Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:36, реферат
У теннисистов при выработке двигательного навыка повторяется не способ решения двигательной задачи, а сам процесс решения. Поэтому формирование двигательного навыка - это не заучивание движения, а обучение его построению при активном участии центральной нервной системы. Движения постепенно становятся все более рациональными и экономичными.
Время, затрачиваемое на обучение движению зависит от мастерства педагога, индивидуальных особенностей обучаемого, его желания овладеть данным навыком и активного отношения к обучению.
Физиологической основой развития физических качеств является ограничение двигательной активности современного человека и обусловлено теми требованиями, которые предъявляются к человеку в связи с общим процессом. За последние годы значительно усложнилась программа средней и высшей школы: среди населения увеличился контингент лиц, занимающихся конструкторским и операторским трудом, при котором отсутствуют мышечные напряжения.
Недостаточная мышечная активность
создает особые условия жизнедеятельности
человека, которые обозначаются термином
гипокинезия (недостаток движений). Она
отрицательно воздействует на структуру
и функции всех тканей организма.
В этих условиях задерживается развитие
молодого поколения. Люди, ведущие малоподвижный
образ жизни, как правило, отличаются
недостаточным развитием
Главным потребителем кислорода в организме являются мышцы. Если их масса не велика, то и кислорода в организме в покое много не требуется. Однако, если нетренированные мышцы выполняют даже небольшую нагрузку, то кислородный запрос резко возрастает.
Тренированному человеку при выполнении одинаковых (по сравнению с нетренированными) по мощности нагрузок, требуется меньше потребления кислорода.
Гипокинезия особенно вредна для сердечно-сосудистой системы.
Объем сердца у физически
неактивных людей меньше, чем у
спортсменов. В состоянии покоя
кровоснабжение тканей достаточно и
при малом объеме сердца, при мышечной
же деятельности такое сердце не может
обеспечить необходимое движение кровотока,
что ведет к утомлению человека
Функциональный резерв сердца у малоактивных людей невелик. Например, минутный объем крови при предельных нагрузках может увеличиваться у них лишь до 15-20 л., тогда как у спортсменов до 40 л. и более.
У теннисистов при выработке двигательного навыка повторяется не способ решения двигательной задачи, а сам процесс решения. Поэтому формирование двигательного навыка - это не заучивание движения, а обучение его построению при активном участии центральной нервной системы. Движения постепенно становятся все более рациональными и экономичными.
Время, затрачиваемое на обучение движению зависит от мастерства педагога, индивидуальных особенностей обучаемого, его желания овладеть данным навыком и активного отношения к обучению.
Процесс образования двигательного навыка имеет ряд особенностей:
1) Первые попытки выполнения незнакомого движения лишь отдаленно напоминают действия мастера в этой области. Человеку овладевающему техникой в каком-либо виде спорта, цель движения обычно бывает ясна сразу. Сложнее со средствами, при помощи которых возможно достижение этой цели. В начале обучения у человека либо нет готовых вспомогательных навыков, либо он не умеет использовать их применительно к решению данной двигательной задачи. Поэтому в начале выработки навыка приходится обращать внимание на все детали движения. При этом ведущий уровень построения движения перегружается излишней работой, которая могла бы выполняться на более низких уровнях.
2) На начальной стадии формирования двигательного навыка сенсорные коррекции вступают в силу только в тех случаях, когда отклонение от программы движения становится очень заметным.
3) В начале выработки двигательного навыка подвижность в суставах мешает правильному выполнению движения. Поэтому происходит закрепощение мышц, а не только «запирание» не нужных для данного движения степеней свободы. У новичков в спорте обычно наблюдается общая скованность движений, напряжение мышц не только работающей конечности, но и других частей тела.
Постепенно организм находит такие формы выполнения движения, при которых неожиданные для новичка воздействия инерционных и реактивных сил устраняются до их появления благодаря повышению чувствительности соответствующих рецепторов. На этом этапе фиксации всех суставов не требуется. Мышцы, непосредственно не участвующие в движении, расслабляются.
4) В процессе образования двигательного навыка сначала простые, а затем и сложные компоненты движения начинают выполняться на более низких фоновых уровнях построения движений. При этом ведущий уровень разгружается от лишней работы. Такое переключение представляет собой качественный скачок, новую ступень в формировании двигательного навыка.
5) Двигательный навык может быть сформированным в том случае, когда все вспомогательные движения перешли на фоновые уровни построения. При этом условии всякий раз, когда человек использует данный двигательный навык в своей трудовой или спортивной деятельности, его сознание обращено лишь на цель действия. Все фоновые движения протекают автоматизировано. Спортсмен получает возможность уделять внимание решению тактических задач, что очень важно для достижения результата.
Когда двигательный навык
сформирован, движения становятся точными
и плавными. Даже если спортсмен
вкладывает большую силу в каждый
удар, со стороны его работа выглядит
непринужденной, легкой. При прочном
двигательном навыке он не делает лишних
движений, не напрягает ненужных мышц.
Поэтому количество энергии, затрачиваемое
на движение, уменьшается по сравнению с
Чтобы достичь успехов
в обучении спортсмена новым движениям
нужно учитывать следующие
1. Выработка двигательных навыков связана с активной деятельностью центральной нервной системы. В начале формирования навыка все движения осуществляются под контролемсознания. Поэтому на данном этапе очень важно целеустремленное и внимательное отношение спортсмена к своим движениям.
2. Основное внимание спортсмена должно быть обращено на решение двигательной задачи, а не на движения, решающие эту задачу. Спортсмену не надо навязывать детали техники, не надо мешать Ц.Н.С. организовывать фоновые движения.
3. Правильное выполнение движения основывается на сенсорных коррекциях. Следовательно, при отработке деталей сложного движения раздражение рецепторов должно быть таким же, как и в целостном движении.
4. Двигательный навык необходимо отрабатывать как целое, концентрируя внимание спортсмена на основной задаче сложной совокупности движений. Нельзя «разрывать» навык и совершенствовать отдельно форму движений, а потом их силу и скорость. Но можно подбирать ряд навыков, в которых каждый последующий будет основан на движениях предыдущего.
5. Подбирая подготовительные или вспомогательные упражнения, необходимо определить ведущий уровень построения движений. Это важно потому, что движения, построенные на уровне синергии, не дают переноса навыка на другие движения.