Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:43, реферат
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования.
Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении.
1. Сущность соревновательно-
Под соревновательно-игровым
методом в физическом воспитании
подразумевается способ приобретения
и совершенствования знаний, развитие
двигательных способностей и навыков,
морально-волевых качеств в
Этот метод относится
к группе практических занятий, а
его комбинированное применение
позволяет решать широкий круг задач
в самых различных условиях. Данный
метод обладает многими признаками,
как игрового, так и соревновательного
метода, используемого в физическом
оздоровлении детей в любом дошкольном
или школьном учебном заведении.
Исходя из специфики
преподавания, учителю физического
воспитания специальной коррекционной
школы предоставляется широкая
возможность более разнообразно
использовать средства и методы преподавания
урока с учащимися школы. Можно
использовать большинство трудных
и неинтересных упражнений в соревновательно-игровом
стиле, которые будут воспринятым
учащимися с большим интересом.
Применение спортивно-игрового
метода на уроке физической культуры
и во внеурочное время будет в
значительной мере эффективным, нежели
заниматься простой шагистикой и
муштрой, который в своей совокупности
многогранен, является проверенным
средством двигательной деятельности
за счет подключения эмоции учащихся.
Использование соревновательно-
Соревновательно-игровой
метод в системе физического
воспитания учащихся специальных коррекционных
школ должен быть обязательным и главным
элементом. Подобный метод обучения
и воспитания будет наиболее целесообразной
формой организации двигательной деятельности
детей с ослабленным здоровьем.
Применение данного
метода в учебном процессе позволяет
добиться более высоких показателей
в физическом развитии и подготовки
учащихся по сравнению с общепринятыми
методами при одинаковых затратах времени.
Занятия становятся более интересными,
процесс физического развития раскрепощается.
Учитель самостоятельно работает над
поиском новых соревновательных упражнений
или подвижных игр, а также способов их
применения.
Длительное время
обстановка была такова, что для
системы специальных
Безусловно, добиться
того, чтобы учащиеся выполняли спортивные
нормативы на разряды, не всегда возможно.
А что возможно - делается и успешно.
Как правило, в каждом классе бывает
по несколько человек хронически
больных детей, официально освобожденных
врачом от занятий физическими
Индивидуально каждый
учащийся получает определенные задания:
упражнения с мячом
(легкий мяч бросают в кольцо,
перекатывание мяча вдоль гимнастической
скамейке, перекладывание теннисного
мяча из руки в руку и т.д.);
упражнения с кубиками
или головоломками (собрать кубиками
какое-либо слово на спортивную тематику,
распутать головоломку, использование
кубика Рубика и т.д.);
упражнения «Веселая
рыбалка» (небольшими удочками с магнитами
ребенок «ловит» рыбок на время
или на количество).
Положительные результаты
дают упражнения, способствующие развитию
мелкой моторики рук с предметами
и без предметов. Этих упражнений
можно придумать много. Одно и
тоже упражнение утомляет ребенка, по
мере выполнения упражнения меняются,
и дети успешно их выполняют. Ребенок,
выполняя подобные упражнения в начальной
школе, разрабатывает моторику рук
и постепенно начинает самостоятельно
выполнять несложные посильные
упражнения. Тем самым его работа
оценивается, и он становится как
бы на уровне других детей, более подготовленных.
Физическая культура
по своей сути, уникальный предмет
учебного процесса, который направлен
не только на физическое воспитание ребенка,
но и на развитие его умственных
способностей, расширение словарного
запаса, понимание процессов
Путей развития умственных
способностей учащихся посредством
физического воспитания множество.
Вот некоторые из них:
запоминание различных
специфических терминов;
осознанное восприятие
двигательных действий;
оценка выполнения
физических упражнений товарищами и
самооценка своих действий;
организация деловых
игр в тесном контакте с теоретическими
знаниями и умениями правильного
воспроизведения двигательных действий;
умения и навыки
командных и судейских действий
при организации и проведении
спортивно-игровых состязаний.
Уроки физического
воспитания нужно строить таким
образом, чтобы учащиеся осмысленно
выполняли предложенные им упражнения,
пытаясь их словесно осмыслить, проанализировать,
при этом осуществляли регуляцию
темпа, ритма, координации движения
и других двигательных характеристик.
Необходимо формировать у учащихся
способы контроля и самоконтроля
за движениями, использовать мотивационные
факторы в достижении целей и
задач поставленных перед ними. Следует
постоянно объяснять детям
Во время выполнения
упражнений происходит сложная нервно-мышечная
координация, которая является важной
предпосылкой достижения успехов у
слаборазвитых детей в области
труда, спорта. При этом хорошо формируется
осанка, улучшается работа кистей рук
при письме. Проведение уроков соревновательно-игровым
методом вызывает большой интерес
учащихся к урокам физического воспитания.
Такие уроки значительно
В работе при проведении
занятии соревновательно-
Например: в соревновательно-игровой
обстановке принимают участие две
команды по равному количеству игроков
с равноценным физическим и интеллектуальным
развитием. Каждая команда построена
в колонну по одному. По команде
учителя первые игроки ведут баскетбольный
мяч до противоположной стенки или
до указанного места, выполняют определенное
задание, возвращаются в команду, передают
мяч следующему игроку, который в
свою очередь, добегая до указанного
места, продолжает выполнять поставленное
задание, возвращается в команду, передает
мяч следующему игроку и т. д. Задания
могут быть самыми различными, на любую
ранее изученную тематику и по
любому предмету. Эти задания могут
состоять:
1 пара игроков
- выполнить упражнение на
2 пара игроков
- выполнить упражнение на
3 пара игроков
- найти на географической карте
объект: город, страну, реку и т.п.
4 пара игроков
- составить предложение из трех-
5 пара игроков
- рассказать эпизод из истории
или какое-либо стихотворение.
Каждое правильно
выполненное задание приносит в
копилку команды 1 балл. Соответственно
при подведении итогов выполнения задания
учитывается скорость и грамотность
каждого учащегося. Данная игра может
быть рассчитана на любой контингент
учащихся, изменяется только сложность
физического упражнения и сложность
выполнения предметных задач. Так на
уроке физического воспитания используются
межпредметные связи.
В работе с учащимися
специальных коррекционных школ
лучше всего и доступнее
Главная сущность заключается
в том, что все дети должны участвовать
в мероприятиях. Чтобы каждый ребенок,
даже самый слабый, почувствовал себя
непосредственным участником события
и, соревнуясь с равными по доступной
программе, вынес уверенность в
себя, получил удовлетворение.
В работе учителя
физкультуры необходимо предусматривать
проведение разнообразных видов
соревновательно-игровых
Интерес учащихся к
соревнованиям заметно
Четкая и правильная
организация проведения занятий
с учащимися специальных
Если занятия физическими
упражнениями для ребенка, у которого
нет двигательных недостатков - это
является способом активного развития.
А для ребенка, обучающегося в
специальной коррекционной
Положительными особенностями
применения физических упражнений являются:
универсальность (в
организме нет ни одного органа,
который бы не реагировал на движение);
отсутствие отрицательного
побочного действия (в основном это
связано при использовании
возможность длительного
применения определенных упражнений,
переходящих из профилактических к
оздоровительным упражнениям.
Своевременное использование
системы физического
К основным признакам
соревновательно-игрового метода можно
отнести:
присутствие соперничества
и эмоциональности в
непредсказуемую изменчивость,
как условий, так и действий учащихся;
проявление максимальных
физических усилий и психического воздействия;
стремление учащихся
добиться победы при соблюдении оговоренных
правил игры или соревнования;
применение разнообразных
двигательных навыков, необходимых
в конкретных условиях игры или соревнования.
Если рассматривать
соединение соревновательного и
игрового метода с позиции физического
воспитания, то суть данного метод
сводится к тому, что для решения
учебно-воспитательных и оздоровительных
задач на практике в учебно-тренировочном
процессе реально могут использоваться
разнообразные физические, технические
и тактические приемы выполнения
упражнений. Участие детей в подвижных
играх и различных эстафетах,
позволяет им одновременно играть и
соревноваться. Отсюда незаметно стирается
различие между игрой и соревнованием,
так как все двигательные действия
несут в себе признаки игры и соревнования.