Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:18, дипломная работа
Цель исследования: обоснование содержания занятий баскетболом для комплексного развития физических качеств в старших классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития физических качеств учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: баскетбол как средство комплексного развития физических качеств у старшеклассников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов посредством игры в баскетбол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Особенности развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Игра в баскетбол как фактор развития физических качеств учащихся .13
Глава 2. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.1. Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2.2. Контрольные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2.3. Хронометрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.1. Результаты наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.2. Результаты контрольных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3 Результаты хронометрировования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Там показано, что как в начале, так и в конце у занимающихся обеих групп была сравнительно одинаковая разница во времени прохождения 15 – метрового отрезка с ведением и без ведения мяча. Это свидетельствует о том, что занимающиеся этих групп имели одинаковую техническую подготовленность, как в начале, так и в конце эксперимента. Поэтому можно сделать вывод, что наблюдаемые сдвиги в нормативах, о которых говорилось выше, объясняются особенностями физической подготовки каждой группы, а так как сдвиги являются большими в 1 группе, то, следовательно, вариант тренировки этой группы следует считать более эффективным.
Таким образом, результаты выполнения контрольных нормативов, отражающие как развитие основных физических качеств, так и специальную подготовку детей, показали, что занимающиеся обеих групп достигли улучшения по всем показателям. Однако более значительные сдвиги наблюдались в 1 группе, где тренировка проводилась с преимущественной направленностью на развитие скоростных качеств. Более значительные улучшения у занимающихся 1 группы объясняются тем, что применение большого количества упражнений, направленных на развитие быстроты, способствует развитию и других качеств двигательной деятельности. В итоге, мы выяснили, что скоростные нагрузки создают наиболее благоприятные предпосылки для развития основных физических качеств.
Результаты проведённого хронометрирования представлены в таблице:
Процентное соотношение времени,
отводимого на выполнение различных упражнений
Класс | I | II | III | IV | V |
11А | 30.3 | 24.5 | 6.2 | 12.8 | 31.2 |
11В | 37.4 | 12.2 | 6.3 | 13.4 | 42.8 |
I. Общеразвивающие упражнения
II. Упражнения на развитие быстроты
III. Упражнения на развитие силы
IV. Упражнения для развития скоростной выносливости
V. Упражнения
на развитие выносливости
Результаты проведённого педагогического эксперимента показали, что методика комплексного развития физических качеств учащихся старших классов посредством баскетбола при первом варианте тренировки (приложение 3, таб. 1) является наиболее эффективной.
Исходя из того, что в первом варианте тренировки больше времени уделялось на развитие быстроты, чем на другие физические качества (во втором варианте тренировки распределение времени было приблизительно одинаковым на развитие всех физических качеств), наиболее эффективным является урок, где из общего объема средств физической подготовленности применяется 50 % упражнений на развитие быстроты; 25 % - на развитие силы и 25 % - на развитие выносливости.
Заключение
Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1.
Теоретическими основами
- в соответствии с тем, что существует взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии физических качеств, наибольший эффект в их развитии достигается при одновременном развитии нескольких качеств и, следовательно, комплексная, разносторонняя тренировка наиболее эффективна в сравнении с односторонней;
- рассматривая развитие физических качеств в плане повышения их общего уровня, следует считать наиболее целесообразным применение таких средств общей физической подготовки, которые в большей степени развивают быстроту, силу и выносливость;
- для физического развития организма детей наиболее эффективной является комплексная тренировка с направленностью на развитие быстроты, так как вместе с быстротой развивается сила и выносливость, которые необходимы для дальнейшего развития детей;
- на уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах большое внимание следует уделять спортивным играм, так как они имеют оздоровительно-гигиенические особенности школьников (большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию физических, моральных и волевых качеств; одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные умения и навыки; при игре детям легче усваивать и развивать различные качества).
2. Значимость игры в баскетбол для развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы заключается в том, что он влияет практически на все психофизические качества человека одновременно: развивает ловкость, быстроту, выносливость, гибкость и силу, и воспитывает смелость, решительность, настойчивость, инициативность, чувство коллективизма. Быстрый темп вызывает высокий уровень эмоциональности, что обеспечивает огромный интерес к игре, в результате которого большинство людей переходит к активному образу жизни.
3. Использование экспериментальных методических рекомендаций по комплексному развитию физических качеств старших классов посредством баскетбола с преимущественной направленностью на развитие быстроты позволяют достичь следующих результатов:
-
упражнения, развивающие преимущественно
быстроту, в большей мере выводят
организм из устойчивого
- применение указанных упражнений вызывает нервно-мышечное напряжение, приводящее к быстрому утомлению организма, и в первую очередь ЦНС;
- выявили
преимущественно комплексной тренировки
с направленностью на развитие быстроты
перед остальными (в этом случае динамика
результатов по всем контрольным нормативам
была выше, чем в контрольной группе).
Практические рекомендации: результаты исследования представляют интерес для учителей физической культуры и студентов-практикантов; могут использоваться в средних образовательных учреждениях, лагерях как на уроках физической культуры, так во внеклассных мероприятиях (секциях, кружках и т.п.).
М: “Теория
и практика физической культуры и спорта”,2006.-3
с.
Приложение 1
Таблица 1
Средние показатели физического развития (юноши)
Показатели | 15лет | 16 лет | 17 лет |
Рост, см | 157-170 | 160-175 | 162-178 |
Вес, кг | 47-60 | 51-60 | 55-67 |
Окружность грудной клетки в спокойном состоянии | 78-86 | 82-89 | 84-92 |
Ширина плеч | 36-39 | 37-42 | 40-46 |
Легкие | 3600-4400 | 4000-4600 | 4200-5000 |
Окружность плеча в спокойном состоянии | 23-28 | 26-30 | 28-34 |
В напряженном состоянии | 23-28 | 26-30 | 28-34 |
Сила правой кисти | 37-45 | 40-48 | 42-52 |
Левой кисти | 36-44 | 38-46 | 40-48 |
Становая сила (спины) | 115-140 | 120-148 | 125-156 |
Окружность бедра | 31-35 | 33-37 | 35-42 |
Окружность голени | 26-30 | 28-32 | 30-36 |
Таблица 2
Средние показатели физического развития
учащихся
11 классов
Информация о работе Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников