Социология и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура"
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

социология новая 2012 старая литература.docx

— 30.23 Кб (Скачать)

       Социология культуры изучает  последнюю как социальную  систему.  В

  ней  принято   в  качестве  единиц  анализа   использовать   устойчивые

  культурные  образования:   представления,   социокультурные   образцы,

  це нности и нормы.

       Представления формируются на  личностном уровне и сочетают  в  себе

  образы,  знания,  отношения  и  оценки.  Социокультурные   образцы   -

  результаты деятельности  в типичных жизненных ситуациях.  Ценности - то,

  чему отдается  предпочтение по отношению   к  определенным  предметам   и

  социокультурным   образцам.  Социокультурные   нормы   -   относительно

  устойчивые образцы  поведения, фиксирующие в каждой  сфере культуры  или

  значимой ситуации  взаимодействия пределы дозволенного.

       Указанные типы культурных образований  выполняют важные функции   в

  социальной жизни,  порождаются ею и служат установлению  взаимопонимания

  между людьми  в процессе социального взаимодействия. 
 

                       3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ 

       В вопросе о  понимании   структуры,  основных  элементах   культуры

  среди исследователей  нет единства.

       Так, в американской социологической  школе культуру  структурируют

  таким образом:

       1) Понятия и ощущения, которые  содержатся главным образом в  языке

  и помогают  людям организовать и упорядочить  свой опыт для ориентировки

  в окружающем  мире. Язык является основным  средством передачи культуры,

  обладает высокой  приспособляемостью к потребностям  человека.

       2) Отношения. Культура не только  отвечает на вопрос  "что   есть",

  т.е. описывает  с помощью  понятий  то,  из  чего  состоит  мир,  но  и

  указывает на  связь друг с другом в пространстве  и  времени  различных

  явлений, может  ответить  на  вопрос  "что   может  быть"  в  результате

  взаимодействия  составных частей социального  организма.

       3) Ценности -  разделяемые  большинством  убеждения  относительно

  целей, к которым  следует стремиться. Ценности  могут   быть  разными  в

  разное историческое  время и при разном социальном  устройстве. Они дают

  критерии оценки  действий, предметов, идей, мнений  и составляют главное

  в культуре.

       4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя  человек,

  чтобы  "вписаться"  в  ценности  культуры  своего   общества.   Нормы,

  стандарты, правила  поведения обосновываются ценностями.

       Ряд современных отечественных  исследователей  видят  в   структуре

  культуры, помимо  отмеченных ранее, и другие  элементы.  В российской

  традиции ставить  в центр развития культуры  науку. Еще К.  Тимирязев   в

  своей книге  "Наука и демократия" подчеркивал: "Как  ученый,  я  считаю

  главным фактором  культуры или попросту просвещения  и воспитания народа

  науку,  и   именно   свободную   науку".   Наука   помогает   создавать

  материальные   ценности   общества,   служит   основой    формирования

  мировоззренческой   позиции  человека.  Благотворна   ее  роль  также  в

  создании  особого духовного климата в   обществе.   Наука   -   это

  систематизированное  знание. Но знания особенно ценны  тогда, когда  они

  переплавляются  в  убеждения  -  такое   духовное  состояние,   которое

  связывает воедино  интеллект, чувства и волю. Такое  знание выступает  в

  качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы,  принципа

  поведения, непосредственного  мотива действия.

       Активным  элементом  культуры   признается   искусство,   которое

  является художественным  обобщением процессов, происходящих  в обществе;

  силой, организующей  эмоциональную деятельность человека.  Искусство  -

  это образ  мира и человека, сформировавшийся  в  сознании  художника  и

  выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство  общения

  между  людьми,  источник  познания  мира,  своеобразная   кодированная

  информация об  эпохах и странах, способ  самовыражения   и  самосознания

  человечества  через личность  художника.  Искусство   полифункционально,

  оно оплодотворяет  любую творческую деятельность, помогает  научному  и

  техническому  творчеству. Принцип взаимодействия  и  взаимопроникновения

  элементов культуры  отмечен  многими выдающимися ее  представителями.

  Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке  и науке: "Музыка  и

  исследовательская  работа в области физики различны  по  происхождению,

  но  связаны   между  собой  единством   цели  -   стремлением   выразить

  неизвестное.  Их реакции различны, но они  дополняют друг друга".

       Среди компонентов  культуры  многие  ученые  выделяют  идеологию,

  определяя ее  как  ценности  в  виде  строгой,  логически  обоснованной

  доктрины; совокупность  систематизированных представлений  той или  иной

  социальной группы, имеющая по крайней мере три уровня:  концептуально-

  теоретический,  программно-политический и актуализированный,  отражающий

  степень  усвоения  массовым  сознанием  социальных  идеалов  и  целей.

  Идеология   любого  социального  субъекта  имеет   несколько   уровней:

  общечеловеческий    (базисный),    общенародный    (общенациональный),

  социально-групповой   и  личностный.  При  рассмотрении  идеологии  как

  компонента культуры  нельзя,  конечно,  недооценивать   роль  социальной

  психологии (которая  также является элементом   культуры),  признавая  в

  ней  наличие   большого  количества  элементов   массового   стихийного

  поведения,  обыденного  сознания,  стихийных  настроений  и  т.п.  При

  характеристике  культуры  как  социальной  системы  следует   обратить

  внимание на  принципы культуры - ее основные  исходные положения.

       К  их  числу  относится  прежде  всего принцип преемственности,

  выступающий как необходимая связь между новым и старым  в процессе

  развития. Что  воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на

  что можно  опереться в ходе общественной  жизни  на  данном  этапе.  На

  основе принципа  преемственности  зиждется  так   называемый  культурный

  консерватизм,  утверждающий  ценность   и   своеобразие   национальной

  культуры,  ставящий  своей задачей сохранение  "высокой   культуры",

  которая не  только сама по себе ценна,  но и является одним  из  главных

  условий социальной  и  политической  стабильности.  Создателями  этого

  течения были  А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский,  Н.Н. Страхов.  Коренная

  их идея -  "национальная  почва"  -  основа  социального  и духовного

  развития России.

       Второй принцип - целостность,  единство  материальной  и   духовной

  культуры, гуманитарного  и  технического  знания.  Все   материальное  -

  своего  рода  "хранилище"  духовного,  все   духовное  так или   иначе

  реализуется  через материальное.

       Третий принцип - проникновение  культуры во все  сферы   социальной

  жизни. В этом  проявляется ее творческий характер. Она  объективируется

  в  самых   различных  продуктах  деятельности  -  как  в   вещественно-

  предметных, так  и символически-знаковых.

       Четвертый  принцип  -   способность   к   саморазвитию,   которая

  проявляется  в основном в трех формах:

       n спорадическая, стихийная, неосознанная;

       n метод проб и ошибок, где высок  процент случайности;

       n сознательная деятельность,  связанная   с  инновациями,  научным

         расчетом, разработкой принципиально  новых проектов.

       Пятый принцип - взаимодействие  культур. Оно может происходить  как

  внутри  определенной  культуры  (связи   между   поколениями,   людьми

  физического  и умственного  труда,  между   классами  и  нациями  одного

  государства), так   и  между  культурами  различных   стран  и  народов.

  Подобное  взаимодействие  порождает  многообразие  культур:  в  недрах

  отдельного  общества  или  народа  (субкультуры),  в  масштабах  всего

  человечества (социокультурные  суперсистемы, например, Восток и  Запад). 
 

                          4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 

       Культура  выполняет  многообразные  и ответственные   социальные

  функции.  Прежде  всего  она,   по   мысли   Смелзера,   структурирует

  общественную  жизнь,  то  есть   делает   то   же,   что   генетически

  запрограммированное  поведение в жизни животных.  Усвоенное  поведение,

  общее для  целой группы людей и передающееся  из поколения в  поколение,

  есть культура. Сам этот процесс называется  социализацией. В  его  ходе

  ценности, убеждения,  нормы, идеалы превращаются  в   часть  личности  и

  формируют ее  поведение.

       Тесно  связана  с  социализацией   духовно-нравственная   функция

  культуры.  Она   выявляет,  систематизирует,  адресует,  воспроизводит,

  сохраняет, развивает  и передает вечные ценности  в  обществе  -  добро,

  красоту,  истину.   Ценности   существуют   как   целостная   система.

  Совокупность  ценностей, общепринятых в той  или иной социальной группе,

  стране,  выражающих  особое   видение   ими   социальной   реальности,

  называется  менталитетом.   Различают   политические,   экономические,

  эстетические  и другие ценности. Доминирующим  видом ценностей  являются

  нравственные  ценности,  которые  представляют  собой  предпочтительные

  варианты взаимоотношений  между людьми,  их  связей  друг  с  другом  и

  обществом.

       Культура обладает также коммуникативной  функцией,  что  позволяет

  закрепить связь  личности и общества, увидеть  связь времен,  установить

  связь прогрессивных  традиций,  наладить  взаимовлияние  (взаимообмен),

  провести   отбор   самого   необходимого   и    целесообразного    для

  тиражирования.

        Можно назвать также такие  аспекты назначения культуры, как   быть

  инструментом  развития социальной активности, гражданственности.

       Сложность понимания феномена  культуры заключается также и  в  том,

Информация о работе Социология и культура