Методы обучения в баскетболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, доклад

Описание работы

Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он нашёл огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Работа содержит 1 файл

Реферат - методы в баскетболе.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Факультет физической культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ 
 

МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент гр.  16А00_________________________________________Миртова А. П. 

Преподаватель кафедры СД ________________________________Ткаченко Н. Н.                                 
 
 
 

                                               Томск – 2010 

Введение 

Баскетбол —  популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он нашёл огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Баскетбол состоит  из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать  баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  обучения 

Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т. е. методом.

Используемые  на уроках баскетбола методы можно  подразделить на три группы: 1) словесные, 2) наглядные и 3) практические.

К словесным  методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ — это  короткое повествование о технико-тактических  приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в  игровой деятельности.

 Объяснение  раскрывает содержание, форму и  структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению — краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения — специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они  отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию.

Распоряжения  даются для подготовки, начала или  окончания упражнения или игрового задания.

Задание — это  форма постановки индивидуальной или  коллективной задачи перед занимающимися  для выполнения упражнений или в  учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и  направлено на внесение коррективов  в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или  совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата. 

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию  сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.

Высоко результативны  и вспомогательные наглядные  методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное  значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите,

разнообразные зрительные и звуковые сигналы и  т.д.) ограничивают направление движения, сигнализируют о его начале или  окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т. п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий  эффективности проведения учебных  занятий. 

Практические  методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для  овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники  может осуществляться в целом  или по частям. Относительно простые  игровые приемы (например, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, так как их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением в единое целое. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники  и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:

имитацию отдельных  фаз движения с мячом или без  него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);

фиксацию положений  звеньев тела в ключевые моменты  данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);

создание условий  принудительного ограничения амплитуды  и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча);

 

  • временное выключение из целостного движения отдельных

звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из поло

жения сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и время их использования  зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в  целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия  выполнения технических приемов  усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности:

от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

от статических  действий на месте — к динамическим в движении;

от обособленного  единичного исполнения — к чередованию  и сочетанию с другими действиями;

от многократного  повторения в облегченных стабильных условиях — к ситуативному применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе  обучения содействует метод сопряженных  воздействий. Его сущность состоит  в создании оптимальных условий  для взаимосвязанного комплексного совершенство-" вания игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу.

В качестве самостоятельных  методов на уроках по баскетболу используют игровой и соревновательный. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям.

Игровой метод  предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и  подвижных играх связано с  воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов  в различных сочетаниях и в  постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происхо-

 

дит на фоне повышенного  эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

Основу соревновательного  метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями.

Бескомпромиссное  соперничество, борьба за первенство или  возможно высокое достижение усиливают  комплексное тренировочное воздействие  на организм занимающихся в процессе состязаний; способствуют улучшению  всех видов подготовленности во взаимосвязи и росту спортивных результатов.

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в  усложненных или облегченных  по отношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действенными методическими приемами, практикуемыми на уроках по баскетболу, являются:

уменьшение или  увеличение площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых  действий;

уменьшение или  увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной  из них;

введение в  ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами; условно-зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов, и т.д.);

наложение ограничений  на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владения мячом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.);

Информация о работе Методы обучения в баскетболе