Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния внеклассной работы по физической культуре в школе.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Раскрыть задачи, содержание и организацию внеклассной работы в школе.
3. Проанализировать организацию внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий
физической культурой……………………………………………5
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы…………………...5
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы
по физическому воспитанию………………………………………...9
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе…………..13
2.1. Формы внеклассной работы как системы организованных
занятий физическими упражнениями и методика их проведения..13
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ
Петропавловского района…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………
5. Четкое руководство администрации и педагогов деятельностью коллектива физической культуры, родителей и шефов [18,245].
Педагогическое руководство внеклассной работой. Успешность его зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их действий и компетентности.
Директор обеспечивает единую направленность усилий работников школы, для чего предусматривает и общешкольном плане вопросы внеклассной работы по физическому воспитанию: выносит по согласованию с учителем физического воспитания на обсуждение педагогического совета и родительского комитета наиболее актуальные вопросы внеклассной физкультурной работы; контролирует деятельность школьного коллектива физической культуры.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы координирует деятельность учителей и ученических общественных организаций но планированию и проведению внеклассных мероприятий; оказывает консультативную помощь совету коллектива физической культуры; обеспечивает участие в работе коллектива физической культуры классных руководителей, пионервожатого, членов родительского комитета и активистов шефствующих организаций.
Учитель физического воспитания оказывает помощь членам педагогического коллектива через систему инструктивно-методических мероприятий (семинары, инструктаж, показательные тренировочные занятия и др.) и индивидуальных консультаций, руководит работой школьного коллектива физкультуры по всем ее разделам.
Классный руководитель в условиях повседневного общения с учащимися имеет наиболее благоприятные возможности для приобщения каждого к систематическим занятиям физическими упражнениями, сдаче норм призидентских тестов, участию во внеклассных физкультурных мероприятиях, а также для оказания помощи в осуществлении самоуправления учащихся. Он должен предусмотреть в плане воспитательной работы проведение массовых физкультурных мероприятий и участие класса в общешкольных мероприятиях; принимать личное участие в организации и проведении со школьниками своего класса физкультурных мероприятий в режиме дня, туристских походов, прогулок и т. п.; контролировать выполнение поручений коллектива физической культуры; направлять деятельность физкультурного актива, оказывая помощь в планировании, организации работы и пр.
Вывод по главе. Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. По своему содержанию и организации внеклассная работа должна отвечать следующим требования: воспитательной направленности, массовости, свободному выбору учащимися вида занятий, углубленному изучению предмета, привлекательности занятий, соответствию содержания и методики уровню развития детей, стимулированию активности учащихся. Успешность педагогического руководства зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их действий и компетентности.
Внеклассная работа дает возможность укрепить здоровье детей, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело.
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе
2.1. Формы внеклассной работы как системы организованных занятий физическими упражнениями и методика их проведения
При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий - внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура», содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов к занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Различают две формы организации внеклассной работы:
1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию с ограниченным, но относительно постоянным составом занимающихся, объединенных в учебные группы кружка физической культуры, секции ОФП, спортивной секции, группы ГТО.
2. Массовые физкультурные мероприятия представлены неурочными формами организации занятий — туристские походы, соревнования, праздники физической культуры. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, периодически меняющимся контингентом с охватом учеников всей школы, части классов, выделяемых обычно по учебным параллелям, или отдельного класса. Главным признаком их является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности […].
Разновидности организации групповых занятий. Неоднородность контингента школьников по возрасту, физкультурным интересам, уровню физической подготовленности обусловливает целесообразность организации внеклассных занятий в нескольких вариантах:
1. Кружок физической культуры — основная форма проведения групповых занятий с учащимися младших классов. Исходя из условий и количества желающих выбирается один из вариантов организации кружка: для каждого класса в отдельности, для всех учеников начальной школы, для отстающих в усвоении программного материала, отдельно для девочек и мальчиков. Внутри кружка выделяются учебные группы по 20—30 человек. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 45 мин.
Задачи: а) активизация двигательного режима младших школьников; б) расширение круга специальных знаний и двигательных умений учащихся; в) формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.
Направленность содержания занятий должна обеспечивать разностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «школой движений», формирование правильной осанки, улучшение качества усвоения материала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражнения школьной программы, но выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в игровой форме. Например, строевые упражнения—с ограничением лимита времени, общеразвивающие — с сочетанием движений различными частями тела и т. п. Для развития двигательных качеств шире, чем в уроке, применяются игры и эстафеты с элементами спортивных соревнований. Это содержание целесообразно дополнить регулярным проведением прогулок с играми на местности, катанием на коньках и т. п. Использование средств носит преимущественно комплексный характер. Распределение видов упражнений в годовом планировании определяется последовательностью программного материала обязательных уроков.
2. Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации а том или ином виде спорта. Из принятых в секцию формируются учебные группы по 20—25 человек в соответствии с возрастом и полом, уровнем физической подготовленности. Занятия проводятся два раза в неделю по 45—60 мин.
Задачи: а) приобщить возможно большее количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.
3. Группы подготовки к выполнению норм комплекса ГТО создаются в соответствии с положением о комплексе и имеют основной задачей обеспечить необходимую подготовку к выполнению норм и требований соответствующих ступеней комплекса ГТО. Они отличаются от секции ОФП, во-первых, подходом к комплектованию групп и планированию работы; во-вторых, более дифференцированной направленностью средств; в-третьих, сроками функционирования. Группы формируются в соответствий с видами упражнений комплекса ГТО (группы бега, прыжков. лыжной .подготовки и т.д.) из учащихся одного класса или нескольких, попадающих в рамки возрастной градации определенной ступени комплекса ГТО. Основной критерий отбора —уровень готовности учеников к выполнению конкретных норм. Если учащийся выполнил норму, он может прекратить занятия или перейти в группу по другому виду, Занятия строятся на базе общей физической подготовки с использованием упражнений школьной программы и комплекса ГТО. Большее внимание, чем на уроках, уделяется воспитанию физических качеств. Органической частью содержания работы является проведение контрольных испытаний по видам упражнений с целью предварительной проверки готовности занимающихся к выполнению норм. Прием зачетных норм осуществляется на официальных соревнованиях. Сроки функционирования групп и планирование работы определяются общешкольным графиком сдачи норм комплекса ГТО.
4. Спортивные секции создаются для желающих заниматься одним из видов спорта.
Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом; б) содействовать совершенствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
При создании секций предпочтение следует отдавать видам спорта, занятия которыми отличаются простотой организации. не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют прикладное значение и возможности для разносторонней подготовки занимающихся, связаны с содержанием учебной программы, В период подготовки команд к участию во внешкольных соревнованиях могут создаваться временно работающие секция.
В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это ограничивает возможности учащихся в выборе специализации и противоречит основным задачам внеклассной работы.
Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса.
Задачи; а) содействовать улучшению физической подготовленности школьников; б) обеспечить возможность выполнения ими норм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) объективно оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содействовать пропаганде физической культуры.
Внутришкольные соревнования проводятся внутри классов или отдельных групп учащихся (кружок, секция), между классами одной учебной параллели, между классами нескольких параллелей или всей школы. Если в соревновании участвуют школьники разных возрастных групп, то для младших вводится или уравнивание возможностей (гандикап), или при подведении итогов используются специальные таблицы, позволяющие оценить по очкам результаты в соответствии с возрастом соревнующихся. По характеру зачета соревнования могут быть личными (определяется место каждого участника), командными (только места команд) и лично-командными (определяются личные и командные места),
Проведение массовых соревнований дает наибольший педагогический эффект при соблюдении следующих условий: 1) своевременное ознакомление учащихся с положением и условиями проведения соревнований; 2) простота организации соревнований и системы зачета (это позволяет привлечь к организации и судейству самих школьников); 3) красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований; 4) быстротечность (длительные соревнования утомляют детей, снижают эмоциональность и интерес); 5) обеспечение квалифицированного судейства; 6) соблюдение санитарно-врачебных требований; 7) оперативное подведение итогов с возможной информацией о результатах в процессе соревнований.
Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни, коллектива школы, знаменательным датам (дню создания Всесоюзной пионерской организации, открытию школьной спартакиады и т. п.).
Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, конкурс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной паузы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.
Типичными составными частями праздника являются: а) торжественное открытие (парад и общее построение всех участников; приветственное слово к участникам); б) награждение победителей соревнований и физкультурного актива; в) массовые показательные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей и т. п.
Бюро избирается в составе 3—5 человек (председатель, секретарь, члены) на общем собрании секции и выполняет следующие функции: 1) пропагандирует «свой» вид спорта с целью вовлечений учеников в секцию; 2) осуществляет контроль за выполнением занимающимися обязанностей членов секции; 3) организует участие членов секции в подготовке и уборке мест занятий, ремонте инвентаря и оборудования, проведении школьных соревнований и пр.; 4) оказывает помощь учителю в подготовке команд школьников к соревнованиям; 5) ведет текущую документации и учет работы секции.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района
Информация о работе Обобщение и анализ внеклассной работы в школе