Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632 -1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Содержание

Введение

1. Содержание и сущность культуры……………………………..5
2. Социология культуры: история возникновения и предмет…..7
3.Структура и принципы культуры……………………………….10
4. Функции и формы культуры……………………………………14

Заключение………………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………..18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 45.47 Кб (Скачать)

Содержание

                                                                                                    с

 

Введение

 

1. Содержание и сущность культуры……………………………..5

2. Социология культуры: история  возникновения и предмет…..7

3.Структура и принципы  культуры……………………………….10

4. Функции и формы культуры……………………………………14

 

  Заключение………………………………………………………..17

Список используемой литературы………………………………..18

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Понятие "культура" имеет достаточно  длительную  историю.  Оно происходит от  латинского  слова,  означающего  возделывание  (земли), облагораживание, воспитание.

         Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632 -1694). По его мнению, культура представляет  собой совокупность того, что создано деятельностью общественного  человека  и  существует благодаря человеку и общественной жизни.

       Однако, несмотря на это раннее  упоминание,  вплоть  до  XVII  в. термин "культура" означал противоположность  естественному  состоянию, то есть природе. В его содержании происходил  постепенный  переход  от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума"  к "воспитанию" в более широком смысле.

       Значительное  внимание проблеме культуры уделял  идеолог  немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он  обращал  внимание  на  "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство  и  мудрость, справедливость  и  уважение  достоинства  каждого  народа,  сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

       Выдающийся  немецкий философ И. Кант культурой  называл только  то, что служит благу  человека.  Поэтому  все  созданное  человеком  можно отнести к культуре.  Цель  культуры,  по  Канту,  состоит  в  развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения  к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы  от  природных  сил,  в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости  и животности".

         В настоящее время существует  около  300  вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о  том,  что культура в жизни человечества  занимает  особое  место.  Она  является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества  в   каждый   конкретный   исторический   период обеспечивать функционирование  общественной  жизни.  Эти  способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и  разнообразием созданных  орудий  труда  и  средств  жизни,  умением  практически  их применять и использовать в  созидательных  целях,  степенью  овладения стихийными  силами  природы,  совершенствования  социальной  жизни   в интересах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И  СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

 

       Культура, очевидно,  выступает  как   качественная  сторона  любой деятельности,  как  способ  мышления  и  поведения.   При   этом   она представляет собой определенные  ценности,  как материальные,  так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.  Духовные  ценности  могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке,  но  и  в  акте творческой деятельности.

       Компоненты  материальной  культуры   имеют   четкое   стоимостное выражение.  Этого  нельзя  сказать  о  духовной  культуре:  многие  ее предметы  бесценны,  уникальны.   Одни   исследователи   отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных  ценностей  и т.п.

       Однако  представляется, что  содержание  указанной  категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной  или духовной), одной    ценностной    характеристикой    (эстетической, нравственной   или   политической),    одной    формой    деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

       Специфика  культуры состоит в  том,  что  она,  представляя  собой известные ценности, в то  же  время  характеризует  различные  явления общественной жизни.

       Каждый   этап   общества   отличается   определенной   культурно- исторической   спецификой.   Этих   отличий   множество:    количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение  и понимание опыта предыдущих поколений, связь  между  различными  видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему  принципов,  норм  и  правил  социальной жизни.

       Современная  культура  -   это   сложная   система   материально- производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

       Культура  есть  социальный  феномен,  и   в   этом   смысле   она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать,  что  культура  - это специфическая, генетически не  наследуемая  совокупность  средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей  со  средой существования,  которые  они  вырабатывают  в  совместной  жизни   для поддержания определенных структур деятельности и общения.

       В культуре фиксируются:

    • общее отличие  человеческой  жизнедеятельности  от  биологических

  форм жизни;

    • качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
    • особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ

 

       Понимание   культуры  как  социального   феномена  дает   право   и

  возможность вычленять  в обширном  мире  социологической   науки  особое направление   -   социологию   культуры.   Социологи   культуры    как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции  в 70-е г.г. ХХ века.  Она опиралась на  методологические  принципы  М. Вебера (идея о социологии  как  эмпирической  науке  о  культуре),  на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля,  на  взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

       Социология   культуры   возникла   как   реакция   на   известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с  анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу  разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с  определенными  общественными  условиями,  раскрыть  их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного  материала,  накопленного  родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества,  на  социальные  институты,  социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание  тех  или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

         Что можно считать предметом  социологии культуры? Вероятно, саму культуру как  сложное  динамическое  образование,  имеющее  социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные  на  создание, усвоение, сохранение и  распространение  предметов,  идей,  ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

       Культура   как   "вторая   природа"   порождается   материальными потребностями    людей,    их    интеллектуальными,     нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами  различных социальных общностей, групп и индивидов.

       Социология  культуры  активно   изучает   тенденции   культурного развития  общества.  Она  выявляет   воздействие   научно-технического прогресса  на  культурные  процессы,  исследуют   социально-культурные последствия  урбанизации,  влияние  средств  массовой  информации   на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует  изменения   национальных,   духовных,   семейных,   бытовых отношениях,   вызванные   распространением   образования,    динамикой численности учреждений культуры и т.д.

       Содержание социологии культуры составляют:

    1. существующие  в  данном   обществе  формы  и  способы   освоения, создания и передачи объектов культуры;
    2. устойчивые  и  подвижные   процессы   в    культурной   жизни   и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
    3. конкретный вклад той или  иной  социальной  общности  в  развитие культуры;
    4. оценки освоения культуры членами социальных общностей и  групп  и их собственного культурного окружения;
    5. социокультурные  нормы,  регулирующие  отношения   в   социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
    6. технология   функционирования  различных   элементов   социальной системы и общества в целом;
    7. специфические  формы  культурной   жизни   различных   социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

       Социология  культуры изучает последнюю как  социальную  систему.  В ней  принято  в  качестве  единиц  анализа   использовать   устойчивые культурные  образования:   представления,   социокультурные   образцы, ценности и нормы.

       Представления  формируются на личностном уровне  и сочетают в  себе образы,  знания,  отношения  и  оценки.  Социокультурные   образцы   - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению  к  определенным  предметам  и социокультурным  образцам.  Социокультурные   нормы   -   относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры  или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

       Указанные  типы культурных образований  выполняют важные функции   в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА И  ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ

 

       В вопросе  о  понимании  структуры,  основных  элементах  культуры среди исследователей нет единства.

       Так,  в американской социологической  школе культуру  структурируют таким образом:

       1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

       2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос  "что есть", т.е. описывает с помощью  понятий  то,  из  чего  состоит  мир,  но  и указывает на связь друг с другом в пространстве  и  времени  различных явлений, может ответить  на  вопрос  "что  может  быть"  в  результате взаимодействия составных частей социального организма.

       3) Ценности -  разделяемые большинством  убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности  могут  быть  разными  в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

       4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя  человек, чтобы  "вписаться"  в  ценности  культуры  своего   общества.   Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.

       Ряд  современных отечественных исследователей  видят  в  структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие  элементы.  В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К.  Тимирязев  в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как  ученый,  я  считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку,  и именно   свободную   науку".   Наука   помогает   создавать материальные   ценности   общества,   служит   основой    формирования мировоззренческой позиции  человека.  Благотворна  ее  роль  также  в создании  особого  духовного  климата  в   обществе.   Наука   -   это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда  они переплавляются  в  убеждения  -  такое  духовное  состояние,   которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает  в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы,  принципа поведения, непосредственного мотива действия.

       Активным  элементом  культуры   признается   искусство,   которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека.  Искусство  - это образ мира и человека, сформировавшийся  в  сознании  художника  и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство  общения между  людьми,  источник  познания  мира,  своеобразная   кодированная информация об эпохах и странах, способ  самовыражения и самосознания человечества через личность  художника.  Искусство  полифункциональное, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает  научному  и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и  взаимопроникновения элементов культуры отмечен  многими  выдающимися  ее  представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка  и исследовательская работа в области физики различны  по  происхождению, но  связаны  между  собой  единством  цели  -   стремлением   выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".

Информация о работе Социология культуры