Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе
Вполне очевидно,
что специфическая
Об эффективности
специальной разминки свидетельствуют,
кроме прочего, показатели оперативной
готовности занимающихся к результативному
выполнению именно тех основных упражнений,
какие будут следовать сразу
за ней. Понятно, что в зависимости
от особенностей последних различными
будут и критерии ее эффективности.
Определяя в целом
содержание и параметры разминки,
необходимо иметь в виду,
конечно, закономерные соотношения
между ее продолжительностью,
интенсивностью и
результативностью и
наиболее развернутая
и детализированная в обоих своих
разделах разминка (общая и специальная)
необходима тогда, когда в основной
части урока запланированы
степень разнообразия
упражнений, включаемых в общую и
специальную разминку, может быть
сравнительно невелика, если двигательное
содержание основной части урока
будет ограничено небольшим числом
видов упражнений, технически хорошо
освоенных ранее и не отличающихся
ни высокой интенсивностью, ни значительной
вариативностью (например, если основным
упражнением в уроке будет
длительный бег умеренной интенсивности,
вся разминка может быть построена
преимущественно на основе бегового
материала с добавлением локальных
и региональных упражнений, позволяющих
избирательно воздействовать на отдельные
звенья опорно-двигательного аппарата);
общая и специальная разминка в таких
случаях нередко настолько тесно сливаются,
что становятся практически почти неразличимыми;
разминка может
быть в целом сравнительно непродолжительной
и не иметь узкоспециальной
на объем разминки
и соотношение ее разделов влияют
наряду с другими факторами уровень
тренированности занимающихся (с
повышением его ускоряется врабатывание,
что позволяет уменьшать время,
затрачиваемое на различные разминочные
упражнения, и перераспределять его
между разделами разминки), последействие
физической работы, выполненной незадолго
до начала урока (в зависимости от
степени утомления и
Продолжительность
подготовительной части урока, как
следует из сказанного, величина не
стандартная, ее надо изменять применительно
к особенностям состояния занимающихся
и характеру деятельности, предстоящей
в основной части урока, с учетом
конкретных условий его построения.
В принципе время, выделяемое на подготовительную
часть, должно быть не меньше объективно
необходимого для достаточно эффективной
в конкретной ситуации оперативной подготовки
к выполнению основного в уроке, которая
в той или иной мере оптимизировала бы
текущее состояние занимающихся и сводила
бы к минимуму риск повреждений. Практически,
например, в часовом урочном занятии подготовительной
части уделяют примерно от 7—10 до 15 мин.
Более протяженной
эта часть будет, как уже ясно,
тогда, когда необходимо обеспечить
особенно основательную разминку вместе
с другими подготовительными
акциями перед выполнением
Наиболее распространенными
в массовой практике физического
воспитания формами общей организации
поведения занимающихся в подготовительной
части урока (как, впрочем, и в
других частях) являются фронтальная
и дифференцировочно-групповая
формы. Определяющие черты первой — постановка
ведущим урок унифицированных заданий
одновременно перед всеми занимающимися
и синхронное в целом выполнение ими этих
заданий под его общим руководством.
При дифференцировочно-групповой форме
организации занимающихся они подразделяются
на отделения, которые, когда контингент
неоднороден по уровню подготовленности
или полу, составляются прежде
всего по этим признакам;
каждое отделение получает и выполняет
свои задания; руководство работой в отделениях
ведущий осуществляет совместно с помощниками.
Фронтальная форма организации
занимающихся позволяет ведущему
урок держать в сфере внимания всех их
в равной мере, экономно, без лишних
(дублирующих) затрат времени управлять
их поведением, исключать простои (неоправданные
паузы), способствует выработке навыков
коллективного поведения, имеет и некоторые
другие достоинства. Однако она не
способствует осуществлению индивидуального
подхода, хотя и не
исключает его в отдельных
моментах (например, в виде индивидуально
адресуемых коррекционных замечаний по
ходу выполнения общего задания). При неоднородном
составе занимающихся и в ряде других
случаев она пригодна лишь в отдельных
фрагментах урока. В подготовительной
его части способы фронтальной организации
используют преимущественно в
самом начале, при
выполнении уставных (строевых)
и порядковых упражнений, а также в общей
разминке. Что касается специальной разминки,
то проводить ее во фронтальной форме
имеет смысл лишь при условии, если вслед
за ней — в начале основной части урока
— все занимающиеся будут решать одну
и ту же задачу. В противном случае специальная
разминка организуется только дифференцированно
по группам (отделениям) либо в индивидуальном
порядке [14].
2.2. Построение и
методика проведения основной
части урока
Чем меньше различных
задач преследуется в качестве главных
в пределах урока лимитированной
продолжительности, тем больше времени
и сил может быть уделено реализации
каждой из них. Этим объясняется тенденция
ограничивать число главных
задач в уроке до
некоторого минимума, оправданного в
конкретных условиях, вплоть до одной
когда требует ее трудоемкость.
Основная часть
урока, направленного на решение
одной главной задачи, строится в
порядке последовательного
Несмотря на то, что
однонаправленный урок позволяет полнее,
чем иной, решить отдельную трудоемкую
задачу, в практике физического воспитания
(при сравнительно небольшом числе
урочных занятий в еженедельном
режиме и многогранной программе
их в целом) в большинстве случаев
приходится строить комплексный
урок с выделением в его основной
части разделов, ориентированных
на поочередное решение
Решая эту проблему,
в ряде ситуаций, типичных для физического
воспитания, надо исходить из следующих
положений.
1. Если в основной
части комплексного урока
Как раз здесь
— в первой фазе основной части
урока, после соответствующей разминки
— оперативная
Несмотря на возникающее
при их реализации оперативное утомление,
имеющее, очевидно, преимущественно
нервно-регуляторное происхождение, остальное
время основной части такого урока
может быть эффективно использовано
для решения тех или иных задач
по воспитанию физических и связанных
с ними способностей, закреплению
и совершенствованию
2. Если в уроке
предусматриваются
Соблюдение этого
правила позволяет избегать негативного
влияния ближнего эффекта упражнений,
отличающихся повышенными требованиями
к выносливости, на уровень предельных
проявлений скоростных и силовых
возможностей, вместе с тем не идет
в ущерб тренировочному эффекту
упражнений «на выносливость» и
даже, наоборот, может усилить их
действенность, поскольку их тренирующий
эффект может нарастать по мере утомления.
Собственно-скоростные
и силовые упражнения есть смысл
концентрировать в смежных