Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89
Разумеется, каждый слой неоднороден и имеет свою внутреннюю структуру. Так, например, человек из второго слоя, использующий сервис ICQ со своего мобильного телефона отличается от человека использующего только сервис Skype (видеоконференция). Социальный портрет первого – человек, не имеющий компьютера в возрасте до 35 лет, а второго – человек имеющий компьютер, но плохо в нём разбирающийся, имеющий родственников или близких людей в других городах или странах, при этом регулярно с ними общающийся.
По состоянию на осень 2009 г. в России насчитывается 42 млн. интернет-пользователей71, или 36% взрослого населения страны. Ядро интернет-пользователей – суточная аудитория – превышает сегодня 25 млн. человек (рост за квартал – около 8%). За пять лет количество активных пользователей интернета увеличилась примерно в пять раз72.
В российском сегменте сети Интернет в последнее время популярными стали социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте» и т.п.) – ими, согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение», проведенных летом 2009 г., пользовался каждый второй интернет-пользователь (49%). Финансовые практики в Интернете менее распространены. Пользователи, вовлеченные в финансовые активности в Интернете, составляют около 16% месячной интернетаудитории (около 5 млн человек – что тоже в общем-то не мало и сопоставимо с населением таких стран, как Финляндия, Норвегия). Интересен также следующий факт. Относительный показатель практически не изменился за два года (в октябре 2007 г. он составил 15%). Однако достаточно сильно изменилась социально-демографическая структура этой группы. В октябре 2007 г. мужчины составляли 60% группы, а в августе 2009 г. только 49%. Средний возраст увеличился на один год. Так же заметно при-
общение к финансовым активностям в Интернете людей с невысоким доходом. Если в 2007 г. 75% рассматриваемой группы определяли свое материальное положение как «денег вполне хватает на покупку крупной бы товой техники, но мы не можем купить новую машину» и выше, то в 2009 г. их стало всего 49%. Приведенные данные свидетельствуют, что рост пользующихся финансовыми интернет-услугами прямо связан с ростом общего числа интернет-пользователей. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться постепенно, параллельно с развитием Интернета в регионах, его проникновением в небольшие города, со снижением цены доступа к Интернету. Сейчас же пока финансовые интернет-активности больше распространены среди жителей городов-миллионников (22%) и людей со среднемесячным доходом на члена семьи больше 15 тыс. руб. (31%).
В Интернете помимо основного социального пространства существуют еще множество суб-пространств, формирующихся в тех или иных его ресурсах и имеющих устойчивую структуру и определенные законы. Мы рассмотрим некоторые из них.
Среди ресурсов Интернета есть несколько наиболее известных видов. Это, прежде всего форумы, социальные сети и блоги. Известны, но менее распространены гостевые книги и имэйджборды. Мы рассмотрим каждый из этих ресурсов как суб-пространство Интернета на конкретных примерах.
В качестве форума исследуем известный пермский форум teron.ru. Данный ресурс насчитывает около 20 тыс. уникальных посетителей ежедневно, из которых 60% мужчины, 40% женщины, приблизительно 90% из них старше 20 лет, 45% этой аудитории имеют среднемесячный доход от 25 до 60 тыс. рублей, а 16% - свыше 60 тыс. рублей. Из ежедневных посетителей 6% - постоянные посетители, 34% - посещают форум каждую неделю, а 50% - новые посетители73. Форум – успешный коммерческий проект, и является собственностью одноименного общества с ограниченной ответственностью. Доход форума формируется из оплаты размещенной рекламы. Как и любой другой форум, этот форум имеет вертикальную иерархию, рейтинги и звания. Всего на форуме пять групп: администраторы, модераторы, донаторы, пользователи и новички. У каждой из них свои возможности и полномочия.
Рассмотрим каждую группу подробней. Администратор у сайта только один на 83 тысячи зарегистрированных пользователей. Он наделен всеми полномочиями модератора, но в том числе может контролировать модераторов, и «модерировать модераторов». Модератор – это основное управляющее звено, функция которого следить за соблюдением правил форума и применять санкции к нарушителям. Самой серьезной санкцией является пожизненный бан – включение IP адреса или mac адреса пользователя в черный список форума. Благодаря этому пользователь не сможет зайти со своего ПК на форум. Его учетная запись так же удаляется. Бан может быть пожизненным и распространятся на весь форум, а может быть временным и касаться только определенных веток форума. Регламент форума четко оговаривает процедуру модерации, то есть проверки модераторами отправленных пользователями сообщений. Модерация используется не на всех ветках форума. Пользователь – основная по численности группа форума. Пользователем является человек, набравший определенный рейтинг (составляется из количества отправленных сообщений). Пользователь может отправлять сообщения, создавать новые темы и размещать объявления (в том числе платные). Донатор – это особая группа пользователей, критерием которой является материальная поддержка форума. Донатор это привилегированный пользователь, который не проходит процедуру модерации. Новичок – это пользователь, не набравший нужного рейтинга. Новички не могут создавать темы и проходят модерацию.
На основе этой структуры складывается особые модели общения с модераторами или под их «наблюдением». Стать модератором можно либо по достижению определенного рейтинга, либо с личного согласия администрации сайта, либо по общественному признанию (например, в определенной ветке). Это означает, что на форуме есть не только социальная стратификация, но и социальная мобильность.
Социальные сети так же получили своё широкое распространение в русскоязычной части Интернета. Самой популярной из них, как и самым посещаемым сайтов в Интернете остается социальная сеть «Вконтакте».
В этой социальной сети так же присутствует социальная стратификация и социальная мобильность. Данная социальная сеть насчитывает около 75 миллионов зарегистрированных пользователей. Это самый крупный фотохостинг в СНГ (более 12 миллионов фотографий загружается на сайт ежедневно), самый крупный видеохостинг в СНГ (более 1800 тыс. новых видеофайлов ежедневно) и самый крупный аудиохостинг в СНГ (более 1400 тысяч новых аудиозаписей ежедневно). Более 80 миллионов сообщений на данном сайте отсылается ежедневно74.
Де-факто это самый посещаемый сайт в СНГ в принципе. «Вконтакте» – крайне успешный коммерческий проект, зарабатывающий на размещении рекламы. Как таковой разницы между пользователями со стороны администрации не устанавливается, однако в этом социальном пространстве действуют несколько иные механизмы социальной стратификации. Во-первых, каждый пользователь может вступить в группу. Группы создаются пользователями и являются площадкой для общения и объединения определенной категории пользователей. Группы в этой социальной сети очень разнообразны: начиная от групп «Барги объединяйтесь» и заканчивая «Субару-клуб». В первой группе пользователь с фамилией «Барг» пытается объединить всех остальных пользователей с такой же фамилией. А вторая группа объединяет автолюбителей, владеющих автомобилями марки «Субару». Разумеется, для вступления в некоторую группу необходимо удовлетворять определенным условиям. Так, например, в группу «Барги объединяйтесь» будут приниматься пользователи с фамилией «Барг». В группе существует организационная структура: администратор, руководитель, участник. Администратор группы наделен полномочиями редакции страницы группы, приема новых участников, редакции мультимедиа контента, назначения руководителей, введение регламентов (на размещение мультимедиа контента например). Как правило, администратором группы является её создатель. Участник группы обладает стандартным набором возможностей: отправлять сообщения, размещать фотографии, участвовать в сообщениях. Руководитель группы – назначенный администратором участник, не обладающий специфическими возможностями, но обладающий статусом. Статус руководителя в каждой группе оговаривается индивидуально. Соответственно внутри каждой группы существует социальная стратификация и социальная мобильность.
Помимо групп, в социальной сети «Вконтакте» есть дифференциация пользователей по рейтингу. Рейтинг начисляется каждому исходя из заполненности его страницы (фотографиями, личной информацией, видео) (до 100%), а свыше 100% – по сумме собственных баллов и баллов других участников. Чтобы получить баллы необходимо отправить платное смс-сообщение. Рейтинг влияет на порядок в выдаче страницы пользователя при вводе в поисковое поле его фамилии и/или имени, либо поиску по заданным параметрам. Кроме того, страницы с высоким рейтингом пользуются большим доверием со стороны пользователей. Для того чтобы понимать суть рейтинга до конца необходимо сказать о таком явлении в социальных сетях как «фейковые» (от англ. Fake – подделка) страницы. Это страницы не соответствующие реальным данным своего пользователя, а созданные для нелегальной рекламы чего-либо. Рейтинг таких страниц невысок, так как это налагает дополнительные расходы на их создателя. Таким образом пользователь с высоким рейтингом имеет явное преимущество над пользователем с рейтингом низким. Поскольку критерием престижа в этом суб-пространстве являются количество друзей и членство в группах, пользователь с высоким рейтингом имеет больше шансов вступить в закрытую группу либо имеет больше шансов, что незнакомый человек добавит его в свой список друзей. Мы видим, что пользователи вне групп так же стратифицированы и могут совершать вертикальную социальную мобильность.
Еще одним очень известным
видом сайтов в сети являются блоги,
или живые журналы
Подавляющее большинство пользователей от 18 до 44 лет – 76%. Соотношение мужчин и женщин соответственно – 51% и 49%76. Из так называемой «блогосферы» это самый крупный сервис. Проект получает свой доход от размещения рекламы. На этом сервисе ведут свои блоги известные люди – олигархи и политики, среди них Президент РФ Д.А. Медведев, политик Б.Е. Немцов, Губернатор Пермского края О.А. Чиркунов, бизнесмен О.Ю. Тиньков и т.д. Блоги ведут самые разные люди, есть различного рода проекты, когда блог ведется от вымышленного персонажа, от лица животного и даже от лица неодушевленного предмета. Так, например, есть блоги улиц, фонарных столбов, единственного поросенка в зоопарке Армении и тому подобные блоги.
Пользователи могу объединяться в сообщества и становиться друзьями. Причем стать другом здесь можно в одностороннем порядке – отличие от социальной сети. Друг для пользователя – это пользователь, читающий его блог. Причем сам пользователь может не читать блог своего друга. Это ситуация односторонней «дружбы». А когда оба пользователя читают блоги друг друга – это двусторонняя дружба. Чем больше у пользователя друзей читающих его блог тем значимей его собственный блог, тем больше его собственная значимость. Количество друзей главный критерий стратификации на этом ресурсе – число друзей. Вторым немаловажным критерием является общая посещаемость страницы пользователя. Ведь читать блог могут не только ведущие свой блог на этом же сервисе но и люди просто зашедшие на страницу пользователя. Чем более посещаемый блог – тем значимей он для других пользователей. Количество друзей постоянно изменчиво, особенно в период создания и первоначального продвижения блога – это и есть социальная мобильность внутри этого ресурса. В конечном счете, блоги которые имеют большое количество друзей и посещений выгодно отличаются от остальных и, как правило, стремятся объединиться в закрытые группы, либо добавляться друг другу в друзья, формируя тем самым закрытые и в своем роде элитарные группы.
Рассмотрев три основных вида суб-пространств сети Интернет мы пришли к выводу, что внутри каждого из них существует специфические, присущие только этому виду ресурса социальная стратификация и социальная мобильность.
Студенчество является одной из наиболее интегрированных в Интернет-пространство реальных социальных групп. Это объясняется как их возрастными особенностями, так и спецификой активной учебной деятельности, предполагающей регулярное обращение к Интернету.
С целью охарактеризовать
особенности социального
Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства