Методическая работа в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы образовательного учреждения возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Работа содержит 1 файл

Методическая раработа в школе.docx

— 45.84 Кб (Скачать)
 

  §1Методическая работа в школе

       Сущность методической работы

         Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы образовательного учреждения возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. 
          Процесс обновления требует совершенствования не только содержания обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности обучающегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе.

      Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

      Методическая работа даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности обучающегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

           Цель методической работы: оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и воспитателей школы. 

Основные  задачи методической работы:

  • обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; 
  • профессиональное становление молодых (начинающих) преподавателей;  
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий;
  • продолжение педагогических экспериментов по поиску новых технологий, форм и методов обучения;
  • выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. Анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых форм, методов обучения, передового педагогического опыта;
  • организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования;
  • приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с требованиями новых руководящих документов в области образования, учебных планов и программ; 
  • организация и проведение работ по повышению качества ведения всех документов по организации и учёту методической работы и их разработки на следующий учебный год; 
  • разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
  • внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем. Разработка программного обеспечения для проведения учебных занятий и внедрение их в учебный процесс; 
  • совершенствование проведения самостоятельных занятий под руководством воспитателей ГПД. Использование их для повышения индивидуализации обучения учащихся, развитие у них навыков самостоятельной работы;
  • качественная подготовка и проведение методической недели и методических дней, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава школы.

       Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой школы. Если методическая тема выбрана правильно, если она актуальная, имеет практическую значимость для школы, если она направлена на интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников, то успех работы школы обеспечен: будут реализованы цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом.           Работа над единой методической темой способствует сплочению коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, имеют место энтузиазм, качество работы, результативность.

        Результаты методической работы непосредственно должны быть связаны с задачами и функциями выполняемой работы, поэтому оценивать результативность нужно по следующим показателям:

  • уровню адаптации новых работников в школе;
  • росту профессионализма учителей и готовности решать задачи, поставленные перед школой;
  • владению учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;
  • качеству методического обеспечения образовательного процесса; освоению учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой;
  • способности учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе.

     Методическую  работу нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая работа, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организционное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

     Объектом  методической работы педагога школы является процесс формирования  знаний, умений, навыков.

     Предмет методической работы составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

     Субъектами  методической работы являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно - методической системы.

     Продуктами (результатами) методической работы являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д.  Продуктами методической работы пользуются учащиеся на уроках.

     Таким образом, под методической работой следует понимать самостоятельный вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе.

      

     Виды, уровни и формы осуществления методической работы 

     В основу определения вида деятельности положено содержание функционального  компонента педагогической деятельности. Вид методической работы - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической работы выполняемым педагогами школы, мы относим:

  • анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
  • методический анализ учебного материала;
  • планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
  • моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
  • конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
  • разработку методики обучения по предмету;
  • разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
  • управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
  • рефрексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

     Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики педагогических кадров.

     Освоение  методической деятельности проходит через  формирование методических умений. Умение - это свойство личности педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.

       Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.

     Осознание того, что методическая работа имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельности пользуются в основном учащиеся.

     Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог  ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит  методическую работу с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

     Методическая  работа педагога превращается в профессиональную, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

     Организация методической работы может существенно  различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская  или сельская), количества в ней  учащихся и учителей.

     Формы организации методической работы в  школе изменяются, обновляются в  зависимости от многих факторов.

     Рассмотрим  основные формы методической работы педагога в  учебном заведении.

 

     

     

     Педагогический  совет

     Основные  направления деятельности педагогического  совета:

     1. Учебно-методическая деятельность: обсуждение вопросов деятельности  учебного заведения, связанных  с учебно-воспитательным процессом;  анализ качества знаний и умений  учащихся; обсуждение состояния  и результатов методической работы  в учебном заведении и т.п.

     2. Организационно-хозяйственная деятельность: обсуждение перспективных и текущих  планов работы учебного заведения,  хода и результатов организационных  мероприятий, производственно-хозяйственной  деятельности; анализ итогов работы  учебного заведения и т.п.

     Пути  повышения эффективности деятельности педагогического совета

     Подготовка:

  • перспективное планирование содержания обсуждаемых вопросов и сроков проведения;
  • вынесение на обсуждение педагогического совета (педсовета) наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебно-воспитательного процесса;
  • анализ итогов реализации решений предыдущих педсоветов;
  • четкое определение лиц, ответственных за подготовку конкретных обсуждаемых вопросов;
  • широкое привлечение к подготовке совета инженерно-педагогических и других работников учебного заведения;
  • заблаговременная подготовка проекта решения совета и др.

     Проведение:

  • деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация проведения;
  • привлечение к активному участию в обсуждении вопросов возможно более широкого круга членов совета;
  • поддержание в ходе педсовета совещательного характера и стиля его работы; не допускать превращения педсовета в очередное Инструктивное мероприятие;
  • демократический стиль проведения;
  • внимательное и уважительное отношение к высказыванию участников;
  • четкое соблюдение плана и основной направленности содержания обсуждаемых вопросов;

     Реализация  решений:

<

Информация о работе Методическая работа в школе