Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:48, контрольная работа
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно
происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли),
облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура"
в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф
(1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность
того, что создано деятельностью общественного человека и существует
благодаря человеку и общественной жизни.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. ЛИТЕРАТУРА
что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В
науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри
господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами,
определенным образом жизни и мышления.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные
группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи,
панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители,
население малых городов), конфессиональные группы (православные,
иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования
(англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как
правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются
от нее.
Активное развитие средств
появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась
так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением
общества массового производства и массового потребления. В западной
социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая
культура". Довольно часто считается, что массовая культура
демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.
Массовой культуре часто противопоставляется так называемая
элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг
потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять
уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.
В последнее время, как
еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с
компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с
видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура
весьма динамична. Так, во
половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили
колоссальное развитие средства массовой информации, возник
индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных
духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура
стала отраслью рыночной экономики.
Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в
которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные
установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что
практически
любая субкультура может
принимать формы
(например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры
расценивается
социологами как признак
общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей
культуры.
Изложенное выше позволяет
изучает все
виды преобразовательной
общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности.
Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека
как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть
результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе
ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и
приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру
человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство
принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением,
определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть
решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в
общество.
Социология культуры как
указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к
пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей
указанных явлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
2. Афанасьев В.Г. Социальная
3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во
Ростовск. ун-та, 1979.
4. Козлова
О.Н. О методах анализа
Социс, 1993, N 11.
5. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.,
1993.
6. Российская ментальность (материалы "круглого стола").
Вопросы философии, 1994, N 1.
7. Смелзер
Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс,
1990, N 12.
8. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
9. Хрестоматия по социологии. М., 1993.
10. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.