Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе
3. При использовании
в комплексном уроке в качестве средств
воспитания выносливости упражнений,
избирательно активизирующих функции
анаэробного и аэробного энергообеспечения
двигательной деятельности, упражнения,
выполняемые преимущественно в анаэробном
режиме (направленные на развитие специфической
выносливости скоростного или аналогичного
характера), следует концентрировать в
основной части урока, как правило, перед
выполнением упражнений преимущественно
аэробного характера (в случае обратной
последовательности непосредственный
эффект упражнений аэробной направленности
не способствует, а в определенных ситуациях
и препятствует положительному эффекту
анаэробных и анаэробно-аэробных упражнений
как факторов развития специфической
выносливости).
4. Если в уроке будут
представлены и упражнения относительно
избирательного воздействия, требующие
преимущественного проявления координационных,
или скоростных, или силовых способностей,
и упражнения, объединенные в целостный
комплекс для комбинированного воздействия
на развитие общей тренированности (например,
в форме «круговой тренировки»), то во
многих случаях предпочтительно, чтобы
первые предшествовали вторым.
5. При значительной
сложности и трудности
6. Определяя целесообразность
и последовательность
Важно при этом иметь
в виду, что упражнения, используемые
в качестве подготовительных, и упражнения,
применяемые в качестве активного
оперативного отдыха для ускорения
восстановительных процессов в
интервалах между нагрузками, должны
отличаться противоположными в определенном
отношении признаками. Первые должны
быть подобны по доминирующим признакам
следующему за ними основному упражнению
(причем режим их выполнения, когда
это необходимо, задается по правилам
специальной разминки), а вторые
— быть контрастными по отношению
к нему, как правило, прежде всего
по характеру мышечной активности (например,
упражнения «в расслаблении» — в интервалах
между интенсивными силовыми напряжениями,
бег трусцой — в интервалах между спринтерскими
ускорениями).
Совокупность изложенных
правил последовательности построения
комплексного урока ориентирует
на соблюдение ряда закономерностей, на
базе которых достигается его
упорядоченность и
При общей организации
деятельности занимающихся в основной
части группового урока в массовой
практике физического воспитания чаще
других используется дифференцировочный
способ регламентации урока с подразделением
группы на отделения, каждое из которых
последовательно выполняет дифференцированно
поставленные задачи под общим наблюдением
преподавателя и непосредственным руководством
его помощников, особенно когда группа
велика и не вполне однородна, в каком-либо
отношении, существенном для реализации
этих задач. Фронтальный способ организации
бывает пригоден главным образом при относительно
невысокой сложности задач, однородном
составе группы и наличии оборудования,
достаточного для выполнения заданий
одновременно всеми занимающимися (многокомплектного).
Так как эффективность
урока в целом в определенной
мере производна от объема двигательной
активности занимающихся в основной
его части, одна из центральных линий
методики его построения заключается
в обеспечении необходимой моторной плотности
урока (процентное отношение времени,
которое тратится на выполнение основных
и других упражнений, вызывающих оперативное
утомление, к суммарным затратам времени
в уроке). Это не значит, однако, что всегда
надо стремиться к предельной, стопроцентной,
моторной плотности. В отличие от общей
плотности (отношение времени, использованного
в уроке, педагогически оправдано к общим
затратам времени в нем), которую в любом
случае следует стремиться доводить до
стопроцентной, моторную плотность урока
нужно доводить лишь до величин, достаточно
значительных, чтобы гарантировать его
эффективность (в том числе тренировочный
эффект, стимулирующий развитие тренированности)
по правилам рационального нормирования
нагрузок и отдыха, вытекающим из закономерностей
обучения двигательным действиям, воспитания
физических и связанных с ними способностей.
Она не стандартна, поскольку зависит
от особенностей содержания урока, уровня
тренированности занимающихся, их текущего
состояния, других факторов и условий,
влияющих на параметры нагрузок и отдыха
в процессе урока. Наибольших величин
моторная плотность в основной части урока
может достигать в тех случаях, когда его
доминирующим содержанием является воспитание
выносливости, особенно если для этого
используются методы непрерывного упражнения
и мышечная работа протекает в условиях
преимущественно аэробного энергообеспечения
(организм функционирует при этом в рамках
так называемого истинного или псевдоустойчивого
состояния). В таких случаях основная часть
урока как бы монолитна, не делится интервалами
отдыха и может иметь стопроцентную моторную
плотность. Значительно меньше моторная
плотность урока тогда, когда его содержанием
является начальное разучивание сложных
двигательных действий (поскольку при
этом требуются немалые
затраты времени на
объяснение, демонстрацию, обдумывание
и другие не моторные операции), а также
тогда, когда в процессе выполнения серий
тренировочных упражнений, направленных
на развитие скоростно-силовых и связанных
с ними способностей, приходится соблюдать
сравнительно продолжительные внутрисерийные
и межсерийные интервалы отдыха, чтобы
по возможности гарантировать восстановление
оперативной работоспособности, необходимой
для максимального проявления скорости
и мощности движения в каждом очередном
воспроизведении упражнений.
Из сказанного понятно,
что нормирование моторной плотности
урока на основе некой всеобщей стандартной
величины, как это иногда делают
даже в специальной литературе, нельзя
считать правомерным —
Продолжительность
основной части урока в различных
ситуациях, понятно, не остается постоянной,
хотя при стандартном лимитировании
времени урочных занятий (как, например,
в рамках стабильного расписания школьных
уроков) она менее вариативна, чем в иных
условиях. В часовом уроке физического
воспитания она составляет нередко около
1/3 времени. Принципиально же нужно исходить
из того, что эффективность урока определяется,
кроме прочего, тем, насколько полно использовано
выделенное на него время именно для реализации
основных задач, а следовательно, и тем,
насколько минимизированы расходы времени
в его подготовительной и заключительной
частях в пределах необходимого [7, 9].
2.3. Методика проведения
заключительной части урока
Чем значительнее функциональные
сдвиги в организме, вызванные в
основной части урока, тем, естественно,
в большей мере его заключительная
часть должна иметь восстановительную
направленность. Вместе с тем использование
средств ускорения
Адекватным фактором
восстановления здесь служит деятельный,
активный отдых в форме упражнений
отличающихся в определенном отношении
от упражнений, вызвавших утомление.
Чаще других с этой целью используют
упражнения, которые в тех или
иных чертах контрастны по отношению
к предшествующим основным упражнениям
и связанным с ними режимам
нагрузки. Так после нагрузок, вызывающих
к концу занятия образование
значительного кислородного долга,
в заключительной части урока
пользуются обычно такими средствами
его «оплаты», как аэробные упражнения
умеренной интенсивности (бег трусцой,
серийные дыхательные упражнения и
т.п.); после упражнений, приводящих
к психомоторной и общей
Вместе с тем
в заключительной части урока
важно, разумеется, подытожить его в
аспекте обобщенной оценки того, насколько
удалось решить намеченные задачи,
и сориентировать занимающихся на очередные
задачи (в частности, с помощью
домашних заданий по самоподготовке).
Даже при остром дефиците времени
это должно быть сделано хотя бы
в предельно сжатой форме. В групповом
занятии по общему курсу физического
воспитания этот заключительный акт
организуют обычно фронтальным способом
— при общем построении группы
(следует стремиться, конечно, дополнять
такое подведение общих итогов индивидуально
дифференцированной оценкой достигнутых
результатов и индивидуально
конкретизированной постановкой очередных
задач).
Продолжительность
заключительной части урока, как
и других его частей, в принципе
величина не стандартная. Ее нужно варьировать
с учетом прежде всего индивидуальной
динамики утомления занимающихся (это
можно сделать и в групповом уроке, проводимом
в рамках унифицированного расписания,
в частности путем разновременного перехода
занимающихся к упражнениям восстановительного
характера). Практически главными ограничениями
заключительной части урока являются
пределы времени, выделяемого на него
в целом, и затраты времени на реализацию
основных решаемых в нем задач. В часовом
урочном занятии по общему курсу физического
воспитания на заключительную часть выделяют
во многих случаях около 3—5 мин., что следует
рассматривать лишь как сугубо ориентировочную
расчетную величину (не включая сюда, разумеется,
необходимых последующих затрат времени
на гигиенические процедуры, переодевание
и отдых, который должен быть гарантирован
в интервале между закончившимся и следующим
занятием, требующим мобилизации сил).
Этого времени достаточно
для протекания ряда восстановительных
процессов в фазе так называемого быстрого
восстановления, но далеко не достаточно
для развертывания их в фазе
замедленного восстановления. В условиях
школьного режима занятий, если после
урока по физической культуре предстоит
урок по иному предмету, интервал между
ними следует регламентировать из расчета
не менее четверти часа (во всяком случае,
его нельзя, как это часто бывает, приравнивать
по времени к короткой перемене, недостаточному
даже для элементарных гигиенических
процедур). Само собой понятно, что связанные
с этим организационные и другие проблемы
отпадают, если урок со значительными
физическими нагрузками стоит в дневном
режиме основных занятий последним [8,
9].
Заключение
Построение конкретного
занятия обусловливается рядом
факторов: педагогическими задачами,
закономерностями процесса обучения и
изменениями работоспособности
во время занятия, физиологическими
и психологическими следовыми явлениями
упражнений, состоянием и подготовленностью
занимающихся, внешними условиями. Упорядоченность
всех сторон и компонентов содержания
занятий с учетом закономерностей
обучения, воспитания и влияния физических
упражнений на организм, а также
особенностей занимающихся, ресурсов
времени и конкретных условий
находит выражение в структуре
урока.
Вводная часть урока
обеспечивает создание предпосылок
для основной учебно-воспитательной
работы. Типичными задачами вводной
части урока являются: начальная
организация занимающихся, активизация
их внимания, ознакомление с задачами
урока, постепенная подготовка организма
к предстоящим нагрузкам.
Основная часть
направлена на решение основных задач
физического воспитания: обучение знаниям,
совершенствование двигательных умений
и навыков, развитие физических, моральных
качеств.
Задачами заключительной
части урока являются: приведение
организма и психики занимающихся
в оптимальное состояние, подведение итогов
учебной деятельности.
Общая схема построения
урочных занятий, продолжительность
частей конкретизируется с учетом
целевой направленности, предметного
содержания уроков, особенностей контингента
занимающихся. Тщательная подготовка
учителя к уроку, научно обоснованный
подбор средств и методов организации
занимающихся позволяют обеспечить высокую
эффективность уроков.
Список использованных
источников
1.
Введение в теорию физической
культуры. / учеб пособие для институтов
физ. культуры / И. П. Матвеев [и др.]; под
ред. И. П. Матвеева. – М.: Физкультура и
спорт, 1983. – 128 с.
2.
Головин, В.А. Физическое
3.
Гужаловский, А.А. Физическое воспитание
в школе / А.А.Гужаловский, Е.Н.Ворсин. Мн.,1988.
– 203с.
4.
Кряж, В.Н. Гуманизация физического
воспитания. / В.Н. Кряж, З.С. Кряж. – Минск:
2001 – 179 с.