Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе
Наиболее ответственным
и трудным в работе педагога является
определение и раскрытие задач
предстоящей работы и вытекающих
из них заданий. Каждая задача и каждое
задание должны быть предельно конкретно
сформулированы и доступно обоснованы
с учетом состояния и возможностей
занимающихся, а нередко и их настроения
и потребностей. Только при этом
условии будет обеспечено правильное
отношение занимающихся к работе,
целеустремленность в действиях, понимание
их сути и необходимости, а в конечном
счете успешное решение задачи. Так,
например, формулировка «учиться опорному
прыжку способом согнув ноги» совершенно
непригодна, так как подобная задача
в одном уроке не разрешима. Только
определив точно, в какой фазе
прыжка, в отношении какого элемента
техники или даже только характеристики
движения (направления, скорости, силы
и т. п.), что именно должно быть достигнуто,
можно рассчитывать на успех обучения.
То же самое касается и специальных
заданий, раскрывающих пути и способы
решения задачи (например: проследить
ритм шагов, запомнить и оценить характер
перехода от разбега к толчку, место касания
носками мостика, характер отталкивания
от него и т. п.).
Разъяснение важнейших
особенностей предстоящей работы необходимо
главным образом тогда, когда
намечено более или менее
Вместе с тем
всегда следует иметь в виду недопустимость
излишней опеки, подавления инициативы
и самостоятельности
Формирование у
занимающихся необходимых представлений
и понятий, раскрытие закономерностей
изучаемых действий, определение
принципов использования
Контроль за деятельностью
и поведение занимающихся осуществляется
путем наблюдений, опроса, измерений
и других приемов. Следует подчеркнуть
необходимость своевременного, чаще
всего немедленного осмысливания педагогом
получаемых данных о состоянии занимающихся,
содержании, характере и результативности
их деятельности, влиянии на нее
условий работы и т. п. При этом
особенно важно выяснить причины
возникающих в работе неполадок,
упущений и ошибок, а также определить
конкретные пути их устранения. Не менее
важно одновременно обеспечить и
сознательный контроль самих занимающихся
за своим состоянием, действиями, результатами
действий и поведением, а также
анализ данных самоконтроля и даже
определение необходимых
Определение и регуляция
нагрузок требует особого внимания
со стороны педагога, так как от
них всегда (и существенно) зависит
результат применения физических упражнений.
От характера, величины и взаимосвязи
нагрузок зависит создание у занимающихся
благоприятного для педагогического
процесса своеобразного «
Влияние физических
упражнений на занимающихся зависит, конечно,
не только от нагрузок, но и от содержания
и формы упражнений, особенностей
и конкретного состояния
Важным условием
успешного управления нагрузками является
их дозировка. Под ней понимается
назначение (и поддержание) определенной
меры (дозы) усилий, требуемых при
выполнении упражнений, а также последующее
(в случае необходимости) изменение
первоначально назначенной
Назначать и регулировать
нагрузку в каждом отдельном упражнении
необходимо с учетом состояния занимающихся
после предшествовавших нагрузок, а
в некоторой мере и будущего состояния,
шествовавших обусловливающего успешное
выполнение последующих упражнений.
Кроме того, последовательное изменение
нагрузок на протяжении всего занятия
должно быть таким, которое гарантировало
бы вначале постепенное
Такое распределение
нагрузок, если его изобразить графически,
чаще всего имеет вид волнообразной
кривой, отражающей последовательное,
более или менее плавное
Этим обстоятельством
обусловливается, во-первых, весьма разное
число, крутизна и высота подъемов и
спадов нагрузок, их взаимное расположение,
во-вторых, разнообразие и частота
смены нагрузок, быстрота переключения
к высоким нагрузкам в начале
урока, общая продолжительность
упражнений с высокой и очень
высокой (или низкой) нагрузками. Важно,
чтобы все такие варианты были
педагогически оправданными и, главное,
не влияли отрицательно на здоровье занимающихся.
Все вопросы назначения
и регулировки нагрузок на протяжении
занятия должен творчески решать
педагог. Для этого необходимо обладать
глубокими знаниями и достаточно
богатым практическим опытом. Пользоваться
методическими пособиями и
Необходимо иметь
в виду, что правильная регулировка
нагрузок в процессе занятий возможна
лишь при своевременной и достаточно
полной информации о состоянии организма
занимающихся. Поэтому для педагога
является обязательным постоянный контроль
за его изменением. В занятиях с
высококвалифицированными спортсменами
с этой целью проводятся довольно
сложные наблюдения, требующие использования
специальных приборов, участия врачей,
физиологов и других специалистов.
В массовой физкультурной работе,
в особенности при большом
числе занимающихся в группе, приходится
пользоваться более простыми, общедоступными
методами, не требующими особых затрат
времени, но вместе с тем дающими
необходимую информацию. Это наблюдения
за дыханием и пульсом, окраской кожных
покровов, местами локализации и
обилием потоотделения, координацией
движений, состоянием внимания, характером
реакции на неожиданные раздражители
и др.; это учет резкого снижения
работоспособности, высказываний и
жалоб занимающихся по поводу нагрузок.
Поскольку почти
все эти способы контроля связаны
с субъективными оценками, надо быть
очень осторожным в выводах и
стремиться неоднократно проверить
свои наблюдения, используя по возможности
новые способы. Важно также специально
упражняться в этих наблюдениях,
анализе и оценке воспринимаемого
с тем, чтобы скорее приобрести необходимый
опыт и свести к минимуму возможные ошибки
[16, c.10].
Оказание занимающихся
современной помощи в работе является
очень важной стороной деятельности
педагога. Помощь осуществляют главным
образом с целью облегчить
состояние или действия занимающихся.
Она может носить избирательный
характер (например, помощь только в
начале работы) или сквозной (помощь
в течение всего времени
По своему существу,
характеру и значению помощь может
быть: уместной, необходимой или
неуместной, ненужной; тактичной или
бестактной, даже оскорбительной; стимулирующей
самостоятельные проявления или
угнетающей их; исчерпывающей или
частичной; правильной или неправильной,
даже дезориентирующей; достаточной
или недостаточной и т. д.
При определении
самой необходимости помощи, ее вида,
степени, способа и моментов ее оказания
следует всегда учитывать не только
характер и степень затруднения,
но и реальные возможности и состояние
занимающихся в данный момент. Помощь
следует оказывать лишь тогда, когда
занимающиеся не в состоянии решить
правильно и с достаточной
полнотой вставшие перед ними задачи,
и лишь в той мере, какая необходима
для их дальнейших самостоятельных
действий. Твердо придерживаясь требований
воспитывающего обучения, необходимо
устранять с пути занимающихся только
непреодолимые для них
Наиболее характерными
способами оказания занимающимся необходимой
помощи являются: предупреждающие указания,
ориентирование в допускаемых ошибках
и причинах их возникновения, наводящие
на правильные решения вопросы, советы,
разъяснения; повторный и детализирующий
показ, прикосновение рукой к
занимающемуся в решающие моменты
движения, поддержка при возникновении
опасности срыва со снаряда или
падения; силовое воздействие при
необходимости довести начатое
движение до конца; снижение нагрузок;
предоставление своевременного отдыха;
упрощение заданий; облегчение условий
их выполнения; использование специальных
приспособлений для страховки и
т. д.
Использование таких
приемов должно быть временным, причем
степень оказываемой помощи должна
постепенно убывать. Исключение составляет
лишь страховка при грубых ошибках
в движениях и. при падениях, грозящих
травмой. Совершенно недопустимо, оказывая
излишнюю помощь, создавать у занимающихся
ложные представления о возможностях,
возникающих обычно, когда несостоятельность
в двигательных действиях маскируется
излишней посторонней помощью или
тем более необъективными оценками
достижений.
Ведущее место в
учебно-воспитательной работе должна
занимать помощь, связанная с осмысливанием
занимающимися причин возникающих
затруднений и ошибок, определением
способов устранения их. В начале обучения
все выясняет сам педагог, от занимающихся
требуются лишь внимание, понимание и
запоминание предлагаемого и точное следование
ему в дальнейшей работе. Позже необходимо
постепенно привлекать к этому сложному
процессу анализа и поисков новых решений
самих занимающихся, лишь предусмотрительно
и тактично направляя ход их мысли. Этот
путь имеет большое воспитательное значение.
При достаточной подготовленности занимающихся
им предоставляется возможность самостоятельно
анализировать ошибки и определять пути
их устранения, а педагог лишь контролирует
их решения и только в случае необходимости
вносит поправки. Такая система, если она
достаточно гибкая, обеспечивает наибольший
успех в учебно-воспитательной работе
[5, c.76].
Помощь занимающимся
неразрывно связана с обучением
и воспитанием. Поэтому она должна
всегда служить решению учебно-
Разбор действий
и поведения занимающихся, определение
результатов их деятельности должны
осуществляться в педагогическом процессе
непрерывно, как в отношении отдельных
упражнений и даже их элементов, так
и в отношении комплексной
двигательной деятельности, причем предметом
анализа могут быть самые разнообразные
вопросы техники движения, тактики,
влияния занятий на организм, поведения
и т. д.
Разбор как основной
метод педагогического анализа
должен включать в себя следующие
фактов элементы: а) воспроизведение
в памяти занимающихся наиболее существенного
из выявленных, главной задачей которого
является оценка достигнутого и определение
того, что было предметом урока
и что требует обсуждения; б) обсуждение
(анализ) характера и степени недочетов
и ошибок, а также причин их возникновения;
в) определение возможностей и ближайших
задач, связанных с дальнейшими
достижениями в учебно-воспитательном
процессе.