Игровые методы обучению в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования.
Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении.

Работа содержит 1 файл

11игровой.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

1. Сущность соревновательно-игрового  метода 
 

Под соревновательно-игровым  методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. 

Этот метод относится  к группе практических занятий, а  его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач  в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного  метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении. 

Исходя из специфики  преподавания, учителю физического  воспитания специальной коррекционной  школы предоставляется широкая  возможность более разнообразно использовать средства и методы преподавания урока с учащимися школы. Можно  использовать большинство трудных  и неинтересных упражнений в соревновательно-игровом  стиле, которые будут воспринятым  учащимися с большим интересом. 

Применение спортивно-игрового метода на уроке физической культуры и во внеурочное время будет в  значительной мере эффективным, нежели заниматься простой шагистикой и  муштрой, который в своей совокупности многогранен, является проверенным  средством двигательной деятельности за счет подключения эмоции учащихся. Использование соревновательно-игрового метода не мешает выполнению программного материала. Его умелое и грамотное  сочетание с программным материалом дает свои положительные результаты. При применении соревновательно-игрового метода дети полностью раскрепощаются, предаются игре. Урок становится разнообразным  и интересным. Каждую игру можно  преподнести по-разному, с учетом возрастной категории или с учетом состояния здоровья. Можно одну и  ту же игру использовать с учащимися 5 класса и 9 класса, соразмерно распределив  нагрузку, время выполнения, спортивные снаряды и приспособления. 

Соревновательно-игровой  метод в системе физического  воспитания учащихся специальных коррекционных  школ должен быть обязательным и главным  элементом. Подобный метод обучения и воспитания будет наиболее целесообразной формой организации двигательной деятельности детей с ослабленным здоровьем. 

Применение данного  метода в учебном процессе позволяет  добиться более высоких показателей  в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми  методами при одинаковых затратах времени. Занятия становятся более интересными, процесс физического развития раскрепощается. Учитель самостоятельно работает над поиском новых соревновательных упражнений или подвижных игр, а также способов их применения. 

Длительное время  обстановка была такова, что для  системы специальных коррекционных  школ было недостаточно учебной литературы по физическому воспитанию. Только в последнее время стали появляться различные пособия по физическому  воспитанию, но их пока недостаточно. Часто  приходится пользоваться пособиями  массовых школ, приспосабливая их к  системе специального образования. Приходится изыскивать возможности  для того, чтобы урок был интересным и увлекательным. А сколько забыто различных русских подвижных  игр? Забыли мы про исконно «Русскую лапту», «Городки» и другое. Ведь эти подвижные игры использовали многие поколения. 

Безусловно, добиться того, чтобы учащиеся выполняли спортивные нормативы на разряды, не всегда возможно. А что возможно - делается и успешно. Как правило, в каждом классе бывает по несколько человек хронически больных детей, официально освобожденных  врачом от занятий физическими упражнениями. А ведь каждому ребенку хочется  проявить себя и быть, как все. На помощь приходят различные приспособления и головоломки. 

Индивидуально каждый учащийся получает определенные задания: 

упражнения с мячом (легкий мяч бросают в кольцо, перекатывание мяча вдоль гимнастической скамейке, перекладывание теннисного мяча из руки в руку и т.д.); 

упражнения с кубиками или головоломками (собрать кубиками какое-либо слово на спортивную тематику, распутать головоломку, использование  кубика Рубика и т.д.); 

упражнения «Веселая рыбалка» (небольшими удочками с магнитами  ребенок «ловит» рыбок на время  или на количество). 

Положительные результаты дают упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Этих упражнений можно придумать много. Одно и  тоже упражнение утомляет ребенка, по мере выполнения упражнения меняются, и дети успешно их выполняют. Ребенок, выполняя подобные упражнения в начальной  школе, разрабатывает моторику рук  и постепенно начинает самостоятельно выполнять несложные посильные  упражнения. Тем самым его работа оценивается, и он становится как  бы на уровне других детей, более подготовленных. 

Физическая культура по своей сути, уникальный предмет  учебного процесса, который направлен  не только на физическое воспитание ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение словарного запаса, понимание процессов жизнедеятельности  организма человека. 

Путей развития умственных способностей учащихся посредством  физического воспитания множество. Вот некоторые из них: 

запоминание различных  специфических терминов; 

осознанное восприятие двигательных действий; 

оценка выполнения физических упражнений товарищами и  самооценка своих действий; 

организация деловых  игр в тесном контакте с теоретическими знаниями и умениями правильного  воспроизведения двигательных действий; 

умения и навыки командных и судейских действий при организации и проведении спортивно-игровых состязаний. 

Уроки физического  воспитания нужно строить таким  образом, чтобы учащиеся осмысленно выполняли предложенные им упражнения, пытаясь их словесно осмыслить, проанализировать, при этом осуществляли регуляцию  темпа, ритма, координации движения и других двигательных характеристик. Необходимо формировать у учащихся способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные  факторы в достижении целей и  задач поставленных перед ними. Следует  постоянно объяснять детям сущность и необходимость занятий физическими  упражнениями, формировать положительное  отношение к ним. 

Во время выполнения упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, которая является важной предпосылкой достижения успехов у  слаборазвитых детей в области  труда, спорта. При этом хорошо формируется  осанка, улучшается работа кистей рук  при письме. Проведение уроков соревновательно-игровым  методом вызывает большой интерес  учащихся к урокам физического воспитания. Такие уроки значительно увеличивают  эмоциональное возбуждение не только участников соревновании или игр, но и болельщиков. Как правило, это  учащиеся, по различным причинам освобожденные  от выполнения физических упражнений. 

В работе при проведении занятии соревновательно-игровым  методом можно использовать разнообразные  межпредметные связи. 

Например: в соревновательно-игровой  обстановке принимают участие две  команды по равному количеству игроков  с равноценным физическим и интеллектуальным развитием. Каждая команда построена  в колонну по одному. По команде  учителя первые игроки ведут баскетбольный  мяч до противоположной стенки или  до указанного места, выполняют определенное задание, возвращаются в команду, передают мяч следующему игроку, который в  свою очередь, добегая до указанного места, продолжает выполнять поставленное задание, возвращается в команду, передает мяч следующему игроку и т. д. Задания  могут быть самыми различными, на любую  ранее изученную тематику и по любому предмету. Эти задания могут  состоять: 

1 пара игроков  - выполнить упражнение на сложение. 

2 пара игроков  - выполнить упражнение на вычитание. 

3 пара игроков  - найти на географической карте  объект: город, страну, реку и т.п. 

4 пара игроков  - составить предложение из трех-пяти  слов. 

5 пара игроков  - рассказать эпизод из истории  или какое-либо стихотворение. 

Каждое правильно  выполненное задание приносит в  копилку команды 1 балл. Соответственно при подведении итогов выполнения задания  учитывается скорость и грамотность  каждого учащегося. Данная игра может  быть рассчитана на любой контингент учащихся, изменяется только сложность  физического упражнения и сложность  выполнения предметных задач. Так на уроке физического воспитания используются межпредметные связи. 

В работе с учащимися  специальных коррекционных школ лучше всего и доступнее соревновательно-игровой  метод обучения, который положительно влияет на лечебно-оздоровительный  процесс. Соревновательно-игровой метод  должен нести в себе полный охват  учащихся к участию в соревнованиях  или играх. Прежде всего, массовость должна проявляться не в том, что  в спортивном зале собрались все  учащиеся школы и присутствовали в качестве болельщиков. 

Главная сущность заключается  в том, что все дети должны участвовать  в мероприятиях. Чтобы каждый ребенок, даже самый слабый, почувствовал себя непосредственным участником события  и, соревнуясь с равными по доступной  программе, вынес уверенность в  себя, получил удовлетворение. 

В работе учителя  физкультуры необходимо предусматривать  проведение разнообразных видов  соревновательно-игровых мероприятий, которые могут проводиться внутри класса, между параллельными классами, а также группами детей определенного  возраста и соответствующей физической подготовке. 

Интерес учащихся к  соревнованиям заметно возрастает, если организовывать и проводить  их, приурочивая знаменательным датам. Это даст реальную возможность учащимся запоминать отдельные исторические события в жизни нашей Родины. 

Четкая и правильная организация проведения занятий  с учащимися специальных коррекционных  школ соревновательно-игровым методом  положительно содействует коррекции  и компенсации дефектов физического  развития, а также способствует формированию личности, отсталого в своем развитии ребенка. 

Если занятия физическими  упражнениями для ребенка, у которого нет двигательных недостатков - это  является способом активного развития. А для ребенка, обучающегося в  специальной коррекционной школе, физическая культура является основным средством устранения отклонений в  двигательной системе. Отсюда следует, что привлечение учащихся специальной  коррекционной школы к активным занятиям физическими упражнениями должно быть одним из главных звеньев  в комплексе учебно-воспитательного  процесса. 

Положительными особенностями  применения физических упражнений являются: 

универсальность (в  организме нет ни одного органа, который бы не реагировал на движение); 

отсутствие отрицательного побочного действия (в основном это  связано при использовании оптимальных  физических нагрузок); 

возможность длительного  применения определенных упражнений, переходящих из профилактических к  оздоровительным упражнениям. 

Своевременное использование  системы физического воспитания, как эффективного средства коррекции  и компенсации недоразвитых функции  позволяет предупредить развитие вторичных  отклонений у ребенка. Безусловно, самое  удобное средство для коррекции  компенсации лучше всего отрабатывать соревновательно-игровым методом. При  котором, раскрепощение детей и  их отключение от уроков, позволяет  вести урок физического воспитания более интересно и с большей  производительностью, как для выполнения программного материала, так и для  здоровья учащегося. 

К основным признакам  соревновательно-игрового метода можно  отнести: 

присутствие соперничества  и эмоциональности в двигательных действиях; 

непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий учащихся; 

проявление максимальных физических усилий и психического воздействия; 

стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных  правил игры или соревнования; 

применение разнообразных  двигательных навыков, необходимых  в конкретных условиях игры или соревнования. 

Если рассматривать  соединение соревновательного и  игрового метода с позиции физического  воспитания, то суть данного метод  сводится к тому, что для решения  учебно-воспитательных и оздоровительных  задач на практике в учебно-тренировочном  процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические  и тактические приемы выполнения упражнений. Участие детей в подвижных  играх и различных эстафетах, позволяет им одновременно играть и  соревноваться. Отсюда незаметно стирается  различие между игрой и соревнованием, так как все двигательные действия несут в себе признаки игры и соревнования. 

Информация о работе Игровые методы обучению в баскетбол