Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:43, реферат
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования.
Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками, как игрового, так и соревновательного метода, используемого в физическом оздоровлении детей в любом дошкольном или школьном учебном заведении.
Использование соревновательно-игрового
метода способствует успешному накоплению
двигательного опыта, основанного
на временных связях, которые вследствие
координационной общности с изучаемым
видом физической деятельности, облегчают
освоение программного материала.
Соревновательно-игровой
метод хорош тем, что при его
использовании создается
Соревновательно-игровой
метод может использоваться в
ходе учебного процесса, также для
усвоения и закрепления учебного
материала, позволяющего повысить уровень
физической подготовленности. Он несет
в себе большой эмоциональный
заряд, который является эффективным
средством не только физического
развития, но и духовного воспитания.
Это следствие того, что соревновательно-игровые
занятия являются мощным источником,
позволяющим выполнять простые
и сложные двигательные действия.
В целях оздоровительной,
воспитательной и образовательной
точки зрения в данное время необходимо
широко внедрять соревновательно-игровой
метод для занятий с учащимися
школ, как специальных коррекционных,
так и общеобразовательных. Особенно
это необходимо использовать в школьных
учебных заведениях, где обучатся
дети с ослабленным здоровьем. Упражнения
могут быть различными и интересными,
не утомляемые детский организм. Использование
соревновательно-игрового метода позволит
учителю физического воспитания
успешно развивать
При системном совершенствовании
программного материала в соревновательно-
Творчески применяемый
соревновательно-игровой метод, в
процессе занятий и во внеурочное
время, способствует успешному решению
задач из любых разделов программы
по физическому воспитанию.
Как известно учебный
процесс по физическому воспитанию
состоит из нескольких видов подготовки:
физической, технической, тактической
и психологической. Данное разделение
видов подготовки условно, поскольку,
на практике они тесно взаимодействуют
между собой. Так физическая подготовка
позволяет быстрее овладевать не
только техническими приемами, но и
тактическими.
Соревновательно-игровой
метод обучения учащихся имеет большое
значение в деле коррекции недостатков
физического развития и моторики,
развития интеллектуальных возможностей
умственно отсталых детей. При организации
и проведении данного метода обучения
встречаются все основные виды движений
- ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление
полосы препятствий, переноска грузов
и т.п. Все перечисленные движения способствуют
развитию внимания, сообразительности,
силы, ловкости, быстроты, выносливости,
воспитания дружбы и товарищеской взаимопомощи.
Особенно большое воздействие производит
проведение подобных занятий на открытом
воздухе. При этом сочетается проведение
занятий с прекрасным средством активного
отдыха.
Очень важен тот
аспект, что при проведении соревновательно-игрового
урока учащиеся значительно сообразительнее
и активнее. Они дисциплинированно
подчиняются установленным
Соревновательно-игровой
метод проведение урока позволяет
корригировать нарушение
Например: Упражнения
с мячом. Для физически развитых
учащихся можно предложить упражнения
с баскетбольным мячом, обводкой
его вокруг кеглей, забросом мяча в
кольцо, возвращение к команде
и передачей мяча следующему игроку.
То же самое можно сделать с
учащимися более слабыми: использование
волейбольного мяча, бег змейкой
возвращением к команде передаче
мяча следующему игроку, который бежит
между кеглями с мячом в
руках, забрасывает его в кольцо.
Казалось бы, все одинаково, но в
первом случае учащиеся ведут баскетбольный
мяч с обводкой между кеглями
и броском в кольцо, то в другом
случае учащиеся бегут с волейбольным
мячом змейкой без ведения
мяча. (Можно допустить, что более
слабый ребенок будет передвигаться
не бегом, а шагом). В целом все
выполняют поставленные перед ними
задачи по мере своей физической выносливости
и состояния здоровья.
Для развития быстроты
организуется проведение игровых моментов
с активной двигательной составляющей.
Бегом на короткие дистанции, с необходимостью
быстрой двигательной реакции на
команды учителя, определенные сигналы:
хлопок в ладоши, сигнал свистка.
Скоростно-силовые
качества развиваются в соревновательно-
В период комплектования
команд для проведения спортивно-игровых
занятий главное внимание нужно
уделять на равно значимость команд,
на их конкурентоспособность. Если отдельные
учащиеся, по каким то причинам не подходят
для данного вида занятия по своему
здоровью или интеллекту, то можно
предложить им индивидуальное упрощенное
задание. Но такое, которое бы не ущемило
его достоинство, не причинило бы
ему обиды. Это очень важный аспект
при работе с учащимися специальных
коррекционных школ. Если не учитывать
этого момента, то ребенок может
замкнуться, уйти в себя и тогда
учителю предстоит долгая кропотливая
работа для его привлечения к
уроку физкультуры.
В подготовительной
части урока можно также с
успехом использовать подвижные
игры, как элемент повторения пройденного
ранее материала.
Так после пройденной
темы на построение и перестроение
можно с успехом применить
игры «Быстро стройся!» или «Знай
свое место!». Несколько минут построения,
и перестроения из разных положений
быстро запомнятся в игровой обстановке.
Для успешного проведения
занятий соревновательно-
Учителю физкультуры
нужно помнить об одном непреложном
правиле: нельзя проводить игру слишком
долго и нельзя одну и туже игру
повторять очень часто. От длительной
игры дети устают, а частое проведение
одной и той же игры утомляет детей,
и игра становится неинтересной. Игры
нужно подбирать очень
Руководить игрой
нужно объективно, нужно использовать
такие игры, в которых признаки
победы и поражения достаточно очевидны
для учащихся. Можно для коллективного
судейства привлекать более сохранных
учащихся, чтобы при подсчете баллов
не создавалось спорных ситуации,
чтобы соперничество в игре не
перерастало в личную неприязнь.
Если выполнять
правила и строго профессионально
подходить к проведению каждого
урока спортивно-игровым
При общей физической
подготовке в системе специальной
коррекционной школы
Средствами, которого
являются подвижные игры и соревновательные
упражнения, оказывающие общее воздействие
на физическую и психологическую
подготовку учащихся. К ним можно
отнести соревновательное выполнение
упражнений из основной ритмической
и атлетической гимнастики, атлетики,
а также простейшие подвижные
игры, связанные с бегом, прыжками,
метанием и всевозможными полосами
препятствий. Упражнения на выносливость
характеризуются умеренной
Для успешного выполнения
задач урока или во внеурочное
время учитель должен иметь большое
количество разнообразных карточек.
Для достижения наибольшего эффекта
спортивно-игрового урока необходимо
заранее подбирать намеченные задачи
и необходимый инвентарь, которые
будут соответствовать
Практикой работы в
специальной коррекционной
Применение различных
средств в определенных сочетаниях
способствуют освоению двигательного
действия, а отсутствие многообразия,
значительно снижает
С большим интересом
учащиеся воспринимают разнообразные
соревновательные упражнения и подвижные
игры для развития быстроты. Эти
упражнения охватывают различные группы
мышц и нацелены на совершенствование
регуляторной деятельности центральной
нервной системы. Их применение удобно
для учащихся с ослабленным здоровьем.
Многократное выполнение таких упражнений
в сочетании с бегом, прыжками
дает большой эффект при развитии
не только быстроты, но и скоростной
выносливости. Основу высокой скорости
в любых технических условиях
составляет повторное многократное
выполнение упражнений: от более лёгкого
к более сложному.
В зависимости от
избранного режима деятельности подбираются
упражнения и подвижные игры, которые
могут динамического или
Выполнение соревновательно-
При использовании
соревновательно-игрового метода успешнее
развивается быстрота, которая заключается
в способности выполнять
Быстрота характеризуется
тремя основными факторами:
быстротой ответного
движения на конкретный раздражитель;
быстротой движения
в отрезок времени;
частотой движения
в отрезок времени.
В соревновательно-игровой
деятельности все три фактора
проявляются комплексно, хотя между
ними нет прямой зависимости.
Соревновательно-игровые
упражнения для развития быстроты в
специальной коррекционной