Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
Цель исследования - совершенствование системы тренировочных воздействий оздоровительной направленности при занятиях аэробикой и шейпингом с женщинами среднего возраста (35-45 лет).
Объект исследования - процесс организации физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой и шейпингом с женщинами среднего возраста (35-45 лет).
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА.
1.1. Анатомо-физиологические особенности женщин 35-45 лет.
1.2. Аэробика и шейпинг как виды оздоровительной физической культуры.
1.3. Принципы организации физкультурно-оздоровительной работы с женщинами среднего возраста.
1.4. Нормирование тренировочных нагрузок для женщин среднего возраста на занятиях аэробикой и шейпингом.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Задачи исследования:.
2.2. Методы исследования.
2.3.Организация исследования.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРИМЕНЕНИЯ АЭРОБИКИ И ШЕЙПИНГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
3.1. Мотивы и предпочтения женщин среднего возраста в занятиях оздоровительной физической культурой.
3.2. Методические аспекты проведения оздоровительно-физкультурных занятий с женщинами 35-45 лет.
3.3. Особенности проведения занятий оздоровительной физической культурой с женщинами среднего возраста на основании аэробики и шеипинга.
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
4.1. Динамика морфологических показателей женщин 35-45 лет, занимающихся оздоровительной физкультурой на основе аэробики и шейпинга.
4.2. Динамика функциональных показателей женщин 35-45 лет, занимающихся оздоровительной физкультурой на основе аэробики и шейпинга.
4.3. Динамика уровня физической подготовленности женщин 35-45 лет, занимающихся оздоровительной физкультурой на основе аэробики и шейпинга.
4.4. Оценка эффективности оздоровительно-физкультурных занятий по результатам анализа дневников самоконтроля и анкетирования.
ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВЫВОДЫ.
129 - 130
Пульс,
дыхание, внешнее
проявление, самооценка
Снижение
кардио - нагрузки
5
5
Простые
шаги и соединения
около и на «степе»
Стретчинг
Постепенное снижение ЧСС
118 - 125
Пульс,
самооценка
Силовой
блок
15
20
Упражнения на силу и силовую выносливость на «степе» и со «степом» для мышц живота, спины, ягодичных мышц, верхнего плечевого пояса
Улучшение
силы
Силовой выносливости
100 - 125
ЧСС,
дыхание, самоконтроль
Заключительная
часть
5
5
Упражнения
на растягивание, расслабление,
Равновесие
Восстановление
деятельности кардиореспираторной
и скелетно-мышечной
системы
Релаксация
менее 100
Пульс,
самооценка
Особенности
силовой тренировки.
Силовая
часть часто выполняется
на «степе» и со
«степом», с использованием
движений фитнес-гимнастики
или, как ее еще называют,
кондинационной или
функциональной гимнастики,
а также атлетической
гимнастики.
1.3.2
Методы, используемые
при проведении
занятий
Для
тренера по аэробике
важно не только красиво
двигаться самому,
но и умение научить
занимающихся правильной
технике. В связи с этим
проблема правильного
обучения, несомненно,
актуальна в аэробике
при освоении даже, казалось
бы, несложных движений,
не говоря о танцевальных
элементах и соединениях.
Сложность
задачи возрастает,
так как в оздоровительной
тренировке мы сталкиваемся
с дефицитом времени.
Обычно занимающиеся
в состоянии посещать
занятия не более 2-3
раз в неделю, при
этом они хотят
как можно быстрее
достичь желаемого
эффекта: похудеть, улучшить
фигуру, здоровье, а
также получить удовольствие,
а не скучать на
занятиях. Поэтому
в отличие от спорта
высоких достижений,
обучение происходит,
с сохранением
принципа поточности
выполнения движений.
Это повышает требования
к тренеру: умение
лаконично и четко
объяснить технику,
быстро заметить ошибки
и тут же исправить
их. Разъяснения по
разучиванию и
замечания тренер
должен делать в тактичной
и доходчивой форме.
Итак,
напомним основные методы
и принципы обучения.
Как и в спорте,
в аэробике применяются
два метода обучения:
целостный и расчлененный.
Относительно доступные
движения, такие как
ходьба, приставные
шаги и их разновидности,
разучиваются целостным
методом. А вот
различного рода «добавки»
в виде движений руками
требует уже расчленения.
Сначала разучиваются
движения ногами, затем
руками, и лишь после
выполняется целостное
двигательное действие.
Расчлененный метод
применяется также
при разучивании
различных танцевальных
сложных для координации
движений.
Изучение
новых движений должно
быть строго последовательным,
систематическим, а
комбинации слагаться
из ранее достаточно
хорошо усвоенных
элементов.
Методические
приемы. В качестве
основных методических
приемов обучения
хореографии выступают
следующие:
Оперативный
комментарий и
пояснение. В процессе
проведения занятия
большое значение
имеют указания, которые
дает тренер в ходе
выполнения упражнений.
Эти указания играют
роль внешнего управляющего
момента, с помощью
которого занимающиеся
могут оперативно
представить собственные
действия. При этом
указания включают моменты,
что и как делать (название
движения, основные
моменты техники,
направление, подсчет
и т. д.), включая
исправление более
или менее грубых
ошибок, внося коррекцию
и тем самым
применяя принцип
обратной связи, сохраняя
при этом поточный
метод проведения
упражнений. Объяснять
надо в доступной,
понятной форме, учитывая
интеллектуальный средний
уровень занимающихся
в группе.
Визуальное
управление группой.
Разработанная в
США условная знаковая
система управления
группой значительно
облегчает проведение
занятий оздоровительной
аэробики.
Обычно
визуальное управление
используется вместе
со словесными указаниями.
Например, показывается
направление движения
с пояснением, что
делать. Система оперативного
комментария, пояснения
и визуального управления
группой должна быть
четкой, уверенной.
Часто
применяются различные
формы фиксации, с
помощью которых
в ощущениях закрепляется
наиболее верное положение,
характерное для
той или иной фазы
упражнения, в особенности
при проведении силовых
упражнений в партере
и с различного
рода амортизаторами,
отягощениями.
К
невербальным методам
управления группой
относятся также
выразительные движения
телом. Тренер должен
подчеркивать своими
движениями моменты
расслабления, напряжения,
характер танцевальных
элементов и т.
п. Важное значение имеет
мимика. Невозможно
проводить занятия при
выражении недовольства,
раздражительности,
усталости на лице.
Музыка
как фактор обучения.
Музыкальное сопровождение
можно рассматривать
и как фактор воздействия
на занимающихся аэробикой
в процессе обучения
упражнениям за счет
изменения темпа и ритма
музыкального сопровождения.
Правильная методика
применения музыки способствует
успешному усвоению
двигательного навыка.
Важным
методическим приемом
является и изменение
темпа выполнения
хореографических движений:
можно замедлять
или ускорять темп
в зависимости
от стадии усвоения
элемента, соединения
или целой комбинации.
Если в начале изучения
нового хореографического
материала темп будет
слишком быстрым,
то, как правило, такая
ситуация может привести
к перенапряжению,
скованной работе
мышц, неспособности
занимающихся понять
задание и повторить
его, что, в свою очередь,
может привести к
раздражению, развить
комплекс неспособности
к данному роду
двигательной активности.
Поэтому «поспешать
надо медленно».
Слишком
затягивать выполнение
движений в замедленном
темпе также не
следует, так как
в этом случае снизится
воздействие занятия
на кардио-респираторную
систему, а следовательно,
и оздоровительный
эффект на организм
занимающихся. Не следует
забывать о принципе
«золотой середины».
Нельзя
требовать сразу
от занимающихся эмоционального
выразительного исполнения
слагаемых комбинации,
а тем более
комбинации целиком.
Сконцентрируйте
внимание на технической
стороне, правильной
последовательности
элементов, ориентировки
в пространстве, а
затем вносите
эмоциональность, раскрепощенность,
выразительность.
Самоконтроль
действий. Самоконтроль
действий включает в
себя не только механическое
повторение движений,
их внешней формы,
но и контроль занимающихся
за своими мышцами, какие
мышцы участвуют
в работе, какова
степень их напряжения.
Тренер-инструктор
должен комментировать
функциональную работу
мышц, поэтому знания
анатомии движений -
важная составная
часть системы
подготовки специалиста
по аэробике. Огромную
помощь в проведении
занятий имеет
зеркало. Занимающиеся
могут контролировать
свои движения и сличать
с действиями тренера.
Поэтому так важно
оборудовать залы
для аэробики зеркалами.
Наличие зеркал в залах
для проведения аэробики
не только исполняет
функции дизайна, но
и является важным для
обучения, технически
правильного выполнения
упражнений, для персонального
контакта, коммуникации
с занимающимися спортом.
Показ
упражнений. В связи
с обучением возникнет
еще одна важная проблема --
как показывать упражнения.
Всегда ли нужен показ
лицом к занимающимся,
в зеркальном отображении?
Простые по координации
движения можно показывать
именно так -- лицом к
занимающимся с левой
руки и ноги, сложные
-- спиной к занимающимся.
Однако
длительное проведение
упражнений спиной к
занимающимся может
вызвать отрицательную
реакцию у некоторых
людей. Поэтому тогда,
когда отдельные движения
или комбинация освоены
достаточно хорошо,
тренер поворачивается
лицом к занимающимся
и выполняет движения
в зеркальном отображении.
Ниже
на отдельных примерах
раскрывается принцип
«зеркального» показа.
Таблица 6
Принципы
«зеркального» показа
Движения занимающегося
Движения
тренера
При
выполнении движений
на месте
С правой ноги
С
левой ноги
При
движении в сторону
или в диагональ
вперед - в сторону
Вправо, с правой ноги
Влево,
с левой ноги
При
продвижении вперед
Занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги
Тренер -
назад, с левой
ноги
При
движении назад или
в диагональ назад -
в сторону
Занимающийся движется назад с правой ноги
Тренер -
вперед, с левой
ноги
Однако
существует и исключение
из правил. Например,
при выполнении V-шага,
шага «мамбо», а также
многих движений из
танцевальных видов
аэробики занимающийся
выполняет движение
вперед с правой ноги,
тренер также вперед,
но с левой ноги.
При выполнении различного
рода движений с поворотами,
например, шаг вперед
с поворотом кругом,
тренер несколько
раз повторяет
движение с группой
в положении спиной,
а затем уже
лицом к группе.
Симметричное
обучение. Необходимо
помнить, что движения
должны выполняться
в ту и другую стороны.
Равномерная нагрузка
способствует гармоническому
развитию.
Известно,
что в процессе
развития организм человека,
несмотря на симметричное
строение двигательного
анализатора, претерпевает
асимметричные изменения,
при которых одна
из конечностей формируется
в ведущую (доминирующую),
другая - в подчиненную (недоминирующую).
Наиболее
характерным выражением
двигательной асимметрии
человека является преимущественное
использование им
одной из верхних
конечностей, что
получило название право-
и леворукости. Как показали
исследования в области
общей и спортивной
педагогики, рационально
осваивать и тренировать
движения вначале доминирующей
рукой или ногой, а потом
недоминирующей. Этот
принцип можно использовать
при индивидуальном
тренинге, а вот при
групповых занятиях,
когда приходится проводить
урок с большой группой
выполняющих различные
перемещения по площадке,
вступает в силу закон
подчинения меньшинства
большинству, а, как
известно, большинство
людей - правши.
У
каждого тренера,
безусловно, существует
своя стратегия обучения.
Программы необходимо
усложнять от уровня
к уровню, в зависимости
от полготовки тренирующихся.
При проведении занятий
аэробикой широко
применяются следующие
методы, обеспечивающие
разнообразие танцевальных
движений:
·
метод музыкальной
интерпретации;
·
метод усложнений;
·
метод сходства;
·
метод блоков;
·
метод "Калифорнийский
стиль".
Рассмотрим
подробнее особенности
этих методов.
Метод
музыкальной интерпретации
Этот
метод широко используется
при построении танцевальных
композиций в аэробике.
Здесь можно выделить
два подхода. Первый -
это конструирование
конкретного упражнения,
второй - вариации движений
в зависимости
от содержания музыки.
Первый
подход основан на
составлении упражнения
с учетом содержания,
формы, ритма, динамических
оттенков музыки. Можно
назвать этот метод
конструированием упражнения
с учетом основ
музыкальной грамоты.
Так, например, самым
удобным музыкальным
размером для выполнения
большинства упражнений
является размер 2/4 или 4/4.
Можно
составить упражнение,
в котором каждое
движение выполняется
на одну или несколько
долей такта, но при
этом нужно, чтобы
начало и окончание
упражнения совпало
с музыкальным
тактом или музыкальной
фразой. Чаще всего
в аэробике составляют
упражнения на 2 или 4
счета. Но могут быть
и более сложные
упражнения на 8-16 счетов.
Определяя
количество повторений
упражнения, следует
учитывать, что переход
на новое движение
должен осуществляться
в соответствии с "музыкальным
квадратом". Например,
упражнение, составленное
на 4 счета, нужно
повторить 8 (16) раз. Тогда
окончание движения
совпадёт с относительно
законченным музыкальным
фрагментом - музыкальным
предложением или
музыкальным периодом.
Сильные и слабые
доли такта могут
акцентироваться
определенными движениями (хлопками,
прыжками, притопами
и т.п.).