Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе
Разбор может быть
кратковременным, попутным, органически
включаемым по мере необходимости в
учебно-воспитательный процесс. Он может
проводиться и по окончании какой-либо
работы в данном уроке и быть более
длительным. Главное -- правильно выбрать
наиболее действенную форму разбора
в зависимости, главным образом,
от намеченных задач воспитательно-
В учебно-воспитательном
процессе разбор, как и сам этот
процесс, не может быть линейным, строго
поступательным. Разбор уже вскрытых
фактов, проанализированных явлений
может (а чаще всего и должен) повторяться,
но повторение должно быть не абсолютным,
не буквальным. Необходимо постоянно
направлять внимание занимающихся на
новые элементы, не замеченные ранее
стороны рассматриваемых
2. Содержание и
структура урока физической
В уроках физического
воспитания принято различать две
взаимосвязанные части: содержание
и структуру.
Под содержанием
урока обычно понимают физические упражнения,
предлагаемые занимающимся. Однако такое
понимание является односторонним
и неглубоким. Существенным, приводящим
к определенному результату является
весьма емкое, много образное деятельность
занимающихся, проявляющаяся в слушании
педагога, наблюдении за тем, что он показывает,
осмысливании воспринимаемого, проектировании
предстоящих действий, непосредственно
выполнении упражнений, контроле и оценки
их, обсуждении с педагогом возникающих
вопросов, контроле за состоянием своего
организма, регулировании эмоциональных
проявлений и т. п. Именно все эти элементы
деятельности занимающихся в процессе
урока и следует считать главным его содержанием,
так как от них в конечном счете и зависит
результат знаний [1, c.23].
В тоже время конкретное
содержание деятельности занимающихся
на уроке всегда обусловлена руководящей
деятельностью педагога, заключающейся
в постановке и разъяснении учебных
и других задач, определении конкретных
заданий и организации их выполнения,
непрерывном наблюдении за действиями
занимающихся, оценке и корректировании
выполняемого, регулировании нагрузок,
а также в тактичном направлении поведения
воспитуемых, налаживании отношений между
ними и т. п. Вся эта многогранная деятельность
педагога, требующая большого мастерства
и усилий, тоже составляет определенную,
очень важную часть содержания урока.
Направляемая педагогом
интеллектуальная и двигательная деятельность
занимающихся сопровождается определенными
функциональными процессами и сдвигами
в различных системах организма
(нервной, мышечной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и др.), приводящими
к намеченным изменениям в физическом
и психическом состоянии, в знаниях,
умениях и навыках, в поведении.
Эти внутренние процессы и непрерывные
изменения в состоянии и
Все перечисленные
стороны содержания урока взаимно
обусловливают друг друга. Поэтому
очень важно, чтобы педагог обеспечивал
полную взаимосвязь и согласованность
между ними [2, c.76].
Под структурой урока
обычно понимают наличие в нем
нескольких, характерных по содержанию,
взаимосвязанных составных
В теории и практике
физического воспитания целесообразному
построению занятий всегда уделялось
большое внимание. Первоначально
структура урока носила стандартный
характер -- все практикуемые в данной
системе физического воспитания
виды физических упражнений были представлены
в каждом занятии, всегда в одной
и той же неизменной последовательности,
в одном и том же методическом
оформлении и с одним и тем
же порядком изменения величины физических
нагрузок; постепенно менялись только
конкретные упражнения в пределах каждого
вида. Такое построение урока было особенно
характерно для шведской гимнастики, созданной
П. Г. Лингом.
Однако еще в
конце прошлого века в связи с
развитием систем физического воспитания,
сопровождавшимся расширением задач
и арсенала используемых средств, такое
стандартное построение урока стало
считаться нецелесообразным. Наиболее
богатая по содержанию и прогрессивная
для того времени система Ж. Демени
оставляла в стандартной последовательности
только определенные групп типичных видов
физических упражнений (серии), рассчитанные
на решение конкретной части задач. Отдельные
же виды упражнений в пределах каждой
серии, как и упражнения из этих видов,
мог отбирать для урока и распределять
внутри серии сам педагог. Это имело, несомненно,
прогрессивное значение, так как обеспечивало
возможность построения занятий в более
полном соответствии с особенностями
занимающихся и условиями проведения
занятий. Но проявление самостоятельности
педагога в построении урока тормозилось
недостаточной разработанностью задач
предлагаемых серий и включаемых в них
видов упражнений. Это затрудняло ориентировку
в содержании физических упражнений и
приводило к формальному различию и размещению
их в уроке (главным образом, лишь по внешним
признакам) [14, c.45].
В начале нашего столетия
во Франции была разработана трехчастная
структура урока, в которой четко
определялось основное назначение каждой
части (в этом отношении она явилась
прообразом современного общего построения
занятий). Но само содержание основной
части урока, существенно ограниченное
задачами, вновь предлагалось строить
стандартно, в строго определенной
последовательности установленных
для нее видов физических упражнений.
Дальнейшее существенное
развитие теория и практика построения
занятий получила в двадцатых -- начале
тридцатых годов XX столетия, главным образом
в результате усилий советских ученых
и методистов. Оно заключалось в том, что
в качестве основы определения содержания
каждой части, а также соответствующих
подразделов и видов упражнений были рекомендованы
относительно подробно разработанные
учебно-воспитательные и гигиенические
задачи. Следование им способствовало
как более сознательному выбору и методически
правильному оформлению физических упражнений,
так и более целесообразному распределению
их в уроке. Тем самым была поставлена
серьезная преграда формализму и дана
полная возможность строить уроки творчески,
проявляя самостоятельность и личную
инициативу в обеспечении необходимого
соответствия содержания и форм занятий
конкретным условиям учебно-воспитательной
работы. В дальнейшем в теорию и методику
построения уроков было внесено немало
уточнений и дополнений в этом направлении.
Следует, однако, иметь
в виду, что творческую организацию
занятий физическими
В настоящее время
в системе физического
2.1 Подготовительная
часть урока
Подготовительная
часть урока играет вспомогательную
роль и служит созданию необходимых
предпосылок для основной учебно-воспитательной
работы. Характерными задачами, которые
решает педагог в этой части, являются:
а) начальная организация занимающихся,
овладение их вниманием, ознакомление
их с предстоящей работой и создание необходимой
для ее успеха психологической установки;
б) постепенная функциональная подготовка
организма к повышенным нагрузкам и изменение
его физического состояния («разогревание»);
в) создание благоприятного эмоционального
состояния [11, c.56].
В меру необходимости
в вводной части могут решаться
и некоторые образовательные, а
еще чаще воспитательные задачи, но
не в ущерб специфической функции
этой части -- введению занимающихся в
работу.
В качестве средства
решения перечисленных задач
могут быть использованы самые разнообразные
физические упражнения, техника выполнения
которых уже хорошо освоена занимающимися
или поддается быстрому овладению,
«с места». Чаще всего это различные
построения и перестроения, некоторые
гимнастические упражнения общеподготовительного
характера, различные варианты ходьбы,
бега и непрерывных ритмичных прыжков,
выполняемых с постепенно повышающейся,
но относительно умеренной нагрузкой,
а также достаточно легко дозируемые танцевальные
упражнения, хорошо знакомые игры (не связанные
с большими напряжениями или длительными
паузами в деятельности отдельных учеников)
и т. п.
2.2 Основная часть
урока
Основная часть
урока служит непосредственному
решению всех предусмотренных программами
и планами текущей работы образовательных,
воспитательных и гигиенических (оздоровительных)
задач физического воспитания. Это
гармоническое общее и
В тесной связи с
этими специфическими задачами физического
воспитания в основной части урока
(как и в других его частях)
решаются также широкие задачи нравственного
и эстетического воспитания.