Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:05, курсовая работа
Цель исследования направлена на определение путей более эффективного использования игры как наиболее действенного метода физического воспитания, которое в единстве с другими (организационными, экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физической культуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо и своевременно.
Исходя из цели работы, сформулируем задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Изучить особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм;
2. Рассмотреть в работе как осуществляется педагогический контроль за физической подготовленностью;
3. Выяснить сущность игры; дать характеристику подвижным играм;
4. Разработать фрагмент уроков физической культуры в 10-11 классах с использованием игрового метода
ВВЕДЕНИЕ
I Теоретические аспекты физического развития школьников на уроках физкультуры в 10 - 11 классах
1.1 Особенности физического развития детей старшего школьного
возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм
1.2 Педагогический контроль за физической подготовленностью
Выводы по I части
II Игра как средство и метод обучения двигательным действиям
1.1 Понятие и сущность игры
1.2 Методика проведения подвижных игр
1.3 Особенности проведения игр для юношей и девушек
1.4 Характеристика подвижных игр
Выводы по II части
III Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
IV Фрагмент урока физической культуры в 10-11 классах с
использованием игрового метода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наименование: | Курсовик Особенности физического развития старших школьников и влияние занятий физическими упражнениями на организм. Разработка урока физкультуры в 10-11 классах с использованием игрового метода. Роли подвижных игр для физического совершенствования школьников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет: | Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Год сдачи: | 2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем (страниц): | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Уникальность по antiplagiat.ru: | -- | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Стоимость: | 25 руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата публикации: | 29.07.2010 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание (план): | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая
работа
Тема: Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10 классах СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ I Теоретические
аспекты физического развития
школьников на уроках 1.1 Особенности
физического развития детей возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм 1.2 Педагогический контроль за физической подготовленностью Выводы по I части II Игра как средство и метод обучения двигательным действиям 1.1 Понятие и сущность игры 1.2 Методика проведения подвижных игр 1.3 Особенности проведения игр для юношей и девушек 1.4 Характеристика подвижных игр Выводы по II части III Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников IV Фрагмент урока физической культуры в 10-11 классах с использованием игрового метода ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Цели: 1. выяснить понятие и сущность игры. изложить методику подвижных игр 2. разработать
фрагмент уроков физической Кардинальные изменения, происходящие в жизни общества, выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования, которое однозначно признало приоритет прав личности школьника. Совершенно очевидно, что улучшение здоровья детского населения напрямую связано с поиском средств физического воздействия, отвечающим психофизиологическим особенностям детей. Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашей стране является базовая физическая культура, а важнейшей ее формой -- школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной учебной программой. Однако существующая ныне программа строго регламентирует все виды, средства и методы физического воспитания и, к сожалению, создает слишком «заорганизованный» процесс проведения занятий, что противоречит естественным потребностям исследуемого контингента, не учитывает состояние здоровья учащихся и приходящую в негодность материально-техническую базу большинства школ. Изучая педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что большинство методик, используемых в физическом воспитании, направлены на развитие либо так называемых «отстающих двигательных качеств» (Кадетова A.B., 1989; Никитин И.В. и др.), либо на комплексное развитие (Дьяконов В.В.. Травин Ю.Г., 1979, 1982; Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1992). В более поздних исследованиях (Бальсевич В.К., Болыненков В.Г., Рябинцев Ф.П., Гуревич И.А., 1996) для эффективности решения задач физического воспитания в качестве средств использовали соревновательно-игровые задания, сюжетно-ролевые игры (Германова A.A., 1998). Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности изложено в работах А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева (2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др. Однако, несмотря на то, что игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность подростков, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Портных Ю.И., 1994; Шмаков С.А., 1994), она не находит должного применения на уроках физической культуры в младших классах. Следовательно, проблемой исследований является несоответствие между потенциальными возможностями игровой деятельности на личность и общество в целом и существующей практикой ее изучения и использования в целях физического воспитания школьников. В этой связи становится очевидным, что цель предпринятого исследования направлено на определение путей более эффективного использования игры как наиболее действенного метода физического воспитания, которое в единстве с другими (организационными, экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физической культуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо и своевременно. Исходя из цели работы, сформулируем задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: 1. Изучить
особенности физического 2. Рассмотреть в работе как осуществляется педагогический контроль за физической подготовленностью; 3. Выяснить сущность игры; дать характеристику подвижным играм; 4. Разработать
фрагмент уроков физической 5. Изложить методику проведения подвижных игр; 6. Сделать
сравнительный анализ двух 7. Сделать заключение о роли и значении подвижных игр для физического совершенствования школьников; 8. В конце каждой главы сделать выводы об изложенной информации, а в итоге сделать заключение по всей работе. Объект исследования: учебный процесс физического воспитания учащихся 10 - 11 классов. Предмет исследования: технология применения подвижных игр в физическом воспитании школьников 10 - 11 классов. Для исследования поставленной цели были использованы следующие методы: 1. Определено
состояние здоровья школьников 10
- 11 классов к дозированию 2. С помощью
корреляционного анализа физической подготовленности и физического развития. 3. Изучена
программа физического 4. Теоретически
доказано, что применение игрового
метода при проведении уроков
физической культуры оказывает
положительное влияние на I Теоретические аспекты физического развития школьников на уроках физкультуры в 10 - 11 классах 1.1 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм Важно и то,
что положительное влияние Организм
подростков имеет свои анатомические,
физиологические и Старший школьный
возраст характеризуется Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши в среднем выше девушек на 10-12см. и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. У девушек
в отличие от юношей наблюдается
значительно меньший прирост
мышечной массы, заметно отстает
в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно
развиваются тазовый пояс и мышцы
тазового дна. Грудная клетка, сердце,
легкие, жизненная емкость легких,
сила дыхательных мышц, максимальная
легочная вентиляция и объем потребления
кислорода также менее развиты,
чем у юношей. В силу этого функциональные
возможности органов Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем
школьном возрасте по сравнению с
предыдущими возрастными Таблица 01. Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста (%)
Тем не менее, в этом возрастном периоде сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если делать это систематически и направленно Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов «Как подготовить эффективный урок», 1989 [Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов, 1989]. Между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно. Занятия физическими упражнениями ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков. Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособительные реакции организма, обуславливают его правильное функционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическими следовыми сдвигами (трофические процессы), на базе которых происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно, и функциональных ресурсов организма. Это является важным фактором повышения надежного функционирования физиологических систем организма, что, естественно, приобретает особенно большое значение в ходе развития возрастных изменений. Обеспечивается структурно-функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Увеличивается функциональный резерв, приспособление к нагрузкам, ускоряется восстановление. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма сил для выполнения последующей работы, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность, т.е. увеличивается время работы и сокращается время врабатывания. При занятиях физическими упражнениями положительные эмоции влияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. У подростков, занимающихся физическими упражнениями, наблюдается урежение пульса в покое, т.к. в результате тренировок идет привыкание, адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания в покое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Как правило, занимающиеся спортом, опережают своих ровесников в физическом развитии. 1.2 Педагогический контроль за физической подготовленностью Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности научных работников и спортивных педагогов. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных способностей, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов и обучения, форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981. [Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981]. Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему: · научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений; · стимулировать учащихся к дальнейшему повышению физического состояния (формы); · знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время; · стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, за запланированное повышение личных результатов. Одной из причин того, что за последние 25 лет у детей и подростков США не повысился, а даже понизился уровень физической подготовленности, известный специалист Беспалько В.П. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».- М., 1995 [«Слагаемые педагогической технологии», 1995] называет традиционный подход к тестированию, когда результаты стандартизированных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, что может вызвать у большинства учащихся негативное отношение к тестированию. Тестирование должно способствовать повышению интереса у школьников к занятиям физическими упражнениями, приносить им радость, а не вести к развитию комплекса неполноценности. В этой связи учёный говорит о необходимости пересмотра организации тестирования. Им разработана батарея тестов, в которой: 1. Результаты тестов не сравниваются с нормативами, оценка их выполнения основана на изменениях, происшедших за определённый период времени; 2. Все компоненты теста модифицируются; используются облегчённые варианты упражнений (упражнения, входящие в содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобы вероятность успешного выполнения была велика, оценки ноль и со знаком минус исключены). Итак, при тестировании важно сближение научных (теоретических) задач и лично значимых положительных для человека мотивов участия в данной процедуре Левина М.С. «Технологии профессионального педагогического образования», 2002 [Левина М.С. «Технологии профессионального педагогического образования», 2002]. Контроль за физической подготовленностью выступает как оперативное управление, которое обеспечивает фу... |