Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 03:09, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от
латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.43 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ                               

1.   ВВЕДЕНИЕ

2. СОДЕРЖАНИЕ И  СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

3. СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И

ПРЕДМЕТ

4. СТРУКТУРА И  ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ

5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ  КУЛЬТУРЫ

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. ЛИТЕРАТУРА

     ВВЕДЕНИЕ

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от

латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,

воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более

широком смысле, был  немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).

По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано

деятельностью общественного  человека и существует благодаря  человеку и

общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин

"культура" означал  противоположность естественному  состоянию, то есть

природе. В его  содержании происходил постепенный  переход от "возделывания

чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более

широком смысле.

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого  Просвещения

XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный  дух" культуры. Она, по

его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение

достоинства каждого  народа, сплачивает людей, используя  для этого законы и

воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит

благу человека. Поэтому  все созданное человеком можно  отнести к культуре.

Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных  задатков и особенностей

человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании

свободы от природных  сил, в моральном совершенствовании  человека, в

преодолении в нем "грубости и животности".

В настоящее время  существует около 300 вариантов определения  культуры. Такое

разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни

человечества занимает особое место. Она является показателем  материальной и

духовной зрелости общества. В ней воплощены способности  общества в каждый

конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной

жизни. Эти способности  характеризуются уровнем достигнутых  знаний, качеством

и разнообразием  созданных орудий труда и средств  жизни, умением практически

их применять и  использовать в созидательных целях, степенью овладения

стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах

общества.

     1. СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона  любой деятельности,

как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные

ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни  они слиты, но

есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.

Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной

оболочке, но и в  акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого

нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны.

Одни исследователи  отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие -

с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и

духовных ценностей  и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории  не может быть

ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной

ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической),

одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и

т. п.).

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя  собой известные

ценности, в то же время характеризует различные  явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической

спецификой. Этих отличий  множество: количество накопленных  предметов культуры

и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений,

связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и

культурой человека, дух культуры, влияющий на систему  принципов, норм и

правил социальной жизни.

Современная культура -  это сложная система материально-производственных,

научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется

натуре (природе). Можно  сказать, что культура - это специфическая,

генетически не наследуемая  совокупность средств, способов, форм, образцов и

ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые  они

вырабатывают в  совместной жизни для поддержания  определенных структур

деятельности и  общения.

В культуре фиксируются:

n   общее отличие  человеческой жизнедеятельности  от биологических форм жизни;

n   качественное  своеобразие форм жизнедеятельности  в рамках отдельных эпох,

стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

n   особенности  поведения, сознания, деятельности  людей в конкретных сферах

жизни.

         2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ        

Понимание культуры как социального феномена дает право  и возможность

вычленять в обширном мире социологической науки особое направление -

социологию культуры. Социологи культуры как специфическая  отрасль общей

социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е  г.г. ХХ века. Она опиралась на

методологические  принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке

о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на

взгляды К. Мангейма в области социологии знания и  теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную  ограниченность

позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных  социальных

процессов, в том  числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства,

религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в

том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными

общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология

культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного

материала, накопленного родственными культурологическими  дисциплинами, с

целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на

социальные институты, социальные движения, на скорость и  характер

социокультурного  развития. Социология культуры ориентирована  не столько на

фиксирование и  описание тех или иных явлений  культуры, сколько на

исследование генезиса и исторических трансформаций различных  культурных форм.

Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как

сложное динамическое образование, имеющее социальную природу  и выражающее

социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и

распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью  которых

обеспечивается взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными  потребностями людей,

их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и  другими запросами,

практическими интересами различных социальных общностей, групп  и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества.

Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные

процессы, исследуют  социально-культурные последствия  урбанизации, влияние

средств массовой информации на социализацию личности, на общественные

настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных,

семейных, бытовых  отношениях, вызванные распространением образования,

динамикой численности  учреждений культуры и т.д.

                   Содержание социологии культуры  составляют:                  

·      существующие в данном  обществе формы и  способы освоения, создания и

передачи объектов культуры;

·      устойчивые и подвижные процессы в  культурной жизни и детерминирующие

их социальные факторы  и механизмы;

·      конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

·      оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их

собственного культурного  окружения;

·      социокультурные  нормы, регулирующие отношения в  социальных общностях,

между социальными  общностями, в обществе в целом;

·      технология  функционирования различных элементов  социальной системы и

общества в целом;

·      специфические  формы культурной жизни различных  социальных общностей,

общества в целом  на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в

качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования:

представления, социокультурные  образцы, ценности и нормы.

Представления формируются  на личностном уровне и сочетают в  себе образы,

знания, отношения  и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности

в типичных жизненных  ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по

отношению к определенным предметам и социокультурным  образцам.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы  поведения,

фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия

пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции  в социальной

жизни, порождаются  ею и служат установлению взаимопонимания  между людьми в

процессе социального  взаимодействия.

                     3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ                    

В вопросе о понимании  структуры, основных элементах культуры среди

исследователей нет  единства.

Информация о работе Социология культуры