Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 17:14, реферат

Описание работы

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Социология культуры.DOC

— 76.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

1.   ВВЕДЕНИЕ 

2. СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 

  1. СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И        

    ПРЕДМЕТ 

4. СТРУКТУРА  И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ 

5. ФУНКЦИИ  И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7.ЛИТЕРАТУРА 
ВВЕДЕНИЕ 

       Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

      Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был  немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

    Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

    Значительное  внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

    Выдающийся  немецкий философ И. Кант культурой  называл только то, что служит благу  человека. Поэтому все созданное  человеком можно отнести к  культуре. Цель культуры, по Канту, состоит  в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

      В настоящее время существует  около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества. 
 

    1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ 

    Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как  способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

    Компоненты  материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

    Однако, представляется, что содержание указанной  категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

    Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.

    Каждый  этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных  предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

    Современная культура -  это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

    Культура  есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется  натуре (природе). Можно сказать, что  культура - это специфическая, генетически  не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

    В культуре фиксируются:

  • общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
  • качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
  • особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.
 
 

    2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ 

    Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять  в обширном мире социологической  науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

    Социология  культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в  том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

      Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

    Культура  как "вторая природа" порождается  материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

    Социология  культуры активно изучает тенденции  культурного развития общества. Она  выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

    Содержание  социологии культуры составляют:

  • существующие в данном  обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;
  • устойчивые и подвижные процессы в  культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
  • конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;
  • оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;
  • социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
  • технология  функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;
  • специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

    Социология  культуры изучает последнюю как  социальную систему. В ней принято  в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

    Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

    Указанные типы культурных образований выполняют  важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия. 
 

      3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ 

    В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди  исследователей нет единства.

    Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:

    1) Понятия и ощущения, которые содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать  и упорядочить свой опыт для  ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством  передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

    2) Отношения. Культура не только  отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает с помощью понятий  то, из чего состоит мир, но  и указывает на связь друг  с другом в пространстве и  времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма.

    3) Ценности - разделяемые большинством  убеждения относительно целей,  к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

    4) Нормы - правила, определяющие, как  должен вести себя человек,  чтобы "вписаться" в ценности  культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.

    Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в  центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука - это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.

    Активным  элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".

Информация о работе Социология культуры