Обобщение и анализ внеклассной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния внеклассной работы по физической культуре в школе.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Раскрыть задачи, содержание и организацию внеклассной работы в школе.
3. Проанализировать организацию внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий
физической культурой……………………………………………5
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы…………………...5
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы
по физическому воспитанию………………………………………...9
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе…………..13
2.1. Формы внеклассной работы как системы организован­ных
занятий физическими упражнениями и методика их проведения..13
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ
Петропавловского района…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Внекласная работа.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

По нашему мнению внеклассная работа в школе играет огромную роль в процессе становления физически развитой и ведущей здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно же, физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Внеклассная работа является одной из составляющих физического воспитания учеников общеобразовательной Новолиманской школы Петропавловского района. В школе создан комитет спорта во главе с его председателем. Физкультурный комитет школы ставит перед собой задачи: привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом; закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физкультуры; воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия; развитие творческой инициативы и организаторских способностей.

Для этого комитет старается создать все необходимые условия.
Спортивный зал в школе открыт с 8 часов утра до 19 часов вечера, как для школьников, так и  сельской молодежи. В начале учебного года разрабатывается план спортивных мероприятий (в зависимости от районных и республиканских соревнований) (Приложение). Для ребят созданы все возможности для выбора спортивных секций по душе и способностям. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе проводилась и проводится на протяжении многих лет в течение учебного года. Основным критерием внеклассной работы является массовое участие школьников в спортивных секциях, кружках и т.д.

В школе работает 5 спортивных секций и 9 спортивных кружков. Работают спортивные кружки по баскетболу (юноши, девушки), волейболу (юноши, девушки), тяжелой атлетике, пожарно-прикладному виду спорта, туризму, мини-футболу, легкой атлетике, а также спортивные секции по волейболу, легкой атлетике, настольному теннису, шашкам и шахматам.

Учащиеся школы с большим удовольствием участвуют во всех спортивных праздниках и мероприятиях. В школе во время каникул организовывается спортивно – оздоровительный лагерь, который ежегодно занимают призовые места среди спортивных лагерей.

Также хочется отметить тот факт, что в школе ведется с большим успехом спортивно-оздоровительная работа среди сельской молодежи. Ведь учитель физической культуры должен быть проводником идей здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди сельской молодежи. В районе ежегодно проводится спартакиада по 12 видам спорта, где команда СПК «Новолиман» четвертый год подряд занимает первое место. Школа ежегодно проводит спортивные мероприятия как на уровне района, так и на уровне республики по волейболу. (кубок СПК «Новолиман», кубок Весны). Такие соревнования и спортивно-оздоровительная работа среди сельской молодежи дает возможность укрепить авторитет физической культуры.

Кроме этого на базе школы функционирует сборная юношей района по волейболу, которая ежегодно занимает призовые места.

Остановимся на методике отдельных внеклассных мероприятиях, разработанных и проведенных учителями физической культуры Новолиманской школы.

Традиционная легкоатлетическая эстафета, посвящённая началу учебного года.

Большой популярностью среди учащихся всех возрастов школы пользуется легкоатлетическая эстафета, которая традиционно проводится в начале каждого учебного года. Такая эстафета требует самой тщательной подготовки, так как проходит по центральной улице поселка. Подготовка судейской коллегии и оргкомитета начинается в конце августа. К проведению эстафеты привлекаются администрация школы, учителя, учащиеся, руководители предприятий поселка и частные предприниматели. С первых дней занятий в школе учащиеся ведут подготовку команд к этой эстафете. Разметка этапов проводится за 1 день до старта, чтобы учащиеся ознакомились со своей дистанцией. Команды формируются от каждого класса, с первого по одиннадцатый, смешанные, состоящие из 10 человек (5 девочек + 5 мальчиков). Зачет и забеги проводятся по параллелям. Заявки, заверенные врачом и классными руководителями, подаются за день до начала соревнований главному судье. Эстафета традиционно состоит из 10 этапов. В назначенный день команды вместе с классными руководителями собираются для торжественного открытия соревнований. На параде открытия исполняется гимн и поднимается государственный флаг России. Участников приветствуют представители администрации поселка, школы, руководители предприятий. Представляется судейская бригада. По окончании торжественной части участников разводят по этапам, и дается старт эстафете. Маршрут этапов расположен так, что финиш последнего этапа совпадает с линией старта. Это дает возможность зрителям наблюдать ход соревнований по всей дистанции. На параде закрытия объявляются итоги эстафеты, и спонсоры соревнований проводят награждение победителей и всех участников. Такая эстафета в начале учебного года дает заряд бодрости и хорошего настроения, является хорошим средством для сплочения школьного коллектива.

День открытых дверей.

Наиболее популярными в  “День открытых дверей” были конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья” и соревнования по волейболу (баскетболу) между командами детей, родителей, учителей.

Подготовка ко “Дню открытых дверей” начинается за месяц до назначенной даты. На заседании совета коллектива физкультуры выбирается организационный комитет, в состав которого входят:

– завуч по воспитательной работе, председатель совета коллектива физкультуры,

– представитель родительского комитета, учителя физической культуры.

Оргкомитет разрабатывает программу соревнований, проводит агитационную работу. За 10–15 дней красочно оформленное положение вывешивается на школьных стендах, а объявления о дате, времени и месте проведения соревнований по всему поселку. К соревнованиям привлекаются различные общественные и частные организации для оказания спонсорской помощи. При подготовке конкурса “Мама, папа, я – спортивная семья” определяется возраст ребенка, и в соответствии с возрастными особенностями составляется программа соревнований.

Открытие праздника начинается с построения команд участников, на котором они сами представляют название и девиз своей семейной команды. Затем называется состав жюри, членами которого являются представители администрации школы, родителей, учащихся. Объявляется программа соревнований и система оценок за каждый конкурс. Очки, полученные командами, сразу помещаются на информационное табло, чтобы участники и зрители могли непосредственно видеть итог каждого конкурса (Приложение 2).

По окончании соревнований проводится парад закрытия, на котором происходит награждение победителей и участников памятными призами.
По завершении семейных состязаний на игровую площадку приглашаются команды из числа учащихся старших классов, их родителей и учителей школы. Капитаны представляют свои команды. Проводится жеребьевка, и начинаются игры по волейболу (баскетболу). Судьи выбираются заранее из числа учащихся и родителей. По окончании игр на торжественной церемонии проводится награждение команд родителей, учащихся, учителей сувенирами и подарками.

Такие дружеские встречи детей, родителей, учителей дают положительный эффект не только в достижении спортивных результатов, но в большей степени для сближения детей с родителями, учителями. Соревнования проходят очень эмоционально и дают всем участникам большой заряд энергии и здоровья. Таким образом, физкультура и спорт становятся неотъемлемой частью здорового образа жизни в семье.

Все спортивные соревнования, спортивные праздники проводятся организованно, красочно с музыкальным озвучиванием, красочным оформлением места соревнований и соблюдая все ритуалы проведения соревнований.

Проанализировав организацию внеклассной работы в школе мы разработали и провели внеклассное занятие «Откуда взялся мяч».

Цели занятия:

        познакомить с историей появления первого мяча;

        развивать фантазию, внимание учеников, двигательную активность;

        воспитывать бережное отношение к вещам, умение контролировать свои поступки.

Проанализировав результаты данного мероприятия, можно сделать вывод: ребята активно принимали участие в конкурсах, с интересом слушали историю появления мяча. Наше занятие повысило интерес учащихся к физической культуре, приобщило к внеклассным формам занятий (Приложение 3).

Вывод по главе. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Организации физического воспитания школьников объединяют общая цель и задачи. Каждая из них, содействуя решению общих задач, решает и специфические. Вот почему основная задача состоит в необходимости организации ежедневных занятий физическими упражнениями для всех учащихся, широкого вовлечения учащихся в занятия спортивных секций и кружков, внедрения дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию, создав для этого необходимые условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения. Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной занимает подчиненное положение, обогащая последнюю специфическим содержанием и разнообра­зием форм направленного использования физической культуры. Вместе с тем внеклассная работа имеет и свои специфические организационно-методические особенности:

- внеклассная работа строится на добровольных началах;

- содержание и формы организации занятий определяются с уче­том интересов большинства учащихся и условий школы. Уча­щимся предоставляется возможность широкого выбора форм и видов занятий (в соответствии с их желаниями и способностями);

- внеклассная работа строится на основе широкой общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физи­ческой культуры, при постоянном контроле и руководстве их дея­тельностью со стороны администрации, учителей физической куль­туры, организатора внеклассной и внешкольной работы, во­жатых, педагогов школы;

- педагогическое руководство в процессе внеклассной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консуль­тативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

В решении задач физического воспитания школьников внеклас­сная работа призвана содействовать:

1)   вовлечению в систематические занятия физической культу­рой и спортом возможно большего количества школьников и сдаче ими норм комплекса ГТО;

2)   совершенствованию знаний, умений и навыков, двигательных, моральных и волевых качеств, приобретенных в процессе освоения
обязательного курса  физического  воспитания и на этой  основе
обеспечению готовности школьников к более качественному усвое­нию материала  официальной программы по физическому воспитанию.

3)   формированию умений и привычки самостоятельно исполь­зовать доступные средства физического воспитания в повседневной
жизни с целью оздоровления, физического совершенствования, полезного и культурного проведения досуга;

4)   выбору спортивной специализации и достижению в избранном виде спорта результатов на уровне нормативных требований
для соответствующего возраста;

5)   подготовке общественного физкультурного актива школы.

Успешной организации внеклассной работы по физической культуре и спорту способствует создание некоторых условий, к числу которых относятся:

- тесная связь с учебной работой как в содержательном, так и в организационном плане;

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих возможность привлечения широкого круга школьников к занятиям физической культурой и спортом;

- включение внеклассных занятий по физической культуре и спорту в систему всей внеклассной образовательно-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов, при широком участии ученического коллектива;

- использование помощи родителей и шефствующих над школой организаций, которая выражается в содействии материально-техническому обеспечению спортивной базы, организации внеклассных физкультурных мероприятий и занятий в секциях, командах, кружках;

- четкое руководство со стороны администрации и педагогов школы деятельностью школьного коллектива физической культуры.

Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д.

Информация о работе Обобщение и анализ внеклассной работы в школе