Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.
С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.
1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе
В основной части
урока могут применяться любые
физические упражнения, которые служат
эффективному решению перечисленных
задач. В нее могут быть включены
и упражнения, характерные для
вводной и заключительной частей,
если необходимо создать какие-либо
дополнительные предпосылки для
проведения основных упражнений, восстановить
временно снизившуюся работоспособность
тех или других органов и т.
п.
2.3 Заключительная
часть урока
Заключительная часть
урока предназначена для
Наиболее характерными
упражнениями для заключительной части
урока являются: различные варианты
ходьбы и других естественных движений,
направленные на постепенное снижение
напряженности функций
Временные рамки
и конкретное содержание рассмотренных
частей урока весьма изменчивы, так
как зависят от особенностей и
состояния занимающихся, намеченных
для данного занятия учебных
и воспитательных задач, специфики
избранных средств, общей продолжительности
урока, внешних условий работы и
других факторов. В определении содержания
и длительности отдельных частей
совершенно недопустимы формальный
подход и следование каким-либо шаблонам.
Так, вовсе не обязательно
стремиться к решению всех задач,
типичных для той или иной части
урока. Может оказаться, например, что
с самого начала урока занимающиеся
внимательны, находятся в хорошем
эмоциональном состоянии и
Совершенно не обязательно
также решать каждую задачу той или
иной части урока порознь. Нередко
бывает более целесообразно совместить
несколько задач, если удается подобрать
упражнения, позволяющие одновременно
и одинаково хорошо решить все
их. Например, беговое упражнение, игра,
танцевальная комбинация вполне могут
послужить и организации
Трехчастным делением
урока не исчерпывается его построение,
а определяются лишь наиболее крупные
и своеобразные этапы проведения
каждого занятия -- его общая структура,
или макроструктура. Это как бы
первый уровень весьма обобщенного
упорядочения занятия. Вторым, более
существенным уровнем построения урока
является определение последовательности
упражнений в каждой его части
и обеспечение оптимальных
Процесс определения
последовательности упражнений всегда
должен быть творческим, поскольку
содержание конкретных уроков весьма
многообразно, изменчиво и обусловлено
разнообразными программными требованиями,
особенностями и
Например, упражнения,
требующие сложного управления координацией
движений и проявления ловкости, на
первоначальных этапах учебно-воспитательного
процесса рекомендуется давать в
начале основной части урока. На этапе
совершенствования в. целях развития
способности управлять своими движениями
в условиях высоких психофизических
нагрузок и накапливающегося утомления,
по-видимому, целесообразно постепенно
перемещать такие упражнения все
ближе к концу основной части
[17, c.13].
Организация последовательности
и взаимосвязи упражнений тоже не
исчерпывает построения урока полностью,
а является лишь промежуточным звеном
в его упорядочении -- мезоструктурой.
Остается третий, решающий и самый трудный
уровень структурной организации конкретного
занятия. Это -- определение взаимосвязанной
последовательности действий педагога
и занимающихся при решении каждой педагогической
задачи, применении каждого упражнения.
Только с помощью детальной разработки
этой части построения урока (образно
ее можно назвать микроструктурой) можно
достичь полной организации всего содержания
занятий. Определение микроструктуры
урока является, по существу, упорядочением
методических намерений, методов и методических
приемов, используемых педагогом и занимающимися
в учебно-воспитательном процессе. Это
решающее звено построения урока, поскольку
оно непосредственно влияет на его содержание.
Известно, что даже
при весьма удачном определении
последовательности упражнений можно
и не достичь желаемых результатов,
если ошибочно построены действия педагога
или занимающихся. Так, совсем не безразлично,
покажет ли сначала педагог изучаемое
движение, затем предложит выполнить,
а потом детально объяснит его
занимающимся, или же поступит наоборот.
В первом случае он обеспечит привычное
запечатление занимающимися готового
образа этого движения, причем будет
более или менее верно
Во втором случае
учебная деятельность окажется намного
содержательнее, а ее результаты значительнее,
потому что с самого начала будут
исключены подражательные действия.
Чтобы сформировать представление
о задаваемом движении по слову, занимающимся
придется больше напрячь внимание, охватить
мысленно различные стороны и элементы
техники этого движения, создать целостный
образ силой своего воображения. Наблюдая
затем образцовый показ, они извлекут
из него значительно большую и более ценную
информацию, а осмыслив ее, смогут лучше
ее использовать для совершенствования
изучаемого. Особенно же ценными будут
высокая сознательность и интеллектуальная
активность занимающихся в учебной работе,
намного больший воспитательный эффект,
главным образом в развитии мышления и
воображения, инициативности и самостоятельности,
воспитании творческих способностей и
др.
Это не значит, однако,
что целесообразен лишь второй подход.
В зависимости от конкретных учебных
и воспитательных задач, особенностей
и состояния занимающихся, характера
изучаемой техники, места и времени
занятий и многих других факторов
может оказаться наиболее целесообразным
и первый подход, а чаще всего
придется выбирать и даже создавать
те или другие их варианты и сочетания.
К микроструктуре кроме
упорядочения действий педагога и занимающихся
относятся также многие вспомогательные
действия -- организация работы подгрупп,
смена мест занятий, распределение
учебного инвентаря и др.
3. Подготовка учителя
к уроку
Успешное проведение
уроков физического воспитания возможно
только при условии серьезной
подготовки к ним педагога. Даже
высококвалифицированные
Для обеспечения
достаточной готовности к предостоящей
учебно-воспитательной работе необходимо:
а) определить ее содержание, соответствующие
организационные мероприятия, а также
структуру занятия; б) составить конспект;
в) привести себя в состояние готовности
к работе (имеется в виду двигательная,
речевая и другая предварительная подготовка);
г) подготовить к предстоящим действиям
своих помощников; д) подготовить места
для занятия; е) проверить состояние оборудования,
учебного инвентаря и др.
Определение содержания
занятия является решающей стороной
подготовки педагога к его проведению.
Собственно воспитательно-образовательное
содержание урока определяется путем
разработки четких педагогических задач.
Эти задачи должны быть предельно конкретными,
точно определяющими влияние занятия
на организм, усваиваемые знания, умения
и навыки (или их элементы), желаемые изменения
в поведении занимающихся и др. Как правило,
эти задачи являются относительно узкими,
частными, поскольку они должны предусматривать
лишь то, что действительно может быть
достигнуто в рамках конкретного урока.
Каждая такая задача
решается с помощью определенных
физических упражнений, совокупность
которых составляет предметное содержание
урока и определяет формы двигательной
деятельности занимающихся. Отбор этих
упражнений должен осуществляться очень
вдумчиво, так как необходимо выбрать
наиболее эффективные, вполне доступные
занимающимся и применимые в данных
условиях работы. Подбор материала
упражнений нужно дополнить хорошо
продуманной ориентировочной
После определения
содержания урока следует разработать
его структуру, т. е. определить последовательность
и взаимосвязь как упражнений,
так и действий занимающихся и
собственных действий. При этом может
возникнуть необходимость в некоторых
изменениях в содержании урока [6, c.167].
Такая подготовка к
уроку осуществляется на основе намеченного
на данный период плана учебно-воспитательной
работы, но с учетом степени его
выполнения, конкретного состояния
занимающихся и условий проведения
очередного занятия. При этом целесообразно
вначале разработать основную часть
урока, а затем уже, исходя из особенностей
ее содержания и намеченных нагрузок,
вводную и заключительную.
Результаты разработки
содержания и структуры урока
необходимо оформить в виде конспекта
урока, в котором более или
менее полно излагаются частные
задачи работы, перечень соответствующих
им упражнений и ориентировочные
нагрузки, организационно-методические
указания.
В заглавной части
конспекта указывается номер
занятия, дата его проведения, название
группы занимающихся, ведущая или 2--
3 главные задачи. Далее указываются
место занятия и необходимое
учебно-техническое
Разработка столь
подробного конспекта весьма трудоемка,
но она обязательна для учащихся
физкультурных учебных
В широкой педагогической
практике удобно пользоваться менее
подробными планами-конспектами, в
которых формулируются только задачи
(или же перечисляются намечаемые
упражнения), а организационная и
методическая стороны работы определяются
лишь частично, в отношении наиболее
ответственных моментов. Опытные
педагоги могут ограничиваться краткими
планами работы, в которых перечисляются
только задачи (или упражнения) с
ориентировочным определением нагрузки.
Для сокращения записей и придания
конспектам большей наглядности
могут быть применены схематические
рисунки упражнений, схемы расположения
и взаимодействия занимающихся, условные
обозначения и другие сокращения.