Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:18, дипломная работа
Цель исследования: обоснование содержания занятий баскетболом для комплексного развития физических качеств в старших классах.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс развития физических качеств учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: баскетбол как средство комплексного развития физических качеств у старшеклассников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств учащихся старших классов посредством игры в баскетбол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Особенности развития физических качеств учащихся старших классов средней общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Игра в баскетбол как фактор развития физических качеств учащихся .13
Глава 2. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.1. Организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.1. Наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2.2. Контрольные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
2.2.3. Хронометрирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.1. Результаты наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.2. Результаты контрольных испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3 Результаты хронометрировования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кроме этих упражнений в обеих группах применялись упражнения с несколькими мячами, которые, как показали исследования Р.В. Мирошниковой, являются наиболее эффективными для развития быстроты выполнения технических приемов, а именно:
Выносливость баскетболиста определяется способностью игрока выполнять соответствующую нагрузку в процессе игры. Основным средством развития выносливости мы применяли двустороннюю игру. Но, как показали исследования [13], игра способствует развитию общей выносливости, а для баскетболиста это важно сохранить быстроту действия и выполнения технических приемов на протяжении всей игры, то есть иметь специальную скоростную выносливость.
Приведем ряд примерных упражнений, которые мы применяли для развития специальной выносливости у детей:
Сила баскетболиста определяет быстроту его движений, прыгучесть, качество выполнения бросков и передач. Работа над развитием силы необходимых мышечных групп имеет существенное значение для дальнейшего роста спортивного мастерства игроков.
Приведем ряд примерных упражнений, которые мы использовали для развития силы у детей:
Для
обоснования эффективности
2.2.1.
Наблюдение
Цель: выявление уровня физической и тактической подготовленности у старшеклассников.
Подготовка наблюдения: подбор инвентаря (2Б/Ц мяча, свисток, блокнот, карандаш); проверка внешнего вида учащихся и техники безопасности.
Проведение наблюдения: проводилось в сентябре и декабре 2005 г. в средней общеобразовательной школе № 5 города Рыбинска.
Наблюдение
за игрой в баскетбол
При подготовке к игре, дети самостоятельно поделились. Еще до начала игры, игроки из каждого класса выполняли свою тактику при игре, то есть одна команда совершала действие команды при нападении, а другая команда при защите, причем у каждого игрока была своя роль. (Например, центровой – это игрок, находящийся в центре площадки. Его роль: отдать передачу и вести игру, а при удобном случае бросить самостоятельно. От него зависит скорость и быстрота команды.)
На
игру отводилось 20 минут общего времени.
2.2.2.
Контрольные испытания
Цель: изучение уровня сформированности физических качеств у старшеклассников.
Подготовка для проведения контрольных испытаний: проверить инвентарь, внешний вид учащихся, технику безопасности, составлен бланк протокола контрольных испытаний.
Проведение: было произведено в сентябре и декабре 2005 г. в средней общеобразовательной школе № 5 города Рыбинска.
Был проведен ряд общих и специальных нормативов, которые проводились на протяжении трех уроков с каждой группой отдельно:
Нормативы
проводились на специально отведенном
для этого уроке с каждой группой
отдельно. После одинаковой для обеих
групп разминки, занимающиеся выполняли
специальные нормативы. Бег 100 м и прыжки
проводились на стадионе, остальные испытания
– в зале. По прыжкам и метанию брался
лучший результат из трех попыток.
2.2.4.
Хронометрирование
Цель: определение соотношения времени, отводимого на выполнение упражнений.
Подготовка: секундомер, подготовка бланка фиксации времени.
Проведение: было произведено в период с октября по декабрь 2005 года в средней общеобразовательной школе № 5.
Во время проведения уроков составлялся хронометраж времени, которое было затрачено на выполнение того или иного упражнения. Эти упражнения классифицировались по преимущественной направленности в развитии физических качеств следующим образом:
Глава III.
Результаты исследования
3.1.
Результаты наблюдений
По итогам наблюдений за двумя 11 классами на уроке физической культуры в средней общеобразовательной школе № 5 было выявлено следующее: I половина игры проходила в более быстром темпе, чем вторая. Это говорит о том, что у детей недостаточно хорошо развита скоростная выносливость. От игрока требуется не только быстрое выполнение технических приемов, но и сохранение быстроты действий в течение всей игры. Отсюда ясно значение развития у баскетболистов быстроты и скоростной выносливости, которые взаимосвязаны, а также прыгучести, зависящей от степени развития быстроты и силы мышц. У каждой команды была своя тактика, и по ходу игры счет был равный.
Во второй половине игры скорости снизились, ребята старались меньше двигаться и бросать мяч с дальней дистанции. Игра проходила на высоком эмоциональном уровне. Дети из 11 «В» класса сильно переживали из-за пропущенных мячей, и винили в неудачах друг друга. Каждый действовал индивидуально, стараясь отличиться. Юноши из 11 «А» класса чаще выбирали вбрасывание и воздушные единоборства, больше и интенсивнее атаковали и защищались. Старались забросить больше мячей с близкого расстояния. Команда 11 «В» много нарушала правила. Процент попадания бросков был лучше у 11 «А» класса с близкого расстояния: 60% / 40%.
У детей 11 «А» класса проявилось: более лучшая физическая подготовка: они быстро атаковали и эффективнее защищались, на продолжении всей игры они превосходили противников в воздушных единоборствах и на площадке. У них проявился командный дух, они не винили никого в пропущенных мячах и продолжали играть. Их тактика оказалась лучше, чем у соперника. В конце игры, ребята очень устали и стал проявляться брак в передачах, вынужденные фолы, хуже стал процент попадания в кольцо. Это говорит о недостаточном развитии выносливости.
У детей 11 «В» класса проявилось: более лучшая выносливость, чем у противника, каждый игрок старался действовать индивидуально, стараясь обыграть соперника и бросить мяч в кольцо, что говорит о более хорошей технике у игроков по сравнению с 11 «А». Их атаки проходили медленно, а возвращаться в защиту они не успевали, делая при этом вынужденные фолы. Из-за пропущенных мячей, в команде был негативный фон, и в результате плохая командная игра. В силовых единоборствах они действовали наравне с противником. Процент попадания бросков с дальней дистанции был одинаковым на продолжении всей игры: 50/50%. К концу игры обе команды очень устали. Стали чаще проводиться пробежки, фолы, команда 11 «А» стала делать много ошибок при передачах. В итоге игры победила команда 11 «А» класса со счетом 14:9.
Результаты проведенных исследований показали, что комплексное развитие физических качеств с преимущественной направленностью на развитие быстроты создает наиболее благоприятные условия для развития силы, быстроты и выносливости. Это можно наблюдать по результатам выполнения контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке, уровень которых отражает рост спортивного мастерства у детей. (приложение 3) Эти данные были получены в результате выполнения этих нормативов юношами из каждой группы. За время эксперимента во всех случаях имеет место улучшения результатов, но сравнительно большие изменения произошли в группе, занимавшейся по 1 варианту тренировки.
В беге на 100 метров разница в результате более значительна у первой группы. В силовых нормативах мы видим также лучшие результаты. Очевидно, это можно объяснить более высокой игровой подготовкой этих баскетболистов как в начале, так и в конце эксперимента.
По нормативу скоростно-силового характера, то есть в прыжках в длину, лучшие результаты наблюдаются также в 1 группе.
Сравнение результатов в беге на 1500 и 800 метров также показало преимущество первой группы.
Отсюда
можно предположить, что занятия
с преимущественной направленностью
на развитие быстроты, (с таким же
соотношением средств, как это было
в 1 группе) способствует одновременно
и совершенствованию
Анализ полученных результатов показывает, что начальные данные в обеих группах были одинаковыми. Улучшение же как общего времени, так и по отрезкам имеет место в обеих группах. Однако в первой группе это улучшение более значительное, чем во второй. Абсолютные показатели также выше в первой группе. Интересно отметить, что улучшение времени на второй половине дистанции, то есть наличие скоростной выносливости, было большим в 1 группе, где больше применялось упражнений на развитие быстроты; в группе с преимущественной работой на выносливость наблюдалось меньшее улучшение времени.
Суммарное время пробегания первой половины дистанции (1-10 отрезков) и второй (11-20 отрезков) значительно отличается в начале и в конце эксперимента. Это говорит о повышении скоростной выносливости, которая является ведущим качеством для баскетболиста. Если сравнить эти данные по группам, то наибольшие сдвиги имеют место в 1 группе (приложение 5) Чем больше эта разница, тем хуже у детей скоростная выносливость. Начальные данные говорят о том, что юноши имели сравнительно одинаковую подготовку по данному показателю. Конечные же показатели свидетельствуют, что 1 группа за период эксперимента достигла более значительных результатов в повышении скоростной выносливости, чем во 2 группе.
Сравнение
результатов пробегания 15 метров без
мяча и с ведением мяча дает представление
о степени технической
Информация о работе Баскетбол как средство комплексного развития физических качеств старшеклассников