Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:48, контрольная работа
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура"
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в.
термин "культура"
означал противоположность
то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от
"возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к
"воспитанию" в более широком смысле.
Значительное внимание
Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный
дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость,
справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает
людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.
Выдающийся немецкий философ
И. Кант культурой называл
что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно
отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии
природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к
поколению знаний
и опыта, в завоевании свободы
моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и
животности".
В настоящее время существует около 300 вариантов определения
культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что
культура в жизни человечества занимает особое место. Она является
показателем
материальной и духовной
способности общества в каждый конкретный исторический период
обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности
характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием
созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их
применять и
использовать в созидательных
стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в
интересах общества.
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой
деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она
представляет собой определенные ценности, как материальные, так и
духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная
культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут
выступать не
только в предметно-
творческой деятельности.
Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное
выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее
предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют
культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи
представляют
ее как совокупность
т.п.
Однако, представляется, что содержание указанной категории не
может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или
духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической,
нравственной или политической), одной формой деятельности
(познавательной,
просветительной,
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой
известные ценности, в то же время характеризует различные явления
общественной жизни.
Каждый этап общества отличается определенной культурно-
исторической спецификой. Этих отличий множество: количество
накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и
понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами
культурной деятельности,
предметами культуры и
культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной
жизни.
Современная культура - это сложная система материально-
производственных, научных, духовных, общественных компонентов.
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она
противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура -
это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств,
способов, форм,
образцов и ориентиров
существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для
поддержания
определенных структур
В культуре фиксируются:
общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических
форм жизни;
качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох,
стран, классовых, национальных,
демографических общностей
особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах
жизни.
2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И ПРЕДМЕТ
Понимание культуры как социального феномена дает право и
возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое
направление - социологию культуры. Социологи культуры как
специфическая
отрасль общей социологии
70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М.
Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на
учение о динамике
культурных объективаций Г.
Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную
ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом
сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной
жизни, науки,
искусства, религии, идеологии.
социологии культуры
видели в том, чтобы
конструкции
с определенными
собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому
раскрытию историко-
культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на
социальную структуру общества, на социальные институты, социальные
движения, на
скорость и характер
культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или
иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических
трансформаций различных культурных форм.
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму
культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную
природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание,
усвоение, сохранение
и распространение предметов,
представлений,
с помощью которых
в различных социальных ситуациях.
Культура как "вторая природа" порождается материальными
потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными,
эстетическими
и другими запросами,
социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного
развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического
прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные
последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на
социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры
фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых
отношениях, вызванные распространением образования, динамикой
численности учреждений культуры и т.д.
Содержание социологии
существующие в данном обществе формы и способы освоения,
создания и передачи объектов культуры;
устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и
детерминирующие
их социальные факторы и
конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие
культуры;
оценки освоения культуры
их собственного культурного окружения;
социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных
общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
технология функционирования различных элементов социальной
системы и общества в целом;
специфические формы
общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.