Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10 классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования направлена на определение путей более эффективного использования игры как наиболее действенного метода физического воспитания, которое в единстве с другими (организационными, экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физической культуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо и своевременно.
Исходя из цели работы, сформулируем задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Изучить особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм;
2. Рассмотреть в работе как осуществляется педагогический контроль за физической подготовленностью;
3. Выяснить сущность игры; дать характеристику подвижным играм;
4. Разработать фрагмент уроков физической культуры в 10-11 классах с использованием игрового метода

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I Теоретические аспекты физического развития школьников на уроках физкультуры в 10 - 11 классах
1.1 Особенности физического развития детей старшего школьного
возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм
1.2 Педагогический контроль за физической подготовленностью
Выводы по I части
II Игра как средство и метод обучения двигательным действиям
1.1 Понятие и сущность игры
1.2 Методика проведения подвижных игр
1.3 Особенности проведения игр для юношей и девушек
1.4 Характеристика подвижных игр
Выводы по II части
III Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
IV Фрагмент урока физической культуры в 10-11 классах с
использованием игрового метода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

дьяконов вв госы.docx

— 25.80 Кб (Скачать)
Наименование: Курсовик Особенности физического развития старших школьников и влияние занятий физическими упражнениями на организм. Разработка урока физкультуры в 10-11 классах с использованием игрового метода. Роли подвижных игр для физического совершенствования школьников.
   
Предмет: Педагогика
Год сдачи: 2010
Объем (страниц):  
Уникальность  по antiplagiat.ru: --
   
Стоимость: 25 руб.
   
Дата  публикации: 29.07.2010
   
Описание (план):  
  Курсовая  работа

Тема: Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры  в 10 классах

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I Теоретические  аспекты физического развития  школьников на уроках физкультуры  в 10 - 11 классах

1.1 Особенности  физического развития детей старшего  школьного

возраста  и влияние занятий физическими  упражнениями на организм

1.2 Педагогический  контроль за физической подготовленностью

Выводы по I части

II Игра как  средство и метод обучения  двигательным действиям

1.1 Понятие  и сущность игры

1.2 Методика  проведения подвижных игр

1.3 Особенности  проведения игр для юношей  и девушек

1.4 Характеристика  подвижных игр

Выводы по II части

III Роль и  значение подвижных игр для  физического совершенствования  школьников

IV Фрагмент  урока физической культуры в  10-11 классах с

использованием  игрового метода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Цели:

1. выяснить  понятие и сущность игры. изложить методику подвижных игр

2. разработать  фрагмент уроков физической культуры  в 10-11 классах с использованием  игрового метода

Кардинальные  изменения, происходящие в жизни  общества, выдвигают принципиально  новые задачи перед системой образования, которое однозначно признало приоритет  прав личности школьника.

Совершенно  очевидно, что улучшение здоровья детского населения напрямую связано  с поиском средств физического  воздействия, отвечающим психофизиологическим особенностям детей.

Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашей стране является базовая  физическая культура, а важнейшей  ее формой -- школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий.

Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной  учебной программой. Однако существующая ныне программа строго регламентирует все виды, средства и методы физического  воспитания и, к сожалению, создает  слишком «заорганизованный» процесс проведения занятий, что противоречит естественным потребностям исследуемого контингента, не учитывает состояние здоровья учащихся и приходящую в негодность материально-техническую базу большинства школ.

Изучая педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что большинство методик, используемых в физическом воспитании, направлены на развитие либо так называемых «отстающих двигательных качеств» (Кадетова A.B., 1989; Никитин И.В. и др.), либо на комплексное развитие (Дьяконов В.В.. Травин Ю.Г., 1979, 1982; Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1992). В более поздних исследованиях (Бальсевич В.К., Болыненков В.Г., Рябинцев Ф.П., Гуревич И.А., 1996) для эффективности решения задач физического воспитания в качестве средств использовали соревновательно-игровые задания, сюжетно-ролевые игры (Германова A.A., 1998).

Об эффективности  уроков физической культуры игровой  направленности изложено в работах  А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева (2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др. Однако, несмотря на то, что игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность подростков, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Портных Ю.И., 1994; Шмаков С.А., 1994), она не находит должного применения на уроках физической культуры в младших классах.

Следовательно, проблемой исследований является несоответствие между потенциальными возможностями  игровой деятельности на личность и  общество в целом и существующей практикой ее изучения и использования  в целях физического воспитания школьников.

В этой связи  становится очевидным, что цель предпринятого  исследования направлено на определение  путей более эффективного использования  игры как наиболее действенного метода физического воспитания, которое  в единстве с другими (организационными, экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физической культуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо и своевременно.

Исходя из цели работы, сформулируем задачи, которые  необходимо решить для достижения поставленной цели:

1. Изучить  особенности физического развития  детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм;

2. Рассмотреть  в работе как осуществляется  педагогический контроль за физической подготовленностью;

3. Выяснить  сущность игры; дать характеристику  подвижным играм;

4. Разработать  фрагмент уроков физической культуры  в 10-11 классах с использованием  игрового метода

5. Изложить  методику проведения подвижных  игр;

6. Сделать  сравнительный анализ двух групп,  которая занимается подвижными играми и которая не занимается подвижными играми.

7. Сделать  заключение о роли и значении  подвижных игр для физического  совершенствования школьников;

8. В конце  каждой главы сделать выводы  об изложенной информации, а в  итоге сделать заключение по  всей работе.

Объект исследования: учебный процесс физического  воспитания учащихся 10 - 11 классов.

Предмет исследования: технология применения подвижных игр  в физическом воспитании школьников 10 - 11 классов.

Для исследования поставленной цели были использованы следующие методы:

1. Определено  состояние здоровья школьников 10 - 11 классов к дозированию нагрузки  на уроках по физической культуре.

2. С помощью  корреляционного анализа выявлено, что итоговая оценка состояния  здоровья зависит от уровня  функционального состояния,

физической  подготовленности и физического  развития.

3. Изучена  программа физического воспитания, основанная на преимущественном  использовании игрового метода.

4. Теоретически  доказано, что применение игрового  метода при проведении уроков  физической культуры оказывает  положительное влияние на уровень  здоровья школьников.

I Теоретические аспекты  физического развития  школьников на уроках физкультуры в 10 - 11 классах

1.1 Особенности физического  развития детей  старшего школьного  возраста и влияние  занятий физическими  упражнениями на  организм

Важно и то, что положительное влияние игрового метода и предлагаемых средств на формирование растущего организма  послужит не только толчком к уточнению  программ по физическому воспитанию школьников, но и, исходя из практической значимости, расширению общего курса  подвижных и спортивных игр в  учебных планах средних и высших учебных учреждениях.

Организм  подростков имеет свои анатомические, физиологические и психологические  особенности. Их необходимо знать и  учитывать в процессе занятий  физическими упражнениями.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что  выражается в относительно спокойном  и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое  созревание. В этой связи четко  проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе.

Различия  между юношами и девушками  в размерах и формах тела достигают  максимума. Юноши перегоняют девушек  в росте и массе тела. Юноши  в среднем выше девушек на 10-12см. и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего  тела больше на 13%, а масса подкожной  жировой ткани меньше на 10%, чем  у девушек. Туловище юношей немного  короче, а руки и ноги длиннее, чем  у девушек.

У старших  школьников почти заканчивается  процесс окостенения большей  части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину  замедляется. Интенсивно развивается  грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются  равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила.

В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном  на левую сторону) с целью симметричного  развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек  в отличие от юношей наблюдается  значительно меньший прирост  мышечной массы, заметно отстает  в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы  тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления  кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются  гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем  у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15-17 лет  у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения  происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру  движений, точно воспроизводить и  дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в  целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую  волевую активность, например, настойчивость  в достижении поставленной цели, способность  к терпению на фоне усталости и  утомления. Однако у девушек снижается  смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем  школьном возрасте по сравнению с  предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в  развитии кондиционных и координационных  способностей (таблица 1).

Таблица 01. Темпы прироста различных физических

качеств у детей старшего школьного возраста (%)

 
Физические  способности Среднегодовой прирост  
  юноши девушки  
Скоростные  1,5 0,2  
Силовые 14,0 9,0  
Общая выносливость 2,1 0,7  
Скоростная  выносливость 2,1 -0,6  
Силовая выносливость 8,5 -2,0  
       
 

Тем не менее, в этом возрастном периоде сохраняются  еще немалые резервы  для улучшения  двигательных способностей, особенно если делать это систематически и направленно  Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов «Как подготовить  эффективный урок», 1989 [Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов, 1989].

Между развитием двигательных качеств и формированием  двигательных навыков  существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат  человека, поэтому  отдельные мышцы  и мышечные группы развиваются неравномерно.

Занятия физическими упражнениями ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост  их в различные  возрастные периоды  неодинаков.

Систематические занятия физическими  упражнениями повышают приспособительные  реакции организма, обуславливают его  правильное функционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическими следовыми  сдвигами (трофические  процессы), на базе которых  происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно, и  функциональных ресурсов организма.

Это является важным фактором повышения надежного  функционирования физиологических  систем организма, что, естественно, приобретает  особенно большое  значение в ходе развития возрастных изменений.

Обеспечивается  структурно-функциональное совершенствование  кровообращения и  усиление трофических  функций нервной  системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Увеличивается функциональный резерв, приспособление к нагрузкам, ускоряется восстановление.

Чем быстрее восстановление, тем больше у организма  сил для выполнения последующей работы, следовательно, тем  выше его функциональные возможности и  работоспособность, т.е. увеличивается  время работы и  сокращается время  врабатывания. При  занятиях физическими  упражнениями положительные  эмоции влияют на нервно-психический  тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС.

У подростков, занимающихся физическими упражнениями, наблюдается урежение пульса в покое, т.к. в результате тренировок идет привыкание, адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания в покое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Как правило, занимающиеся спортом, опережают своих ровесников в физическом развитии.

1.2 Педагогический контроль за физической подготовленностью

Тестирование  двигательных возможностей человека является одной  из наиболее важных областей деятельности научных работников и спортивных педагогов. Оно помогает решению  ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных  способностей, позволяет  оценивать качество технической и  тактической подготовленности.

На  основе результатов  тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов и обучения, форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981. [Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981].

Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:

· научить самих  школьников определять уровень своей  физической подготовленности и планировать  необходимые для  себя комплексы физических упражнений;

· стимулировать учащихся к дальнейшему  повышению физического  состояния (формы);

· знать не столько  исходный уровень  развития двигательной способности, сколько  его изменение  за определённое время;

· стимулировать учащихся, добившихся высоких  результатов, но не столько  за высокий уровень, за запланированное  повышение личных результатов.

Одной из причин того, что  за последние 25 лет  у детей и подростков США не повысился, а даже понизился  уровень физической подготовленности, известный  специалист Беспалько  В.П. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».- М., 1995 [«Слагаемые педагогической технологии», 1995] называет традиционный подход к тестированию, когда результаты стандартизированных  тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, что  может вызвать у большинства учащихся негативное отношение к тестированию.

Тестирование  должно способствовать повышению интереса у школьников к  занятиям физическими  упражнениями, приносить  им радость, а не вести  к развитию комплекса  неполноценности. В  этой связи учёный говорит о необходимости  пересмотра организации  тестирования. Им разработана  батарея тестов, в  которой:

1. Результаты тестов  не сравниваются  с нормативами,  оценка их выполнения  основана на изменениях, происшедших за  определённый период  времени;

2. Все компоненты  теста модифицируются; используются облегчённые  варианты упражнений (упражнения, входящие в содержание  теста, должны  быть достаточно  лёгкими, чтобы  вероятность успешного  выполнения была  велика, оценки ноль  и со знаком  минус исключены).

Итак, при тестировании важно сближение  научных (теоретических) задач и лично  значимых положительных  для человека мотивов  участия в данной процедуре Левина М.С. «Технологии  профессионального  педагогического  образования», 2002 [Левина М.С. «Технологии  профессионального  педагогического  образования», 2002].

Контроль  за физической подготовленностью выступает как оперативное управление, которое обеспечивает фу...

Информация о работе Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10 классах