Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:14, реферат

Описание работы

В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

С целью совершенствования физического развития и физического воспитания предусматривается организация занятий в детско-юношеских спортивных школах, пионерских лагерях, по месту жительства и в семье.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе

2 Организационная структура физического воспитания в школе

2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе

2.2 Контроль физического воспитания учащихся

2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе

2.3.1 Гимнастика до занятий

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 121.89 Кб (Скачать)

Актуальность темы затронутой в курсовой работе состоит  в том, что качество длительного  процесса физического воспитания определяется в первую очередь качеством проведения отдельного занятия. Научное осмысление структуры урока, выделение факторов, определяющих эту структуру, должно становится предметом размышления  не только ученых, но и каждого учителя  или тренера [1, 2, 3, 5]. 

  

Цель и задачи исследования 

Целью работы является определение научно-методических основ  построения урока. 

Задачи:  

1. Описать основные  черты урока. 

2. Рассмотреть факторы,  определяющие структуру и содержание  урока. 
 

3. Охарактеризовать  направленность и методические  особенности проведения частей  урока. 

Методы исследования 

Анализ научно-методической литературы. 

Структура и объём  курсовой работы 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературных источников. При написании работы использовались материалы из 15 источников. Объем  работы 29 страниц машинописного  теста шрифтом Times New Roman с размером шрифта 14 пунктов. 
 

Глава 1. Урок как  основная форма организации занятий  по физическому воспитанию 

  

1.1. Основные черты  урока 

Главенствующее положение  урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). 

По сравнению с  другими формами физического  воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как  он: 

а)  является самой  массовой формой организованных, систематических  и обязательных занятий школьников; 

б)  проводится на базе научно обоснованной государственной  программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; 

в) осуществляется под  руководством педагога при учете  возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; 

г)  содействует  всестороннему и гармоничному физическому  совершенствованию всех учащихся вне  зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения  на медицинские группы и т.д. 

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе  проводятся 2 раза в неделю по 45 мин  каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность [15].  

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками называют собственно-урочными. В системе  физического воспитания они наиболее широко представлены в общем обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений [6].  

1.2. Факторы, определяющие  структуру урочных форм занятий 

Построение конкретного  занятия обусловливается рядом  факторов: педагогическими задачами, закономерностями процесса обучения и  изменениями работоспособности  во время занятия, физиологическими и психологическими следовыми явлениями  упражнений, состоянием и подготовленностью  занимающихся, внешними условиями [3, 4]. 

Особенностью большинства  занятий физическими упражнениями является разнообразие задач, которые  преподавателю приходится решать в  рамках одного занятия. Это обучение движениям, формирование осанки, развитие тех или иных физических качеств, формирование черт личности и др. Значение и удельный вес таких задач  различны, решение их требует разной затраты времени и сил. Каждой задаче должно быть найдено оптимальное  место в занятии. В прямой зависимости  и от задач находятся подбор, продолжительность  и последовательность выполнения физических упражнений. Таким образом, педагогические задачи, определяющие содержание занятия, являются исходным фактором его построения. При их постановке важно придерживаться следующих  правил: исходить из принятого плана, учитывая достигнутую степень его выполнения; учитывать трудоемкость деятельности и время, необходимое занимающимся для решения задач; намечать последовательность решения задач и место соответствующих упражнений с учетом других факторов. 
 

Существенным фактором, обусловливающим построение занятий  физическими упражнениями, является закономерное изменение работоспособности  занимающихся в процессе двигательной деятельности. Оно отражает динамику функционального состояния и  возможностей систем организма (опорно-двигательного  аппарата, внутренних органов и др.), а также психики занимающихся (внимания, восприимчивости, мышления, памяти, эмоцио­нально-волевых проявлений и др.). Общая тенденция изменения  работоспособности заключается  в том, что в начале деятельности функциональные возможности и работоспособность (как физическая, так и психическая) постепенно нарастают, увеличиваются, затем, достигнув оптимального для  данной деятельности уровня, на некоторое  время стабилизируются, приобретают  относительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающего утомления  снижаются. 

Исходя из этой закономерности в настоящее время в занятиях физическими упражнениями принято  выделять три характерные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Однако деление на три части является лишь первым, наиболее общим уровнем построения занятий физическими упражнениями. 

Важным фактором, определяющим построение занятий, является закономерное влияние физических упражнений на занимающихся. Это прежде всего взаимообусловленность эффектов отдельных упражнений или их сочетаний, вызываемая следовым действием. Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организме в психике, не исчезающими с окончанием действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений либо затруднять их. Например, после упражнений со значительной физической нагрузкой затруднительными и мало­эффективными будут упражнения, связанные с разучиванием координационно сложных, новых двигательных действий. После упражнений на выносливость неэффективными будут упражнения на развитие быстроты, а предварительное выполнение некоторых упражнений на гибкость облегчает изучение техники двигательных действий, характеризующихся большими амплитудами. 

В связи с этим всегда необходимо упорядочивать последовательность упражнений, обеспечивая наиболее оптимальные  связи между ними. Когда такие  связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным  действиям (или отдыху), способствующим ослаблению или снятию неблагоприятных  последствий. Распределение упражнений в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий составляет второй уровень по­строения   занятий. 

Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации  занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей  знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых  воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств  и др. При этом должны быть учтены характер и оптимальная  последовательность  ответных действий занимающихся [3, 15]. 

В связи с реализацией  всех уровней построения занятий  важно учесть такой фактор, как  особенности и состояние занимающихся: возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья, работоспособность, интересы и потребности, межличностные  отношения и др. Этим существенно  обусловливается постановка задач, выбор и распределение но частям занятия средств, определение состава, взаимосвязи и размещения во времени методов обучения и воспитания, организация занимающихся, расчет нагрузок, определение характера и места отдыха,, педагогический контроль и др. С учетом данного фактора достигается более точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности преподавателя и занимающихся [3, 9]. 
 
 

Глава 2. Методические особенности проведения частей урока 

2.1. Методика проведения  подготовительной части 

  

Ближайшие предпосылки  реализации намеченных задач в уроке  должны быть созданы в ходе самого урока, прежде всего в его подготовительной части. Первостепенную роль в этом отношении играют вводно-организующие и установочные действия, общая и специальная разминка, являющиеся своего рода стержневыми компонентами этой части урока (в ней по необходимости выполняет и действия, связанные с подготовкой внешних условий занятия, переводом в рабочее положение тренажерных и других вспомогательных устройств и т.п.; объем затрат урочного времени на такого рода действия следует, конечно, минимизировать в частности и в особенности путем заблаговременной подготовки к уроку) [3, 8]. 

Групповое урочное  занятие в физическом воспитании традиционно принято открывать  вводным ритуалом, включающим, как  правило, общее построение группы (класса, секции), рапорт ведущему, взаимное приветствие. Такое введение в урок, несомненно, способствует консолидации группы, настройке  на дело, установлению соответствующего стиля взаимоотношений между  педагогом и учениками. Обычно тут  же — в самом начале подготовительной части — педагог предметно  ориентирует занимающихся на выполнение главной задачи урока, опираясь на сообщенную ранее информацию. Эта вводная постановка главной задачи должна быть конкретной, но свободной от лишних подробностей; детализировать же ее в виде частных задач уместнее в процессе специальной разминки и во время основной части урока. 

Наиболее значительную долю времени и энергии, затрачиваемых  в подготовительной части урока, приходится уделять разминке, которая  в норме должна представлять собой  комплекс достаточно строго регламентированных по направленности и величине нагрузки упражнений,   последовательно,  оперативно  и   в  то  же  время  без излишнего форсирования подготавливающих системы организма  к выполнению главного в уроке (при  необходимости и по возможности  в разминке используют также массаж и другие средства воздействия на оперативно изменяющееся состояние организма). Содержание разминки в определенном смысле противоречиво: с одной стороны, чтобы избирательно воздействовать на системы организма и исключить ненужное форсирование нагрузок, чреватое функциональными нарушениями, в разминке следует использовать упражнения, отличающиеся по интенсивности и другим параметрам от следующих за ней основных упражнений, с другой — специфический эффект разминки прямо зависит от использования в ней упражнений, возможно близких к предстоящим основным действиям, т. е. подобных им по целевым установкам, координации движений, характеру проявляемых усилий. Это противоречие преодолевается на основе рационального сочетания элементов общей и специальной разминки [5]. 

Общая разминка представляет собой относительно не специфичный (по отношению к основному содержанию урока) раздел разминки, цель которого,—  с необходимой постепенностью активизировать функции мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность, вызвать  оперативные функциональные сдвиги, способствующие эффективной реализации двигательных возможностей, в том  числе разогревание мышц, создать  тем самым благоприятный фон  для результативного и безопасного  выполнения последующих действий, отличающихся повышенной интенсивностью, координационной сложностью, широтой амплитуды движений [5, 6]. 
 

В качестве средств  общей разминки наиболее пригодны хорошо разученные ранее, сравнительно просто дозируемые упражнения локального и  общего воздействия. Чаще всего это — гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы, сочленения и связки опорно-двигательного аппарата, поочередно прорабатывая их, а также циклические и некоторые комбинированные упражнения (например, ходьба и бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями), нагрузка при выполнении которых, поддается четкой регламентации. Однако узких ограничений для выбора средств общей разминки не существует: иначе говоря, в ней могут быть использованы достаточно разнообразные виды упражнений и способы их выполнения (включая игровые, танцевальные и др.), если они соответствуют ее назначению, позволяют строго регламентировать нагрузку и если для применения их в настоящий момент не нужно тратить много времени и сил на освоение новых действий. 

Комплекс упражнений, используемых в общей разминке, обычно остается относительно постоянным в  ряде уроков, но было бы неверным слишком  стандартизировать его. Не следует  и чрезмерно расширять разминку (например, за счет так называемых общеразвивающих  упражнений), пытаясь как бы попутно  вызвать повышенный тренировочный  эффект (если уж обеспечивать такой  эффект, то делать это нужно не в  подготовительной, а в основной части  урока). 

Об эффективности  общей разминки судят обычно по самочувствию занимающихся и по ряду объективных  показателей вызванных ею функциональных сдвигов из числа тех, что хорошо заметны по внешним проявлениям  и определяются несложными измерениями, в частности по увеличению амплитуды, скорости и темпа выполняемых  движений, потоотделению (как показателю разогревания), частоте дыхания и  сердечных сокращений. 

Информация о работе Физическое воспитание в школе