Автор: e***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 08:20, реферат
В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Поэтому в любое время тема культуры как социального явления будет актуальна.
Целью данной работы является изучение культуры с точки зрения социологии. Задачами являются: раскрытие понятия культуры в социологии, описание ее структуры, а также определение функций и типов.
Введение………………………………………………………………… 3
§1. Понятие культуры в социологии……………………………………… 4
§2. Структура и социальные функции культуры………………………… 6
§3. Типология культур……………………………………………………... 11
Заключение……………………………………………………………… 15
Список использованной литературы………………………………….. 17
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение………………………………………………………… |
3 | |
§1. | Понятие культуры в социологии……………………………………… | 4 |
§2. | Структура и социальные функции культуры………………………… | 6 |
§3. | Типология культур……………………………………………………... | 11 |
Заключение…………………………………………………… |
15 | |
Список использованной литературы………………………………….. | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Культура может быть определена и как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.
Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов формируется личность ребенка и происходит регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, то культура бы погибла. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида влияет культура среды его обитания; конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких культур.
В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Поэтому в любое время тема культуры как социального явления будет актуальна.
Целью данной работы является изучение культуры с точки зрения социологии. Задачами являются: раскрытие понятия культуры в социологии, описание ее структуры, а также определение функций и типов.
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия отечественных авторов, таких как Волков Ю.Г., Козырев Г.И. и др.
§1. Понятие культуры в социологии
Культура (от лат. cultura — возделывание, обработка) — устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам)1.
Первоначально под культурой понималось возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и т. д., человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания.
Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем аккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), например в средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.
Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.
Культура включает общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.
Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М. Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели.
Социальные ценности — это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность — норма (например, хорошо — можно; плохо — нельзя).
Социальные
нормы (от лат. norma
— руководящее начало, правило, образец)
— предписываемые стандарты, правила,
образцы и социальные ожидания, регулирующие
поведение и способы взаимодействия людей.
Нормы выполняют функции интеграции и
предсказуемости в процессе социального
взаимодействия. Совокупность ценностей
и норм создает целостную ценностно-нормативную
систему общества, которая обуславливает
социальную мотивацию, регулирует и оценивает
поведение и деятельность людей, определяет
приоритеты в целях и способах их достижения.
§2. Структура и социальные функции культуры
Высказываются различные точки зрения относительно того, какие социальные «элементы» включает культура как целостная система. Согласно наиболее распространенному мнению, структура культуры — это единство двух составляющих: материального и духовного. В первой половине XX в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая — взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая — взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая — идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
По мнению антрополога У. Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов2:
• понятия (концепты) — представления, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире;
• отношения — взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве;
• ценности — как относиться к тому, что есть, и к тому, что может быть;
• правила — что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры).
С точки зрения других авторов, структура культуры включает следующие элементы:
1) сознание — основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) позволяет не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям, а абстрактное мышление — конструировать и себя, и окружающий мир и предвидеть будущее;
2) методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» и «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек в отличие от животных оценивает и свои, и чужие действия и намерения.
Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентациЙ;
3) язык — важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации.
Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды;
4) деятельность, т. е. осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются.
Культура как социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Основными функциями культуры являются:
1) познавательная — накопление знаний, информации, образцов поведения, способов деятельности и мышления;
2) практически-преобразовательная — определенные способы взаимодействия с окружающей средой с целью удовлетворения общественных потребностей;
3) трансляция социального опыта — передача от поколения к поколению накопленных знаний и социального опыта;
4) регулятивная — на основе существующих ценностей и норм культура предписывает (рекомендует, навязывает) определенные способы (образцы) поведения и деятельности и осуществляет контроль за их соблюдением;
5) функции социализации — воспитание, образование новых поколений и включение их в социокультурный процесс.
Социокультурный процесс3
Каждая культура стремится сохранить (защитить) свою идентичность (самобытность) — нормы, ценности, традиции, обычаи и т. д. Идентичность — это то особенное, что отличает ту или иную культуру от всех других. Утеря своей идентичности равнозначна растворению, исчезновению культуры.
Однако развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: к сохранению традиционных образцов культуры и к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений («конфликт отцов и детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов — хранителей культурных традиций, а младшее — в роли реформаторов.
Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».
Культуре присуща также инертность, которая проявляется в том, что даже победивший радикализм в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Например, большевики, установив свою власть в России в 1917 г., всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию.