности, настойчивости, способности
преодолевать трудности, самообладании
и др. Необходимо, однако, помнить, что
фактор соперничества и связанные
с ним отношения могут
Прежде, чем приступить к изучению
интереса к спорту, необходимо рассмотреть
само понятие «интерес», его влияние
на отношения и поведение
Интерес – это тенденция личности,
заключающаяся в направленности
личности или сосредоточенности
его помыслов на определенном предмете.
Интерес проявляется в
Интерес, как очень сложное и значимое для личности образование, имеет множество различных трактовок. В философском словаре Лаланда интерес определяется как самопроизвольное внимание, возбуждающее в мозгу состояние легкой и приятной умственной активности; в словаре Пъерона интерес представлен как качество вещей, которое привлекает внимание человека, ориентирует деятельность; в английском словаре психологических терминов интерес рассматривается, как тенденция заниматься вещами из удовольствия процессом занятий[13, с. 55-58].
В психологическом словаре под редакцией Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. интерес трактуется как эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризуется побудительностью этой действительности [38, с. 184-185].
Стронг Е.К. утверждает, что «интерес выражается в тенденции человека заниматься определенными объектами, любить некоторые виды деятельности и ориентировать по отношению к ним определенную активность» [9, с. 56].
Рибо Т., Добрынин Н.Ф. рассматривают интерес как избирательную направленность человека, его внимания, в тоже время Рубинштейн С.Л. трактует интерес как избирательную направленность человека, его мыслей, помыслов [42, 47].
Выготский Л.С. утверждал, что основной формой проявления инстинкта в детском возрасте являются интересы. Интересы — суть выражения органических потребностей ребенка [13, с. 55].
Фрейд З. трактовал интерес как
активатор разнообразных
При рассмотрении понятия интереса в отечественной и зарубежной литературе отмечается противоречивость определений. Анализ позволил выявить общее в понимании интереса. Бабанский Ю.К., Гордон Л.А., Дуркин П.К. Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Пуни А.Ц., Чебыкин А.Я. и другие указывают на большую значимость интереса в жизни человека, на его активизирующую роль по отношению к психическим процессам, понимая его как стимулятор деятельности личности и важное условие повышения продуктивности учебного процесса, а также как источник развития активности учащихся в процессе учебы. Беляев М.Ф., Гордон Л.А., Рубинштейн С.Л. отмечают, что активность поведения, отношений, происходит под влиянием интереса. Опираясь на эту особенность, Рубинштейн С.Л. в своих исследованиях выходит за пределы односторонней трактовки зависимости двигательной активности от интереса. И в качестве закономерного явления он обнаружил развитие самого интереса (его углубления и устойчивости) под влиянием двигательной активности школьника. Таким образом, он выделяет два источника в обучении, из которых возникает интерес: содержание учебного материала и процесс двигательной активности [48, с. 93-123].