Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:15, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния внеклассной работы по физической культуре в школе.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Раскрыть задачи, содержание и организацию внеклассной работы в школе.
3. Проанализировать организацию внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий
физической культурой……………………………………………5
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы…………………...5
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы
по физическому воспитанию………………………………………...9
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе…………..13
2.1. Формы внеклассной работы как системы организованных
занятий физическими упражнениями и методика их проведения..13
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ
Петропавловского района…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий
физической культурой……………………………………………5
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы…………………...5
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы
по физическому воспитанию………………………………………...9
Глава 2. Обобщение и анализ внеклассной работы в школе…………..13
2.1. Формы внеклассной работы как системы организованных
занятий физическими упражнениями и методика их проведения..13
2.2. Организация внеклассной работы в Новолиманской СОШ
Петропавловского района…………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………..30
Приложение 2……………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден [7, 89].
Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.)
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации: спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях и др. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
При выборе содержания и формы двигательной активности следует учитывать возрастные, физиологические и психофизиологические особенности детей.
Исходя из вышесказанного мы считаем тему нашей работы актуальной.
Объект работы: физическое воспитание детей школьного возраста.
Предмет: внеклассная работа в школе.
Целью работы явилось изучение влияния внеклассной работы по физической культуре в школе.
Задачи работы:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Раскрыть задачи, содержание и организацию внеклассной работы в школе.
3. Проанализировать организацию внеклассной работы в Новолиманской СОШ Петропавловского района.
Метод исследования:
1. Библиографический.
2. Обобщение и анализ опыта.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в работе учителей физической культуры, директоров школ, классных руководителей.
Глава 1. Внеклассная работа – как одна из форм занятий физической культурой
1.1. Цели, задачи и содержание внеклассной работы
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
Внеклассная работа представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом [3, 13].
При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий, внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура», содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов на занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Все формы физического воспитания объединяют общие цели и задачи. Каждая из них, содействуя решению общих задач, решает и специфические. Вот почему главная задача, выдвигаемая основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, состоит в необходимости организации ежедневных занятий физическими упражнениями для всех учащихся путем строгого выполнения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широкого вовлечения учащихся в занятия спортивных секций и кружков, внедрения дополнительных и факультативных занятий по физическому воспитанию, создав для этого необходимые условия.
При единой целевой направленности внеклассная работа отличается от учебной, проводимой на уроках физической культуры, следующими особенностями: во-первых, она организуется на добровольных началах, которые проявляются в том, что содержание и формы занятий определяются самой школой с учетом конкретных условий работы, а учащимся предоставляется право выбора видов занятий; во-вторых, работа строится на основе широкой общественной активности занимающихся, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, членов педагогического коллектива и родительской общественности; в-третьих, педагогическое руководство в процессе внеклассной работы приобретает в большей мере консультативно-
Особое внимание во внеурочных занятиях следует обратить на реализацию школьниками в повседневной жизни знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках. Это полезно и ученикам, активно занимающимся спортом в ДЮСШ.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в школах создается коллектив физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре [16, 15]. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.
Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.
1.2. Условия успешного проведения внеклассной работы по физическому воспитанию
Осуществление внеклассной работы и ее успех достигается при четкой организации и выполнении требований, предъявляемых к ее организаторам.
Наибольшая эффективность работы достигается при следующих условиях:
1. Тесная связь с учебной работой как в плане преемственности содержания, так и в организационно-методическом.
2. Доступность занятий и разнообразие их форм, обеспечивающих возможность привлечения к ним широкого круга школьников.
3. Проведение внеклассной работы по физическому воспитанию как составной части системы всей внеклассной образовательно-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов работы и опорой на ученический актив.
4. Использование помощи родителей и шефствующей организации, которая может выражаться в материально-техническом обеспечении спортивной базы, организации физкультурных мероприятий, о руководстве секциями, командами и пр.
Информация о работе Обобщение и анализ внеклассной работы в школе