Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:43, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
1. Содержание и сущность культуры………………………………….5-6
2. Социология культуры: история возникновения и предмет……….7-9
3. Структура и принципы культуры…………………………………10-13
4. Функции и формы культуры……………………………………….14-16
Заключение…………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 38.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….3-4

1. Содержание и сущность культуры………………………………….5-6

2. Социология культуры: история возникновения и предмет……….7-9

3. Структура и принципы культуры…………………………………10-13

4. Функции и формы культуры……………………………………….14-16

Заключение…………………………………………………………………17

Литература…………………………………………………………………18

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,

воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более

широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).

По его  мнению, культура представляет собой  совокупность того, что создано

деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и

общественной  жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин

"культура" означал противоположность естественному  состоянию, то есть

природе. В его содержании происходил постепенный  переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Значительное  внимание проблеме культуры уделял идеолог  немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

Выдающийся  немецкий философ И. Кант культурой  называл только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре.

Цель  культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

В настоящее  время существует около 300 вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.

Духовные  ценности могут выступать не только в предметно-вещественной

оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты  материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны.

Одни  исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной  категории не может быть

ограничено  какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные

ценности, в то же время характеризует различные  явления общественной жизни.

Каждый  этап общества отличается определенной культурно-исторической

спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура -  это сложная система  материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура  есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

*   общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

*   качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

*   особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ        

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность

вычленять в обширном мире социологической  науки особое направление -

социологию  культуры. Социологи культуры как  специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология  культуры возникла как реакция на известную ограниченность

позитивистской  социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Что можно  считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Культура  как "вторая природа" порождается  материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология  культуры активно изучает тенденции  культурного развития общества.

Она выявляет воздействие научно-технического прогресса  на культурные

процессы, исследуют социально-культурные последствия  урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

                   Содержание социологии культуры  составляют:                  

· существующие в данном  обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

· устойчивые и подвижные процессы в  культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

· конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

· оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

· социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

·      технология  функционирования различных  элементов социальной системы и общества в целом;

·      специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология  культуры изучает последнюю как  социальную систему. В ней принято  в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и  сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы  поведения,

фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют  важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СТРУКТУРА  И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ                    

В вопросе  о понимании структуры, основных элементах культуры среди

исследователей  нет единства.

Так, в  американской социологической школе  культуру структурируют таким образом:

1) Понятия  и ощущения, которые содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

Информация о работе Социология культуры