Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89

Работа содержит 1 файл

диплом_социология.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

Питирим Сорокин отличал социальное пространство от геометрического пространства и сводил его к народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. Если евклидово пространство трехмерно, то социальное – многомерно, т.е. имеет больше трех измерений. Он различал его горизонтальные и вертикальные (стратификационные) параметры42. Таким образом, П.А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности.

П. Бурдье создает одну из фундаментальных конструкций социального пространства43. Общество рассматривается им как многомерное пространство, а «социология представляет собой социальную топологию». В ней «социальный мир можно изобразить в форме многомерного пространства». Структуру социального пространства составляет «ансамбль» четырех «полей» практик: экономической, социальной, культурной, политической, определяющих его многомерность и связанных «габитусом». Борьба за социальное пространство, за власть над ним сосредотачивается вокруг соответствующих четырех ресурсов как «капиталов»: экономического, социального, культурного, политического или «символического». «Структура социального пространства определяется … структурой распределения капитала и прибыли, специфических для каждого отдельного поля»44.

Социальное пространство  существует объективно, независимо от воли людей. Отношения между  людьми в таком пространстве определенным образом структурированы и иерархизированы. Социальное пространство  крайне неравномерно: одни социальные позиции обеспечивают больший приток различных видов капитала, другие – меньший. Социальное пространство многомерно. Можно выделить множество пространств по разным критериям.  К каждому из этих пространств может быть применена система социальных координат, которую исследователь выбирает соответственно с целью своего  исследования.

Способом организации  социального пространства является стратификация. Об этом можно говорить потому, что «люди, общество – это та среда, с которой человек, как правило, сталкивается чаще всего»45, поэтому здесь происходит выполнение предписанной (ожидаемой) роли, придание статуса (предписание общественной поддержки и социального признания), а, следовательно, такие механизмы взаимного признания и социальной идентификации делят и распределяют социум на «группы», «круги», «уровни», «сферы», устанавливая радиусы влияния каждой общности, формируя барьеры между ними для сохранения социальной дистанции. Таким образом, формируется стратификация общества.

В обществе каждый класс, каждая социальная общность, каждая социальная группа стратифицированы. Социальная стратификация выступает и как реальное явление жизни, и как одна из ведущих концепций социологии, и как метод выделения социальных слоев, и как «портрет» общества. Она – и состояние, и процесс. Социальная стратификация показывает «расположение» социальных общностей и индивидов в социальном пространстве, причем положение неодинаковое и неравное.

Следовательно, социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но стоит подчеркнуть, что социальная стратификация не идентична социальной дифференциации. Последняя – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, «в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот».

Таким образом, социальная стратификация – это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. Следует обратить внимание на то, что социальное пространство может быть различным, может быть типологизировано по различным основаниям. Но, независимо от того, о каком типе социального пространства мы говорим, оно все равно определенным образом организовано и стратифицировано.

Особой частью социального пространства является информационное пространство, или, более узко, пространство сети Интернет.

Вступление мировой цивилизации  в ХХI в. характеризуется стремительной диффузией информационно-коммуникационных технологий. В 2000 г. в мире насчитывалось всего 246 млн. пользователей Интернета, к 2009 г. их количество превысило 1,2 млрд46. Интенсивная компьютеризация и информатизация мирового сообщества в конце ХХ – начале ХХI вв. оказала колоссальное и многогранное влияние на множество аспектов человеческой деятельности (особенно в сферах экономики, политики, культуры, науки и образования) и привела к формированию глобального информационного пространства.

Термин «глобальное  информационное пространство» получил  широкое распространение в социальных науках на рубеже двух веков вследствие интенсивного внедрения новейших достижений информационно-технологической революции в общественную практику во многих странах мира. В зарубежных исследованиях и многих международных документах по этой актуальной проблеме названное понятие используется в более узком значении и фигурирует чаще всего как «глобальное киберпространство». В наше время большинство исследователей роли информационно-коммуникационных технологий в жизни мирового сообщества рассматривают глобальное информационное пространство как совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации. Таким образом, необходимо определить такие категории, как информационное и коммуникативное пространства.

Информационное пространство — это совокупность результатов семантической деятельности человечества. Информационное пространство есть «мир имён и названий», сопряженный к физическому47.

Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т.п. – т.е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий.

А.В. Манойло подчеркивает, что уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества – социально-политическую, экономическую48. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность.

Коммуникативное же пространство современной цивилизации формируется рядом машин, порождающих символы. В этой роли выступают и масс-медиа, и искусство, и политическая коммуникация. Все они порождают символический мир, живущий по своим законам, отличным от законов мира реального49.

Сегодня около 90% экономически активного населения мегаполисов в развитых странах общаются посредством Интернета. Основные виды общения в Интернете – это электронная почта, форумы, блоги, дискуссионные группы (чаты), ICQ, мессенджеры, электронные рассылки и пр. Неуклонно растет объем функциональной информации, доступной во «всемирной паутине», – электронные каталоги товаров, радио и телевизионные программы, новости, коммерческая информация, реклама, различные бюллетени, литературные произведения, развлекательные страницы и пр. Это свидетельствует о том, что не только объективно (по числу Интернет-ресурсов), но и субъективно, для каждого пользователя в отдельности, пространство Интернета превращается в пространство коммуникативно-информационное.

Исключительная  важность Интернета отражена в написании  самого слова, как отмечает Дэвид Кристал: «Это первая из современных технологий, начинающихся с заглавной буквы. Мы не отмечаем капитализацией такие названия, как «Печать», «Издательство», «Вещание», «Радио», «Телевидение», но мы пишем «Интренет» и «Нэт»50.

Говоря об Интернете  как объекте социологического исследования, мы рассматриваем информационную среду  как существующую объективную реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования. Все более превращаясь в одно из основных средств общения, получения и распространения информации, Интернет обретает свое социальное пространство, характеризующееся своими стратификационными особенностями.

1.2. Интернет  в контексте социологического  анализа

Компьютеры и информационные технологии неуклонно подталкивают человечество в сторону нового информационного мироустройства. Огромные потоки информации порождают в обществе самые неожиданные последствия. Информация настолько проникла в социально-политические и экономические процессы, что порой вызывает в людях страх перед неопределенностью настоящего и будущего. Рождаются новые идолы и идеалы, которые объединены тем, что все они существуют вне пределов сфер влияния организаций, традиционно контролирующих ситуацию в обществе. Происходит переосмысление существа личности не только на фоне глобальных информационных потоков, но и в соперничестве с ними.

Информационная революция разрушает преграды между народами и странами, электронные магистрали, невзирая на государственные границы. Одним из удивительных инструментов, позволивших прийти к новому рубежу исторического развития, стал Интернет (INTERnational NETwork), с которым связывают важнейший этап в информационной революции двадцатого столетия, так как именно эта всемирная компьютерная сеть объединила миллионы людей и сотни стран, именно она способствовала стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидировала преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования51.

Социология Интернета – относительно молодое направление в развитии социологии, объектом исследования которого является социальный анализ формирующейся информационной среды в обществе, а предметом изучения – аудитория Интернета и формы социокультурного взаимодействия между людьми при обмене социальной информацией52.

С момента появления  Интернета на российских «просторах» различные ученые, в том числе и социологи, изучают Интернет как особую, специфическую реальность. В настоящее время уже опубликованы первые работы, в основном статьи, которые посвящены данной теме53.

Социология Интернета, как любое новое направление социального знания, формируется в «разграничении полномочий» между уже сложившимися научными дисциплинами. Изучение виртуальных коммуникаций связано с вполне традиционной тематической областью: организация знания, конструирование идентичностей, формирование социальных групп и т.д. Но в данном случае вся эта проблематика исследуется с учетом социальных последствий, которые может иметь использование современных информационных технологий54. Базовым основанием для изучения сущности и специфики Интернета с позиций социологического подхода выступает понятие: «социальная информация».

Социальная информатика, в отличие от просто информатизации общества, которая имеет чисто  технический аспект, связана с  процессами социума, его взаимодействия с обществом в результате использования  информационных технологий. Изучение социальных аспектов информационной среды показывает, как изменяется социальная структура общества под влиянием информатизации, какие возникают проблемы во взаимодействии людей, создающих новые формы и способы общения. Если подходить к социальной информации как общетеоретическому и методологическому уровню, то мы получим социальный срез многих общественных отношений, связанных с информатизацией экономики, права, психологии, образования и т.д. Соответственно, можно говорить об информационных технологиях в этих сферах, например, информационных технологиях в экономике (социальный аспект) и др55.

Сегодня из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы. Подобно тому, как Земля населена миллионами людей, Интернет «населяют» миллионы компьютеров, которые благодаря использованию единого протокола обмена информацией ТСРIP, особой системе адресации (IP-адреса, доменные имена) идентифицируют и находят друг друга. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества «виртуальных миров», субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности.

Под реальными личностями здесь следует понимать пользователей, которые выходят в Интернет под  своим именем и сетевая активность которых коррелирует с реальной жизнью. Например, ученые, деятели культуры или простые обыватели заводят  личные сайты, форумы, блоги, посредством которых анонсируют и обсуждают события своей личной или общественной жизни. Виртуальные личности именуются псевдонимами (username, nickname), а их биография в Интернете является вымышленной. Это маски, за которыми скрываются их создатели, примеряющие их на себя. Конечно, возможны вариации, когда под реальным именем публикуются вымышленные истории, когда реальная жизнь спрятана за псевдонимом, или когда одним автором создается сразу несколько личностей (реальная и виртуальные).

По мнению В.Л. Силаевой, интенцией к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью (попытка «прожить» другую, лучшую жизнь), пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной - символической реальности для творческого самовыражения, конспирация (желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито)56. Причиной выхода в Интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность (негибкость, неготовность проявить себя в измененных социальных условиях), самодостаточность (удовлетворенность реальной жизнью, достаточная для ее позиционирования в любой среде).

Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства