Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:48, контрольная работа
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура"
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В
ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые
культурные образования: представления, социокультурные образцы,
це нности и нормы.
Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе
образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы -
результаты деятельности
в типичных жизненных
чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и
социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно
устойчивые образцы
поведения, фиксирующие в
значимой ситуации
взаимодействия пределы
Указанные типы культурных
социальной жизни,
порождаются ею и служат
между людьми
в процессе социального
3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры
среди исследователей нет единства.
Так, в американской
таким образом:
1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке
и помогают
людям организовать и
в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры,
обладает высокой
приспособляемостью к
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть",
т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и
указывает на
связь друг с другом в
явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате
взаимодействия составных частей социального организма.
3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в
разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают
критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное
в культуре.
4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек,
чтобы "вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы,
стандарты, правила
поведения обосновываются
Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре
культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской
традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в
своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю
главным фактором
культуры или попросту
науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать
материальные ценности общества, служит основой формирования
мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в
создании особого духовного климата в обществе. Наука - это
систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они
переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое
связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в
качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа
поведения, непосредственного мотива действия.
Активным элементом культуры признается искусство, которое
является художественным
обобщением процессов,
силой, организующей
эмоциональную деятельность
это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и
выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения
между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная
информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания
человечества через личность художника. Искусство полифункционально,
оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и
техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения
элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями.
Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и
исследовательская
работа в области физики
но связаны между собой единством цели - стремлением выразить
неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию,
определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной
доктрины; совокупность
систематизированных
социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня: концептуально-
теоретический,
программно-политический и
степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей.
Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней:
общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный),
социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как
компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной
психологии (которая также является элементом культуры), признавая в
ней наличие большого количества элементов массового стихийного
поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При
характеристике культуры как социальной системы следует обратить
внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.
К их числу относится прежде всего принцип преемственности,
выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе
развития. Что воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на
что можно опереться в ходе общественной жизни на данном этапе. На
основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный
консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной
культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры",
которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных
условий социальной и политической стабильности. Создателями этого
течения были
А.А. Григорьев, Ф.М.
их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного
развития России.
Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной
культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное -
своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе
реализуется через материальное.
Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной
жизни. В этом
проявляется ее творческий
в самых
различных продуктах
предметных, так и символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая
проявляется в основном в трех формах:
n спорадическая, стихийная,
n метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным
расчетом, разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип - взаимодействие
культур. Оно может
внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми
физического и умственного труда, между классами и нациями одного
государства), так и между культурами различных стран и народов.
Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах
отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего
человечества (социокультурные
суперсистемы, например, Восток и
Запад).
4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура выполняет многообразные и ответственные социальные
функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует
общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически
запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение,
общее для
целой группы людей и
есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе
ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и
формируют ее поведение.
Тесно связана с
культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит,
сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро,
красоту, истину. Ценности существуют как целостная система.
Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе,
стране, выражающих особое видение ими социальной реальности,
называется менталитетом. Различают политические, экономические,
эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются
нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные
варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и
обществом.
Культура обладает также
закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить
связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен),
провести отбор самого необходимого и целесообразного для
тиражирования.
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть
инструментом
развития социальной
Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том,