Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

Вполне очевидно, что специфическая направленность разминки непосредственно зависит  от использования в ней упражнений подобных в определяющих чертах упражнениям, с которых будет начинаться основная часть урока. Обычно уже во время  общей разминки нетрудно воспроизвести  в виде локальных разминочных  упражнений отдельные элементы предстоящих  основных действий. Это в какой-то мере придает разминке специальную  направленность, но не заменяет того, что  должна дать специальная разминка как  особый раздел подготовительной части  урока. Суть специальной разминки заключается  в обеспечении специфически профилированного оптимального врабатывания систем организма  в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности. Главными средствами специальной разминки могут служить лишь те из подготовительных упражнений, в процессе выполнения которых с довольно близким подобием воссоздаются координационные и другие существенные особенности предстоящих основных действий (например, подводящие упражения, имеющие существенную координационную общность с двигательными действиями, которые будут разучиваться в основной части урока, или пробные старты и ускорения на отрезках дистанции перед преодолением ее в целом с заданным результатом). Поэтому выбор средств для специальной разминки в принципе более ограничен, чем для общей разминки; в каждом случае он прямо зависит от особенностей содержания основной части урока. 

Об эффективности  специальной разминки свидетельствуют, кроме прочего, показатели оперативной  готовности занимающихся к результативному  выполнению именно тех основных упражнений, какие будут следовать сразу  за ней. Понятно, что в зависимости  от особенностей последних различными будут и критерии ее эффективности. 

Определяя в целом  содержание и параметры разминки, необходимо  иметь  в   виду,   конечно,  закономерные  соотношения   между ее    продолжительностью,    интенсивностью    и    результативностью и варьировать  их  применительно  к  конкретным  условиям  с учетом следующих  интегративных методических установок: 
 

наиболее развернутая  и детализированная в обоих своих  разделах разминка (общая и специальная) необходима тогда, когда в основной части урока запланированы координационно трудные высокоинтенсивные двигательные действия, выполнение которых связано  с особенно значительными  «растягивающими», ударными и другими биомеханическими нагрузками на опорно-двигательный аппарат (сложные легкоатлетические прыжки и метания, темповые акробатические упражнения, силовые единоборства, преодоление внешних отягощений предельного и околопредельного веса, ряд широкоамплитудных маховых и вращательных движений на гимнастических снарядах и т.д.), или высокодинамичные действия комплексно-вариативного характера, которые потребуют мгновенных сложных двигательных реакций и будут протекать в труднопредсказуемых ситуациях (например, спортивные игры); 

степень разнообразия упражнений, включаемых в общую и  специальную разминку, может быть сравнительно невелика, если двигательное содержание основной части урока  будет ограничено небольшим числом видов упражнений, технически хорошо освоенных ранее и не отличающихся ни высокой интенсивностью, ни значительной вариативностью (например, если основным упражнением в уроке будет  длительный бег умеренной интенсивности, вся разминка может быть построена  преимущественно на основе бегового материала с добавлением локальных и региональных упражнений, позволяющих избирательно воздействовать на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата); общая и специальная разминка в таких случаях нередко настолько тесно сливаются, что становятся практически почти неразличимыми; 

разминка может  быть в целом сравнительно непродолжительной  и не иметь узкоспециальной направленности, если основная часть урока будет  начинаться с комплекса легко  дозируемых разученных ранее упражнений, объединенных в комплекс так, чтобы  обеспечивалось последовательное воздействие  на все основные мышечные группы, как  это предусматривается, например, правилами  составления комплекса упражнений в «круговой тренировке»; 

на объем разминки и соотношение ее разделов влияют наряду с другими факторами уровень  тренированности занимающихся (с  повышением его ускоряется врабатывание, что позволяет уменьшать время, затрачиваемое на различные разминочные  упражнения, и перераспределять его  между разделами разминки), последействие  физической работы, выполненной незадолго  до начала урока (в зависимости от степени утомления и восстановления после предшествующей работы разминку приходится строить по-разному, изменять соотношение ее разделов), температура внешней среды (чем она выше, тем меньше при прочих одинаковых условиях требуется времени для разогревания и наоборот, что так или иначе сказывается на продолжительности разминки, особенно ее первого раздела) [5]. 

Продолжительность подготовительной части урока, как  следует из сказанного, величина не стандартная, ее надо изменять применительно  к особенностям состояния занимающихся и характеру деятельности, предстоящей  в основной части урока, с учетом конкретных условий его построения. В принципе время, выделяемое на подготовительную часть, должно быть не меньше объективно необходимого для достаточно эффективной в конкретной ситуации оперативной подготовки к выполнению основного в уроке, которая в той или иной мере оптимизировала бы текущее состояние занимающихся и сводила бы к минимуму риск повреждений. Практически, например, в часовом урочном занятии подготовительной части уделяют примерно от 7—10 до 15 мин. 
 

Более протяженной  эта часть будет, как уже ясно, тогда, когда необходимо обеспечить особенно основательную разминку вместе с другими подготовительными  акциями перед выполнением сложных  и травмоопасных упражнений, требующих предельной мобилизации функциональных возможностей организма. Но и в такой ситуации не следует, конечно, тратить время и силы на то, без чего можно обойтись без ущерба для дела. Ведь чем больше тратится их в подготовительной части, тем меньше остается их для выполнения основного в занятии. 

Наиболее распространенными  в массовой практике физического  воспитания формами общей организации  поведения занимающихся в подготовительной части урока (как, впрочем, и в  других частях) являются   фронтальная   и   дифференцировочно-групповая   формы. Определяющие черты первой — постановка  ведущим урок унифицированных заданий одновременно  перед всеми занимающимися и синхронное в целом выполнение ими этих заданий под его общим руководством.   При дифференцировочно-групповой форме организации занимающихся они подразделяются на отделения, которые, когда   контингент   неоднороден   по  уровню   подготовленности   или полу,   составляются   прежде   всего   по   этим   признакам;   каждое отделение получает и выполняет свои задания; руководство работой в отделениях ведущий осуществляет совместно с помощниками. Фронтальная    форма    организации    занимающихся    позволяет ведущему урок держать в сфере внимания всех их в равной мере, экономно, без лишних   (дублирующих)   затрат времени управлять их поведением, исключать простои (неоправданные паузы), способствует выработке навыков коллективного поведения, имеет и некоторые другие достоинства.  Однако она не способствует осуществлению   индивидуального   подхода,   хотя   и   не   исключает   его   в отдельных моментах (например, в виде индивидуально адресуемых коррекционных замечаний по ходу выполнения общего задания). При неоднородном составе занимающихся и в ряде других случаев она пригодна лишь в отдельных фрагментах урока.  В подготовительной его части  способы фронтальной организации  используют преимущественно   в   самом    начале,    при    выполнении    уставных (строевых) и порядковых упражнений, а также в общей разминке. Что касается специальной разминки, то проводить ее во фронтальной форме имеет смысл лишь при условии, если вслед за ней — в начале основной части урока — все занимающиеся будут решать одну и ту же задачу. В противном случае специальная разминка организуется только дифференцированно по группам  (отделениям) либо в индивидуальном порядке [14]. 

  

2.2. Построение и  методика проведения основной  части урока 

  

Чем меньше различных  задач преследуется в качестве главных  в пределах урока лимитированной продолжительности, тем больше времени  и сил может быть уделено реализации каждой из них. Этим объясняется тенденция   ограничивать  число   главных   задач   в   уроке   до   некоторого минимума, оправданного в  конкретных условиях, вплоть до одной когда требует ее трудоемкость. 

Основная часть  урока, направленного на решение  одной главной задачи, строится в  порядке последовательного выполнения действий, вносящих свой парциальный  вклад в реализацию данной задачи и составляющих в совокупности деятельностную основу содержания урока, которая профилируется здесь по закономерностям достижения намеченного результата. В физическом воспитании такой однонаправленный урок строится чаще всего по закономерностям углубленного разучивания сложных двигательных действий либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательно направленного развивающего воздействия на те или иные физические способности [2, 8, 9]. 
 

Несмотря на то, что  однонаправленный урок позволяет полнее, чем иной, решить отдельную трудоемкую задачу, в практике физического воспитания (при сравнительно небольшом числе  урочных занятий в еженедельном режиме и многогранной программе  их в целом) в большинстве случаев  приходится строить комплексный  урок с выделением в его основной части разделов, ориентированных  на поочередное решение неоднозначных  задач. Для рационального построения комплексного урока нужно, кроме прочего, предвидеть характер взаимодействия между различными сторонами его содержания и связанными с ними эффектами, с тем чтобы использовать положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные, соответственно предусмотреть наиболее оправданную в конкретных условиях последовательность неоднородных разделов основной части урока применительно к закономерностям изменения в ходе его оперативной работоспособности занимающихся. 

Решая эту проблему, в ряде ситуаций, типичных для физического  воспитания, надо исходить из следующих  положений. 

1. Если в основной  части комплексного урока преследуются  кроме иных задачи по разучиванию  координационно сложного двигательного  действия (либо комбинации действий), как правило, именно их следует  решать первыми, особенно когда  они требуют максимальной концентрации  внимания и напряжения психомоторных  функций. 

Как раз здесь  — в первой фазе основной части  урока, после соответствующей разминки — оперативная работоспособность  занимающихся с наибольшей вероятностью может находиться на уровне, оптимальном  для реализации такого рода задач (по мере нарастания утомления довольно быстро увеличивается опасность  координационных нарушений при  многократных попытках воспроизведения  сложных, еще не сформированных двигательных действий, что прежде всего и ограничивает оправданные затраты времени  на их разучивание в рамках отдельного урока. 

Несмотря на возникающее  при их реализации оперативное утомление, имеющее, очевидно, преимущественно  нервно-регуляторное происхождение, остальное  время основной части такого урока  может быть эффективно использовано для решения тех или иных задач  по воспитанию физических и связанных  с ними способностей, закреплению  и совершенствованию сформированных ранее двигательных навыков, повышению  или поддержанию достигнутого уровня тренированности. Понятно, что реальные возможности осуществления этих задач зависят от ряда конкретных условий построения урока, в том  числе от общего объема выделенного для него времени. 

2.  Если в уроке  предусматриваются избирательно  направленные развивающие воздействия  на функциональные свойства организма,  лимитирующие проявления скоростных, силовых способностей и выносливости, целесообразно в основной части  урока придерживаться, как правило,  такой последовательности в выполнении  тренировочных упражнений, при которой  скоростные (скоростно-силовые) и  силовые упражнения предшествуют  упражнениям, требующим проявления  преимущественно выносливости. 

Соблюдение этого  правила позволяет избегать негативного  влияния ближнего эффекта упражнений, отличающихся повышенными требованиями к выносливости, на уровень предельных проявлений скоростных и силовых  возможностей, вместе с тем не идет в ущерб тренировочному эффекту  упражнений «на выносливость» и  даже, наоборот, может усилить их действенность, поскольку их тренирующий  эффект может нарастать по мере утомления. 

Собственно-скоростные и силовые упражнения есть смысл  концентрировать в смежных разделах основной части урока так, чтобы  преимущественно скоростные предшествовали силовым (во всяком случае, тогда, когда  последние будут выполняться  в режиме серийных объемных нагрузок). Это не исключает целесообразности выполнения отдельных силовых  упражнений в чередовании с упражнениями преимущественно скоростного характера  для использования возможных  положительных взаимодействий. 
 

Информация о работе Физическое воспитание в школе