Автор: N**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:42, контрольная работа
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли,
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было
сформулировано более 250 определений культуры.
Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.
Структура культуры.
Социальные функции культуры.
20.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
План
Литература
Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли,
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было
сформулировано более 250 определений культуры.
Для социологии важно подчеркнуть социальный характер этого явления.
Но поскольку культура охватывает практически все сферы жизнедеятельности
человека, социология определяет культуру в самом широком смысле. Если под
обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю
совокупность результатов их деятельности.
Культура включает в себя:
• вещи (материализованные результаты человеческой деятельности);
• образцы человеческих отношений;
• символические объекты, в том числе ценности и нормы.
Все культурные явления “искусственны” (в том смысле, что они созданы
людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная
вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества
или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них
определённый смысл.
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология,
этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика
социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать
социальное
и территориальное
создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет
выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также
обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается
возможным установить реальный вклад различных социальных групп в
культурную жизнь и направления её движения.
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры.
Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии
подходы к исследованию культуры.
Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и
противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что
создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью
которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с помощью
которых организуется прежде всего коммуникация субъектов). Культура, таким
образом, представляется организованной и лигитимизированной системой
образцов, которые усваиваются в ходе социализации и на основе которых
строится любая социальная активность. Такой подход в социологии хорошо
разработан, но имеет и ряд существенных недостатков. Так, нет чётких
критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство
культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу
подсистемы – материальную и духовную, культура предстаёт как некое
статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению.
Деятельностный подход. Культура определяется как качественная
характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая
её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и
значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры
отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и
коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены
социальные агенты. Конечная цель социологического анализа культуры, с
позиций деятельностного подхода, – оценка культурного потенциала
индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так
и через те личностные творческие “вставки”, которые они делают,
самореализуя себя в социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот
подход имеет и свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно
культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому
же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения
культурного уровня различных субъектов.
Ценностный подход. Культура представляет собой систему ценностей,
признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для
реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и
конфликте целей служат общность и различие ценностей. Отсюда основа
существования социума – усвоение тех или иных ценностей в ходе
социализации и их воспроизведение в реальной деятельности. Ценностный
подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание,
акцентируя творческое начало культуры. Но и он имеет свои ограничения. Так,
даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные
ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это
порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для
конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них “лучше”, чем другая, не встав на определённые ценностные позиции.
Технологический подход. Развивая деятельностный подход, данная
теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая
совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми
сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения
технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с
какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности
социальных агентов апробированные, типологизированные и
институциализированные (нормированные, легитимизированные и
санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь
оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако
и этот подход не может претендовать на универсальность. Недостаточно
проработанной остаётся проблема столкновения различных программ
организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются
способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в
культуру.
Символический подход. Суть культуры понимается как организованность
определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия
лежат понимание символов и умение с ними работать. Знаково-текстовое
оформление культуры позволяет людям “схватывать” ценностные основания
культуры, транслировать их через символические системы и структуры
коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен
символами между реальными социальными агентами. Данный подход обычно
комбинируется с ценностным подходом, усиливая его исследовательский
потенциал.
Игровой подход. Культура рассматривается как самоценная игра,
организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и
возможные схемы коммуникации и действия. Быть в культуре – это значит
играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их
нарушение ведёт к “выпадению” за рамки данного социокультурного
пространства. Благодаря игровому подходу произошло окончательное