Анализ работы С.М. Соловьва

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Индивидуальное задание №3
Подготовить письменную работу (не более полутора страниц) по проблеме петровского времени «Три точки зрения на одни вопрос». Для этого прочитайте статьи трех авторов: С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова (файлы прилагаются). Изложите суть концептуальных подходов авторов этих статей и выскажите свое мнение относительно этих подходов. Определите для себя, с кем из них Вы согласны, а с кем – нет и почему.

С.М.Соловьев
«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилия ми, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации. Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Трудность дела представлялась ему во всей полноте по возвращении из-за границы, когда он мог сравнить виденное на Западе с чем. что он нашел в России, которая встретила его стрелецким бунтом. Он испытал страшное искушение, сомнение, но вышел из него, вполне уверовавши в нравственные силы своего народа, и не замедлил призвать его к великому подвигу, к пожертвованиям и лишениям всякого рода, показывая сам пример во всем этом. Ясно осознавши, что русский народ должен пройти трудную школу, Петр неусумнился подвергнуть его страдательному, унизительному положению ученика; но в то же время он успел уравновесить невыгоды этого положения славою и величием, превратить его в деятельное, успел создать политическое значение России и средства для его поддержания. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их: но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами... С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна. Родившись с умом необыкновенно возбужденным, чутким ко всему, Петр изощрил эту чуткость до высшей степени, с малолетства прислушиваясь и приглядываясь ко всему, не направляемый, не ограничиваемый никем, а возбуждаемый обществом, уже стоявшим на повороте, колебавшимся между двумя направлениями, волнуемым уже вопросами о старом и новом, когда подле старой Москвы уже виднелся авангард Запада — Немецкая слобода. У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор: отсюда объясняется, что кроме сознательного влечения к морю он имел еще и бессознательное; богатыри старой Руси стремились в широкую степь, местности, сжатые горами, были для него неприятны, тяжелы... Богатырским силам соответствовали страсти, не умеренные правильным, искусным воспитанием. Мы знаем, как мог разнуздываться сильный человек в древнем русском обществе, не выработавшем должных границ каждой силе; могло ли такое общество сдерживать страсти человека, стоявшего на самом верху?» Цит. по: Соловьев С. Л/. История России с древнейших времен. М.. 1993. Кн. IX. Т. 18. С. 532-534.

С. Ф. Платонов
«К какому выводу приведет нас наше изучение Петра? Была ли деятельность его деятельностью традиционной, или же она была резким неожиданным и неподготовленным переворотом в государственной жизни Московской Руси? Ответ довольно ясен. Реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом; Петр не был «царем-революционером», как его иногда любят называть.
Прежде всего, деятельность Петра не была переворотом политическим: во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. <...> В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, формулированная царем Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Регламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до Петра, осталось таким и при Петре. Над органами сословного управления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставался неизменным: как и до Петра, было смешен

Работа содержит 1 файл

Индивидуальное задание №3.docx

— 14.14 Кб (Скачать)

Индивидуальное  задание №3

Теоретико-методологической основой исследования является работа С. М. Соловьева. В процессе анализа текстов использованы сравнительно-исторические, культурологические, структурно-семантические методы.

Историки, проводившие  анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в  них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы  реформ, так и в процессе их осуществления  Петр не играл главной роли (которая  была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет  о большой личной роли Петра I в  проведении тех или иных реформ.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа  реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало  значительных финансовых ресурсов и  мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла  собрать достаточно средств на реорганизацию  и увеличение армии, постройку флота.

С первых лет  правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. 

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями.

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. 

Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка.

Во  время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд историков.

До Петра порядок  престолонаследия в России никак  не регулировался законом, и целиком  определялся традицией. Петр издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником "самого достойного"). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Реформы Петра  изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков  или церкви (черносошные крестьяне  севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству.

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных  мер, в Москве была открыта школа  математических и навигационных  наук.

Информация о работе Анализ работы С.М. Соловьва