Обобщение и анализ внеклассной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния внеклассной работы по физической культуре в школе.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Раскрыть задачи, содержание и организацию внеклассной работы в школе.
3. Проанализировать организацию внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий
физической культурой……………………………………………5
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы…………………...5
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы
по физическому воспитанию………………………………………...9
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе…………..13
2.1. Формы внеклассной работы как системы организован­ных
занятий физическими упражнениями и методика их проведения..13
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ
Петропавловского района…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Внекласная работа.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

5.   Четкое руководство администрации и педагогов деятельностью коллектива физической культуры, родителей и шефов [18,245].

Педагогическое руководство внеклассной работой. Успешность его зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их действий и компетентности.

Директор обеспечивает единую направленность усилий работников школы, для чего предусматривает и общешкольном плане вопросы внеклассной работы по физическому воспитанию: выносит по согласованию с учителем физического воспитания на обсуждение педагогического совета и родительского комитета наиболее актуальные вопросы внеклассной физкультурной работы; контролирует деятельность школьного коллектива физической культуры.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы координирует деятельность учителей и ученических общественных организаций но планированию и проведению внеклассных мероприятий; оказывает консультативную помощь совету коллектива физической культуры; обеспечивает участие в работе коллектива физической культуры классных руководителей, пионервожатого, членов родительского комитета и активистов шефствующих организаций.

Учитель физического воспитания оказывает помощь членам педагогического коллектива через систему инструктивно-методических мероприятий (семинары, инструктаж, показательные тренировочные занятия и др.) и индивидуальных кон­сультаций, руководит работой школьного коллектива физкультуры по всем ее разделам.

Классный руководитель в условиях повседневного общения с учащимися имеет наиболее благоприятные возможности для приобщения каждого к систематическим занятиям физическими упражнениями, сдаче норм призидентских тестов, участию во внеклассных физкультурных мероприятиях, а также для оказания помощи в осуществлении самоуправления учащихся. Он должен предусмотреть в плане воспитательной работы проведение массовых физкультурных мероприятий и участие класса в общешкольных мероприятиях; принимать личное участие в организации и проведении со школьниками своего класса физкультурных меро­приятий в режиме дня, туристских походов, прогулок и т. п.; контролировать выполнение поручений коллектива физической культуры; направлять деятельность физкультурного актива, оказывая помощь в планировании, организации работы и пр.

Вывод по главе.  Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект. По своему содержанию и организации внеклассная работа должна отвечать следующим требования: воспитательной направленности, массовости, свободному выбору учащимися вида занятий, углубленному изучению предмета, привлекательности занятий, соответствию содержания и методики уровню развития детей, стимулированию активности учащихся. Успешность педагогического руководства зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их действий и компетентности.

Внеклассная работа дает возможность укрепить здоровье детей, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе

 

2.1. Формы внеклассной работы как системы организован­ных занятий физическими упражнениями и методика их проведения

 

При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий - внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физи­ческого воспитания школьников, осуществляемого в системе обя­зательных уроков по предмету «Физическая культура», содейст­вует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов к занятиях избранным видом упраж­нений, развивает социальную активность занимающихся.

Различают две формы организа­ции внеклассной работы:

1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию с ограниченным, но относительно постоянным составом занимаю­щихся, объединенных в учебные группы кружка физической куль­туры, секции ОФП, спортивной секции, группы ГТО.

2. Массовые физкультурные мероприятия представлены не­урочными формами организации занятий — туристские походы, со­ревнования, праздники физической культуры. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, пе­риодически меняющимся контингентом с охватом учеников всей школы, части классов, выделяемых обычно по учебным паралле­лям, или отдельного класса. Главным признаком их является простота правил и условий участия, доступность содержания каж­дому участнику независимо от его подготовленности […].

Разновидности организации групповых занятий. Неоднород­ность контингента школьников по возрасту, физкультурным инте­ресам, уровню физической подготовленности обусловливает целе­сообразность организации внеклассных занятий в нескольких ва­риантах:

1. Кружок физической культуры — основная форма проведения групповых занятий с учащимися младших классов. Исходя из условий и количества желающих выбирается один из вариантов организации кружка: для каждого класса в отдель­ности, для всех учеников начальной школы, для отстающих в ус­воении программного материала, отдельно для девочек и мальчи­ков. Внутри кружка выделяются учебные группы по 20—30 чело­век. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 45 мин.

Задачи: а) активизация двигательного режима младших школьников; б) расширение круга специальных знаний и двига­тельных умений учащихся; в) формирование интереса к заняти­ям физическими упражнениями.

Направленность содержания занятий должна обеспечивать раз­ностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «шко­лой движений», формирование правильной осанки, улучшение ка­чества усвоения материала учебной программы. В занятия вклю­чаются главным образом упражнения школьной программы, но выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в иг­ровой форме. Например, строевые упражнения—с ограничением лимита времени, общеразвивающие — с сочетанием движений различными частями тела и т. п. Для развития двигательных ка­честв шире, чем в уроке, применяются игры и эстафеты с элемен­тами спортивных соревнований. Это содержание целесообразно дополнить регулярным проведением прогулок с играми на мест­ности, катанием на коньках и т. п. Использование средств носит преимущественно комплексный характер. Распределение видов уп­ражнений в годовом планировании определяется последователь­ностью программного материала обязательных уроков.

2. Секция общей физической подготовки являет­ся одной из форм дополнительной работы по предмету «Физиче­ская культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможно­сти для специализации а том или ином виде спорта. Из принятых в секцию формируются учебные группы по 20—25 человек в со­ответствии с возрастом и полом, уровнем физической подготов­ленности. Занятия проводятся два раза в неделю по 45—60 мин.

Задачи: а) приобщить возможно большее количество школь­ников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе со­действовать успешному выполнению требований учебной про­граммы.

3. Группы подготовки к выполнению норм комп­лекса ГТО создаются в соответствии с положением о комплек­се и имеют основной задачей обеспечить необходимую подготовку к выполнению норм и требований соответствующих ступеней комп­лекса ГТО. Они отличаются от секции ОФП, во-первых, подходом к комплектованию групп и планированию работы; во-вторых, бо­лее дифференцированной направленностью средств; в-третьих, сроками функционирования. Группы формируются в соответствий с видами упражнений комплекса ГТО (группы бега, прыжков. лыжной .подготовки и т.д.) из учащихся одного класса или не­скольких, попадающих в рамки возрастной градации определен­ной ступени комплекса ГТО. Основной критерий отбора —уровень готовности учеников к выполнению конкретных норм. Если уча­щийся выполнил норму, он может прекратить занятия или перей­ти в группу по другому виду, Занятия строятся на базе общей физической подготовки с использованием упражнений школьной программы и комплекса ГТО. Большее внимание, чем на уроках, уделяется воспитанию физических качеств. Органической частью содержания работы является проведение контрольных испыта­ний по видам упражнений с целью предварительной проверки готовности занимающихся к выполнению норм. Прием зачетных норм осуществляется на официальных соревнованиях. Сроки функ­ционирования групп и планирование работы определяются обще­школьным графиком сдачи норм комплекса ГТО.

4. Спортивные секции создаются для желающих зани­маться одним из видов спорта.

Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом; б) содействовать совершен­ствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навы­ков инструкторской работы и судейства соревнований.

При создании секций предпочтение следует отдавать видам спорта, занятия которыми отличаются простотой организации. не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют прикладное значение и воз­можности для разносторонней подготовки занимающихся, связаны с содержанием учебной программы, В период подготовки команд к участию во внешкольных соревнованиях могут создаваться вре­менно работающие секция.

В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение кон­курсного отбора нежелательно, так как это ограничивает воз­можности учащихся в выборе специализации и противоречит ос­новным задачам внеклассной работы.

Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса.

Задачи; а) содействовать улучшению физической подготовлен­ности школьников; б) обеспечить возможность выполнения ими норм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) объектив­но оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содей­ствовать пропаганде физической культуры.

Внутришкольные соревнования проводятся внутри классов или отдельных групп учащихся (кружок, секция), между классами одной учебной параллели, между классами нескольких паралле­лей или всей школы. Если в соревновании участвуют школьники разных возрастных групп, то для младших вводится или уравни­вание возможностей (гандикап), или при подведении итогов ис­пользуются специальные таблицы, позволяющие оценить по оч­кам результаты в соответствии с возрастом соревнующихся. По характеру зачета соревнования могут быть личными (определяет­ся место каждого участника), командными (только места команд) и лично-командными (определяются личные и команд­ные места),

Проведение массовых соревнований дает наибольший педаго­гический эффект при соблюдении следующих условий: 1) свое­временное ознакомление учащихся с положением и условиями проведения соревнований; 2) простота организации соревнований и системы зачета (это позволяет привлечь к организации и судей­ству самих школьников); 3) красочность оформления и своевре­менность подготовки мест соревнований; 4) быстротечность (дли­тельные соревнования утомляют детей, снижают эмоциональность и интерес); 5) обеспечение квалифицированного судейства; 6) со­блюдение санитарно-врачебных требований; 7) оперативное под­ведение итогов с возможной информацией о результатах в про­цессе соревнований.

Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни, коллектива школы, знаменательным датам (дню создания Всесоюзной пионерской организации, открытию школьной спартакиады и т. п.).

Праздники приобретают оздоровительное значение при усло­вии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, кон­курс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной пау­зы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого коли­чества времени.

Типичными составными частями праздника являются: а) тор­жественное открытие (парад и общее построение всех участников; приветственное слово к участникам); б) награждение победите­лей соревнований и физкультурного актива; в) массовые показа­тельные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями луч­ших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с мас­совыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей и т. п.

Бюро избирается в составе 3—5 человек (председатель, секре­тарь, члены) на общем собрании секции и выполняет следующие функции: 1) пропагандирует «свой» вид спорта с целью вовлече­ний учеников в секцию; 2) осуществляет контроль за выполне­нием занимающимися обязанностей членов секции; 3) организует участие членов секции в подготовке и уборке мест занятий, ре­монте инвентаря и оборудования, проведении школьных сорев­нований и пр.; 4) оказывает помощь учителю в подготовке команд школьников к соревнованиям; 5) ведет текущую документации и учет работы секции.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и пра­вил поведения в походе. В походе дети приобретают первона­чальные навыки по туризму (ориентирование на местности, орга­низация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

 

2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района

Информация о работе Обобщение и анализ внеклассной работы в школе