Игровые методы обучению в баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования.
Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении.

Работа содержит 1 файл

11игровой.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного  на временных связях, которые вследствие координационной общности с изучаемым  видом физической деятельности, облегчают  освоение программного материала. 

Соревновательно-игровой  метод хорош тем, что при его  использовании создается игровая  ситуация, при которой встречаются  противоборствующие или соревнующиеся  стороны, цель которых - победить. При  этом степень и характер их взаимодействий регламентируется в зависимости  с оговоренными правилами. Цель любого задания - совершенствование в соревновательно-игровой  обстановке физических качеств, умений и навыков учащихся. 

Соревновательно-игровой  метод может использоваться в  ходе учебного процесса, также для  усвоения и закрепления учебного материала, позволяющего повысить уровень  физической подготовленности. Он несет  в себе большой эмоциональный  заряд, который является эффективным  средством не только физического  развития, но и духовного воспитания. Это следствие того, что соревновательно-игровые  занятия являются мощным источником, позволяющим выполнять простые  и сложные двигательные действия. 

В целях оздоровительной, воспитательной и образовательной  точки зрения в данное время необходимо широко внедрять соревновательно-игровой  метод для занятий с учащимися  школ, как специальных коррекционных, так и общеобразовательных. Особенно это необходимо использовать в школьных учебных заведениях, где обучатся дети с ослабленным здоровьем. Упражнения могут быть различными и интересными, не утомляемые детский организм. Использование  соревновательно-игрового метода позволит учителю физического воспитания успешно развивать общефизическую подготовку учащихся. 

При системном совершенствовании  программного материала в соревновательно-игровой  обстановке, умения и навыки быстро адаптируются к влиянию эмоционального фона состязаний или игры. Различные  тактические действия лучше осваиваются  в упрощенных и доступных условиях, позволяющих сконцентрировать внимание на главном двигательном действии за счет вычленения ведущих элементов  из изучаемого материала. 

Творчески применяемый  соревновательно-игровой метод, в  процессе занятий и во внеурочное время, способствует успешному решению  задач из любых разделов программы  по физическому воспитанию. 

Как известно учебный  процесс по физическому воспитанию состоит из нескольких видов подготовки: физической, технической, тактической  и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку, на практике они тесно взаимодействуют  между собой. Так физическая подготовка позволяет быстрее овладевать не только техническими приемами, но и  тактическими. 

Соревновательно-игровой  метод обучения учащихся имеет большое  значение в деле коррекции недостатков  физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей умственно отсталых детей. При организации и проведении данного метода обучения встречаются все основные виды движений - ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление полосы препятствий, переноска грузов и т.п. Все перечисленные движения способствуют развитию внимания, сообразительности, силы, ловкости, быстроты, выносливости, воспитания дружбы и товарищеской взаимопомощи. Особенно большое воздействие производит проведение подобных занятий на открытом воздухе. При этом сочетается проведение занятий с прекрасным средством активного отдыха. 

Очень важен тот  аспект, что при проведении соревновательно-игрового урока учащиеся значительно сообразительнее  и активнее. Они дисциплинированно  подчиняются установленным правилам, значительно повышается их интеллектуальный уровень. При этом очень эффективно проводить занятия с музыкальным  сопровождением, что в значительной мере содействует эстетическому  воспитанию. При проведении таких  занятий раскрываются скрытые положительные  и отрицательные черты характера  ребенка. 

Соревновательно-игровой  метод проведение урока позволяет  корригировать нарушение пространственной ориентировки, координацию, равновесие. Для развития моторики рук имеют  большое значение игры с мелкими  предметами (малыми мячами с рельефной  сферой, эстафетными палочками, головоломками  из проволоки), которые содействуют  повышению мышечной чувствительности, совершенствуют движения рук и пальцев. При развитии ловкости надо обновлять  знакомые игры (увеличивать или усиливать  нагрузку, разнообразить движения, изменять вес и размер спортивного  инвентаря), предлагать новые задачи на координацию движений, проводить  игры с более сложными правилами  коллективных и индивидуальных действий. 

Например: Упражнения с мячом. Для физически развитых учащихся можно предложить упражнения с баскетбольным мячом, обводкой его вокруг кеглей, забросом мяча в  кольцо, возвращение к команде  и передачей мяча следующему игроку. То же самое можно сделать с  учащимися более слабыми: использование  волейбольного мяча, бег змейкой  возвращением к команде передаче мяча следующему игроку, который бежит  между кеглями с мячом в  руках, забрасывает его в кольцо. Казалось бы, все одинаково, но в  первом случае учащиеся ведут баскетбольный  мяч с обводкой между кеглями  и броском в кольцо, то в другом случае учащиеся бегут с волейбольным мячом змейкой без ведения  мяча. (Можно допустить, что более  слабый ребенок будет передвигаться  не бегом, а шагом). В целом все  выполняют поставленные перед ними задачи по мере своей физической выносливости и состояния здоровья. 

Для развития быстроты организуется проведение игровых моментов с активной двигательной составляющей. Бегом на короткие дистанции, с необходимостью быстрой двигательной реакции на команды учителя, определенные сигналы: хлопок в ладоши, сигнал свистка. 

Скоростно-силовые  качества развиваются в соревновательно-игровых  упражнениях, связанных с прыжками, метаниями с непрерывной двигательной деятельностью средней или нижней интенсивности, исходя из самочувствия и подготовленности учащихся. 

В период комплектования команд для проведения спортивно-игровых  занятий главное внимание нужно  уделять на равно значимость команд, на их конкурентоспособность. Если отдельные  учащиеся, по каким то причинам не подходят для данного вида занятия по своему здоровью или интеллекту, то можно  предложить им индивидуальное упрощенное задание. Но такое, которое бы не ущемило  его достоинство, не причинило бы ему обиды. Это очень важный аспект при работе с учащимися специальных  коррекционных школ. Если не учитывать  этого момента, то ребенок может  замкнуться, уйти в себя и тогда  учителю предстоит долгая кропотливая  работа для его привлечения к  уроку физкультуры. 

В подготовительной части урока можно также с  успехом использовать подвижные  игры, как элемент повторения пройденного  ранее материала. 

Так после пройденной темы на построение и перестроение можно с успехом применить  игры «Быстро стройся!» или «Знай  свое место!». Несколько минут построения, и перестроения из разных положений  быстро запомнятся в игровой обстановке. 

Для успешного проведения занятий соревновательно-игровым  методом в спортивном зале, на полу зала должна быть заранее выполнена  разметка для любого возможного варианта игры или соревнования. Также заранее  подобран весь необходимый спортивный инвентарь. Если игра проводится на свежем воздухе, то перед началом каждой игры учитель вместе с детьми производит разметку игрового поля, и подбирают  соответствующий спортивный инвентарь. 

Учителю физкультуры  нужно помнить об одном непреложном  правиле: нельзя проводить игру слишком  долго и нельзя одну и туже игру повторять очень часто. От длительной игры дети устают, а частое проведение одной и той же игры утомляет детей, и игра становится неинтересной. Игры нужно подбирать очень тщательно  и осторожно, строго следить за дозировкой времени и нагрузки. 

Руководить игрой  нужно объективно, нужно использовать такие игры, в которых признаки победы и поражения достаточно очевидны для учащихся. Можно для коллективного  судейства привлекать более сохранных  учащихся, чтобы при подсчете баллов не создавалось спорных ситуации, чтобы соперничество в игре не перерастало в личную неприязнь. 

Если выполнять  правила и строго профессионально  подходить к проведению каждого  урока спортивно-игровым методом, то можно с уверенностью сказать, выполнение программного материала  и оздоровление детского организма  будет на высоком уровне. 

При общей физической подготовке в системе специальной  коррекционной школы целесообразно  использовать как можно больше соревновательно-игровой  метод. 

Средствами, которого являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие  на физическую и психологическую  подготовку учащихся. К ним можно  отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической  и атлетической гимнастики, атлетики, а также простейшие подвижные  игры, связанные с бегом, прыжками, метанием и всевозможными полосами препятствий. Упражнения на выносливость характеризуются умеренной мощностью, значительной продолжительностью, непрерывностью и вовлечением в активную работу всех органов и систем организма, особенно дыхательной, сердечнососудистой и нервной. Наиболее доступными и  универсальными средствами по развитию выносливости у учащихся специальных  коррекционных школ может являться: ходьба, бег на дистанции, бег с  ходьбой, бег на месте, плавание, передвижение на лыжах, кроссы, катание на коньках, подвижные и спортивные игры. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит  от задач, решаемых на уроке, а также  от условий обучения и подготовленности учащихся. При проведении подобных занятий необходимо учитывать гигиенический  фактор: лучше всего занятия соревновательно-игровым  методом проводить на свежем воздухе. 

Для успешного выполнения задач урока или во внеурочное время учитель должен иметь большое  количество разнообразных карточек. Для достижения наибольшего эффекта  спортивно-игрового урока необходимо заранее подбирать намеченные задачи и необходимый инвентарь, которые  будут соответствовать интересам  и запросам учеников и конкретным условиям работы. 

Практикой работы в  специальной коррекционной школе  подтверждено, что двигательные качества и развитие моторики успешнее развивается  при комплексном подходе в  соревновательно-игровой деятельности. Это значит, что при проведении занятий на уроках физкультуры необходимо использовать средства, заимствованные из различных видов спорта. 

Применение различных  средств в определенных сочетаниях способствуют освоению двигательного  действия, а отсутствие многообразия, значительно снижает двигательный диапазон учащихся, отрицательно влияет на развитие их координационных способностей. К ним можно отнести упражнения, предусматривающие одновременное  развитие быстроты, силы, выносливости. 

С большим интересом  учащиеся воспринимают разнообразные  соревновательные упражнения и подвижные  игры для развития быстроты. Эти  упражнения охватывают различные группы мышц и нацелены на совершенствование  регуляторной деятельности центральной  нервной системы. Их применение удобно для учащихся с ослабленным здоровьем. Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости. Основу высокой скорости в любых технических условиях составляет повторное многократное выполнение упражнений: от более лёгкого  к более сложному. 

В зависимости от избранного режима деятельности подбираются  упражнения и подвижные игры, которые  могут динамического или статического характера. При динамическом характере  двигательной деятельности задания  могут быть индивидуальными или  групповыми. 

Выполнение соревновательно-игровым  методом динамических упражнений, связанных  с преодолением силы тяжести собственного тела, позволяет учащемуся последовательно  переходить от медленных движений к  быстрым, от малой нагрузке к большей. 

При использовании  соревновательно-игрового метода успешнее развивается быстрота, которая заключается  в способности выполнять действия в минимальный для данных условий  отрезок времени. 

Быстрота характеризуется  тремя основными факторами: 

быстротой ответного  движения на конкретный раздражитель; 

быстротой движения в отрезок времени; 

частотой движения в отрезок времени. 

В соревновательно-игровой  деятельности все три фактора  проявляются комплексно, хотя между  ними нет прямой зависимости. 

Соревновательно-игровые  упражнения для развития быстроты в  специальной коррекционной школе  должны быть разнообразными, охватывающими  различные группы мышц и нацеленными...

Информация о работе Игровые методы обучению в баскетбол