Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа
Целью данной работы является выявление дидактических возможностей отдельных методов обучения.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические основы методов обучения……………………………5-7
1. Историко-педагогический анализ возникновения и становления методов обучения……………………………………………………….8-9
2. Сущность и классификация современных методов обучения…….10-15
2. Пути и средства эффективного выбора методов обучения………..16-17
1. Методика применения словесных методов обучения……………...18-27
2. Условия эффективного формирования навыков и умений………..28-31
3. Контроль и проверка знаний, навыков, умений учащихся………...32-34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Список используемой литературы………………………………………………37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. ВАДИМА
ГЕТЬМАНА
Курсовая работа
По дисциплине: Методика преподавания экономики
на тему:
«Методы
обучения»
Симферополь, 2010
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………37
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, которая призвана обеспечивать условия для развития каждого учащегося, включенного в школьный коллектив. Однако, как свидетельствуют разные данные, в массовой практике педагоги далеко не всегда находят правильное соотношение индивидуального и коллективного в учебно-воспитательном процессе. Поэтому, чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Целью данной работы является выявление дидактических возможностей отдельных методов обучения.
Объект: процесс обучения.
Предмет: система методов обучения.
Методы: анализ литературных источников (изучено 15 источников)
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- провести историко-педагогический анализ возникновения и становления методов обучения;
-
определить сущность и
-
выделить пути и средства
- выявить условия эффективного формирования навыков и умений учащихся, а также пути контроля и проверки знаний, навыков и умений обучаемых.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без применения соответствующих методов невозможно реализовать цели и задачи обучения.
Именно с целью решения поставленных задач в дидактике уделяют внимание выяснению сущности методов обучения, их функции в учебном процессе, условий их эффективного применения на каждом новом этапе, развитие современной школы. В условиях социального и научно-технического прогресса необходимо уделять больше внимания развитию творческих способностей учащихся, познавательных потребностей и интересов, обеспечению единства трудового и нравственного воспитания. Особое место принадлежит в решении этих задач методом обучения.
Содержательная направленность методов обучения составляет их существенную особенность. Именно она определяет, какие операции, потребности и интересы у учащихся формируются, какие отношения усваиваются.
Сущность методов обучения зависит от логико-процессуальной и психологической стороны учебно-познавательной деятельности учащихся (учения) и соответствующей деятельности учителя (преподавания). Методы обучения определяются согласованным эффектом действия приема учения и приемов преподавания. Со стороны учения методы обучения характеризуются разными формами и логическими приемами процесса умственной деятельности учащихся, определенным набором умственных действий, разными видами и уровнями учебно-познавательной деятельности учащихся, разными способами разрешения познавательных противоречий, мотивацией учения, идейно-эмоциональным отношением к нему, волей, вниманием, чувствами обучающихся. Со стороны преподавания существенную особенность методов обучения составляет специфика управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся с целью контроля (а затем и самоконтроля) за процессом овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.
Методы обучения представляют собой много аспектное педагогическое явление – это создает дополнительные трудности в их определении. Вот почему в работах таких исследователей как Т.И.Шамовой, И.Д.Зверева, А.К.Марковой выделены такие основные признаки методов обучения, составляющих в их взаимосвязи сущность определяемого понятия. Такими признаками можно считать следующие:
а) выступать определенным логическим путем усвоения знаний, умений и навыков учащихся.
б) быть определенным видом и уровнем познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование).
Совокупность
отмеченных существенных признаков
методов обучения предполагает двуединую
совместную деятельность учителя и
учащихся в обучении. Каждый из этих
признаков взятый сам по себе, отдельно
от других, в некоторой мере дает возможность
распознать метод обучения среди других
педагогических явлений.
1.1
Историко-педагогический
История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные наглядные и практические методы обучения; МЛ. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Таким образом, считается, что методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Такое
определение метода отражает некоторые
существенные характеристики обучения.
Однако остается неясным, что такое
"упорядоченные способы". Приходится
признать, что в этом случае допускается
тавтология. Словари определяют "метод"
как "способ", а о способе говорится,
что это метод. На теоретическом уровне
"метод" как научная категория теряет
смысл, если считается, что любой способ
действия можно считать методом. Если
же мы хотим включить понятие "метод
обучения" в состав педагогической
теории обучения, т.е. дидактики, придется
принять трактовку метода как чего-то
связанного с сущностью обучения, отображающего
его направленность, что реализуется в
разных формах учебной деятельности, но
не сводится к ним. В этом случае метод
можно отнести к логической форме норматива
и определить его как конструируемую с
целью реализации в конкретных формах
учебной работы модель единой деятельности
преподавания и учения, представленной
в нормативном плане и направленной на
передачу обучающимся, и усвоение ими
определенной части содержания образования
[8, с.27]
1.2
Сущность и классификация
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Сущность методов обучения зависит от логико-процессуальной и психологической стороны учебно-познавательной деятельности учащихся (учения) и соответствующей деятельности учителя (преподавания). Методы обучения определяются согласованным эффектом действия приема учения и приемов преподавания. Со стороны учения методы обучения характеризуются разными формами и логическими приемами процесса умственной деятельности учащихся, определенным набором умственных действий, разными видами и уровнями учебно-познавательной деятельности учащихся, разными способами разрешения познавательных противоречий, мотивацией учения, идейно-эмоциональным отношением к нему, волей, вниманием, чувствами обучающихся. Со стороны преподавания существенную особенность методов обучения составляет специфика управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся с целью контроля (а затем и самоконтроля) за процессом овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. [9,c.52]