Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89

Работа содержит 1 файл

диплом_социология.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

Таким образом, ресурсы  сети Интернет состоящие из сайтов и сервисов можно классифицировать так:

  • Информационные ресурсы – информационные сайты и некоммерческие  некоммуникативные сервисы (файлообменники, поисковые машины и т. д.).
  • Коммуникативные ресурсы – коммуникативные сайты и коммуникативные сервисы.
  • Финансовые ресурсы – интернет-магазины, коммерческие сайты-сервисы и финансовые сервисы, а так же все сервисы осуществляемые на возмездной основе (в том числе государственные и приравненные к ним).
  • Политические ресурсы – все сайты и сервисы основная цель которых – политическое воздействие: лоббирование, формирование политических рейтингов, политическая пропаганда и т. д.

Стоит отметить, что один и тот же сайт или сервис может  относится сразу к нескольким классам ресурсов. Так например – социальная сеть vkontakte.ru это одновременно и коммуникативный, и финансовый, и политический ресурс. Конечно, первоначальная функция этого ресурса – коммуникативная, но как только этот сайт набрал достаточное количество пользователей администрация сайта превратила свой сайт в успешный коммерческий проект, а политические силы увидели в этом сайте хорошую агитационную и пропагандистскую площадку. Случай с vkontakte.ru – скорее правило, чем исключение, которое звучит так: чем популярнее и значимей ресурс – тем вероятнее его коммерческое и политическое использование.

Определив ресурсы сети Интернет, следует ответить на принципиальный вопрос: что является критерием неравного  доступа к этим ресурсам? В первом приближении неравный доступ обусловлен двумя большими классами причин: внутренними (зависящими от индивида) и внешними – не зависящими от индивида. Пользование сетью – это сугубо добровольное явление, едва ли можно представить пользование сетью Интернет по принуждению, хотя такие случаи в определенной форме уже существуют69. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаем люди пользуются сетью Интернет по собственной воле. Таким образом, внутренними причинами неравного доступа к ресурсам сети Интернет будут являться знания индивида и цели, которые он преследует при пользовании сетью. Под знаниями в этой работе понимаются: навыки работы с компьютером, навыки использования браузеров (программы для просмотра веб-сайтов), знание протоколов TCP/IP, знание языков программирования использующихся в сети Интернет – html, php, javascript и т. д. Другой пласт знаний – это осведомленность о возможностях, предоставляемых сетью Интернет. Осведомленность играет немаловажную роль в формировании целей использования сети для индивида. Некоторые люди попросту не знают, что с помощью сети Интернет можно делать покупки, совершать любые телефонные и видеотелефонные звонки, осуществлять платежи в пользу физических и юридических лиц (в том числе и наиболее распространенные платежи: квартплата, оплата услуг мобильной связи, оплата налогов и сборов и т. д.), записываться на прием к врачу, получать прибыль от размещения рекламы на своих сайтах. Например, согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение» использование электронных денег в российском секторе Интернета остается достаточно экзотичной практикой – ее освоили около 7% месячной Интернет-аудитории70.

Второй категорией внутренних причин являются цели использования сети Интернет. Ограниченность целей приводит к низкой осведомленности, и, как следствие, вызывает незнание о существующих возможностях сети. Помимо этого можно проследить и обратную тенденцию: низкая осведомленность не позволяет индивиду ставить некоторые цели, так например, пользователь не знающий о потенциале программ класса «Интернетбанк», но имеющий зарплатную банковскую карту и доступ в сеть Интернет не сможет поставить себе цель использовать такую программу, хотя все необходимые условия для этого у него имеются. Или же пользователь имеющий достаточно быстрый доступ в сеть Интернет и общающийся посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями ICQ может не знать о возможностях бесплатного и безлимитного телефонного или видеотелефонного разговора посредством сервиса Skype. По наблюдениям автора, многие люди испытывающие потребность в бесплатной телефонной связи и имеющие все необходимые условия для использования этого сервиса попросту не знают о такой возможности коммуникации в Сети.

Третьей категорией будут  личные качества индивида. Под личными  качествами в первую очередь понимаются познавательная активность, любознательность, целеустремленность и стремление к информационному развитию. Чем сильнее выражено каждое из них, тем проще индивиду адаптироваться к Сети. В качестве примера можно привести несовершеннолетних Интернет-миллионеров, которых в сети называют «Интернет-бомжи» (люди, которые сделали своё состояние без начальных вложений в сети Интернет). Изучив блоги этих людей можно сделать вывод, что основными личными  качествами этих людей буду любознательность, познавательная активность и стремление к информационному поиску.

Четвертой категорией будет  реальный социальный статус индивида, который может как способствовать развитию внутри сети, так и препятствовать этому. Так, Губернатор Пермского края Олег Чиркунов благодарю своему высокому социальному статусу сразу же привлек массу читателей на свой блог. Показатели роста читателей на единицу времени в первые месяцы появления блога превосходили средние значения по сервису «Livejournal» в сотни раз.

И последним критерием  будет наличие «Интернет-собственности» - то есть собственных сайтов, доменных имён, хостинг-аккаунтов, платных аккаунтов на тех или иных сайтах или сервисах. Интернет-собственность свидетельство достигнутых целей, по её характеру и объема можно диагностировать уровень знаний, навыков и целей индивида, а так же его уровень осведомленности.

Вторым классом причин являются внешние причины. Внешние  причины можно классифицировать по масштабам: макро-условия, мезо-условия и микро-условия. Под макро-условиями понимаются текущая политическая обстановка в стране, регионе, населенном пункте, наличие/отсутствие государственного регулирование пользования сетью Интернет, ситуация на рынке провайдерских услуг. В качестве примера регулирования сети Интернет можно привести Китай, где действует программа «Золотой купол», которая фильтрует некоторые сайты и запрещает доступ к ним на территории КНР. В определенных городах России из-за сложившейся монополистической ситуации на рынке провайдерских услуг многие люди не могут позволить себе пользование Интернетом в принципе, а те, кто могут себе это позволить вынуждены корректировать свои цели, так как зачастую тарифы при таких ситуациях не безлимитные, а использовать некоторые возможности сети (такие как  скачивание или онлайн просмотр фильмов, видео-конференции) очень дорого.

Мезо-условия – это  условия ближайшего окружения индивида: состав семьи, круг общения. Человек, работающий в компании, занимающейся Интернет-продвижением сайтов в должности не имеющий непосредственного отношения к основной деятельности компании будет иметь стимул к изучению и использованию возможностей сети. Тоже самое можно сказать и про круг общения: чем больше у индивида знакомых или друзей имеющих высокий уровень интернет-грамотности, использующих ресурсы сети в достаточной степени, тем больше у него у самого будет стимулов к самостоятельному изучению возможностей сети. Кроме того, его уровень осведомленности будет расти.

Микро-условия – это  условия, касающиеся только индивида – технические средства для использования сети Интернет – компьютер, ноутбук, нетбук, КПК, коммуникатор, установленное программное обеспечение, браузер, место работы в сети Интернет.

Внешние причины в  целом являются скорее средой, которая  оказывает влияние на индивида при  пользовании сетью Интернет. Макро  и Мезо уровень внешних причин не динамичен и неизменяем самим  индивидом. Микро уровень более динамичен и в какой-то степени подконтролен индивиду. Разумеется, можно проследить влияние внешних причин на внутренние. Полученную «систему координат» можно выразить в виде структурно-логической схемы (см. рис 1).

 

 


 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Социальная стратификация  является признаком любого социального  пространства. В силу того, что Интернет обладает всеми признаками социального пространства, социальная стратификация, основой которой является неравенство пользователей, присутствует в глобальной сети в полной мере. Неравенство пользователей главным образом основывается на неравном доступе к ресурсам сети Интернет, представленным четырьмя большими группами: информационными, коммуникативными, финансовыми и политическими.

Причины неравенства  пользователей можно разделить  на внешние и внутренние, являющиеся между собой взаимосвязанными и взаимовлияющими. Внутренние причины – это, прежде всего, интеллектуальные возможности индивида, а не его социально-экономический статус. Однако, причины неравенства пользователей так же кроются и в реальном социальном статусе, которым обладают пользователи в «оффлайн» мире.

Сделанные выводы показывают, что Интернет-пространстве структурировано, а значит правомерно с научной точки зрения попытаться описать данную структуру и предложить подход к ее осмыслению.

 

Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет

2.1. Модель  социально-стратификационной структуры Интернета

 

Преобладающая часть моделей стратификации общества раскрывает отношения групп людей по поводу распределения власти, собственности и знания в сфере трудовой деятельности. Данные модели не являются инструментально ценными применительно к решению задач, поставленных в данной работе, т.к., во-первых, значительная часть общества не может быть отнесена к социальным группам по признакам занятости и, во-вторых, трудовая деятельность не является доминирующей в Интернет-пространстве.

Создано множество моделей стратификации, в которых используются в качестве главных иные критерии ранжирования социальных позиций – социальный престиж, возникающий из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует человек или группа, доступ к социально значимой информации, способности быть носителем сакрального знания и т.п.

Критериями стратификации в Интернет-пространстве выступают:

  • Специализированные знания и навыки;
  • Осведомленность;
  • Цели работы в сети;
  • Наличие Интернет-собственности;
  • Личные качества;
  • Социальный статус в реальном обществе;
  • Наличие технических средств;
  • Условия (место) работы в Сети;

В качестве графической  модели социальной стратификации будет  использоваться специфическая круговая диаграмма, из центра которой к границам будут проведены восемь осей –  восемь критериев (см. рис. 2). Каждый критерий – это отрезок, измеряемый от нуля до десяти условных единиц. В зависимости от выраженности определенного критерия индивида можно отнести к тому или иному слою пользователей. Слои или большие группы пользователей целесообразно выделять на основании пользования выделенными группами ресурсов. Поскольку один и тот же пользователь может пользоваться разными группами ресурсов максимальное количество слоев будет равно шестнадцати. Можно представить полученные знания в виде схемы: круг, показывающий взаимосвязь всех критериев и центр, который определяет минимальный уровень выраженности критерия. Граница окружности показывает максимальную выраженность критерия (см. рис. 2).




 

Рис. 2. Слои социально-стратификационной структуры российского сегмента сети Интернет

Однако сложно представить  себе человека, для которого заработок в Интернете – основной источник дохода, но при этом он совсем не использует Интернет для коммуникации и получения информации. Исходя из этих соображений, распределение ресурсов происходит следующим образом – информационный и коммуникативный – базовые ресурсы, финансовый и политический – дополнительные. Основываясь на этом, мы получаем следующую структуру пользователей:

  1. Новички, стихийно пользующиеся Интернетом;
  2. Пользователи, использующие только информационные ресурсы Интернета;
  3. Пользователи, использующие только коммуникативные ресурсы Интернета;
  4. Пользователи, использующие коммуникативные и информационные ресурсы Интернета;
  5. Пользователи, использующие коммуникативные, информационные и финансовые ресурсы Интернета;
  6. Пользователи, использующие коммуникативные, информационные и политические ресурсы Интернета;
  7. Пользователи, использующие все виды ресурсов Интернета.

Пользователи, использующие один из базовых ресурсов, но при этом пользующиеся одним или всеми дополнительными – большая редкость. Базовым и самым многочисленным слоем будут пользователи третьей группы. По мнению автора данной работы, пятый и шестой слой самые малочисленные, так как использование политической составляющей Интернета узко-специализирована, а политически ангажированные люди, как правило, сосредоточены только на политике. Рассмотрим каждый слой подробнее и определим, каким критериям должен удовлетворять пользователь, чтобы принадлежать к тому или иному слою (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Социально-стратификационная  структура пользователей Рунета: слои и критерии

 

Слой пользователей

Критерии социальной стратификации

Знания и  навыки

Осведомленность

Основные цели

Личные качества

Условия работы в сети

Тех. средства

Социальный  статус

Интернет-собственность

Абсолютные новички

Отсутствуют

Полностью не осведомлен

В процессе формирования

Могут быть выражены в любой степени

В основном дома

ПК с минимальным  ПО

Специального соц. статуса  нет

Отсутствует

Низший. Группа, использующая только информационные ресурсы

Минимально достаточные

Минимальная

Получение информации

Высокая познавательная активность

На работе, реже – дома

ПК с минимальным  ПО.

Специального соц. статуса нет

Отсутствует

Низший. Группа, использующая только коммуникативные ресурсы

Минимально достаточные

Минимальная

Общение

Наличие потребности  в общении

Везде: на улице, дома, на работе

КПК, смартфон, ПК с расширенным  ПО

Специального соц. статуса нет

Отсутствует

Базовый слой. Использование  информационных и коммуникативных ресурсов (базовые ресурсы)

Средние

Средняя (с положительной  динамикой)

Получение информации, общение

Выраженная познавательная активность, стремление к информационному  развитию

Основное место работы - дома

ПК с расширенным  набором ПО

Специального соц. статуса нет

Отсутствует, либо незначительна

Средний слой. Группа, использующая базовые и финансовые ресурсы

Высоко специализированные

Высокая

Получение дохода

Выражены все значимые личные качества

Дома, реже – офис

ПК со специфическим ПО

Зачастую без основного  места работы

Максимальная

Средний слой. Группа, использующая базовые и политические ресурсы

Средние

Высокая

Политическая

деятельность

Выражены все значимые личные качества

Дома, офис

ПК с расширенным  ПО

Имеют ярко выраженную политическую принадлежность

Средняя, в основном доменные имена и сайты

Элита. Использование  всех ресурсов

Наиболее специфичный  слой, который состоит их политически  ангажированных людей, основной источник которых – заработок в сети Интернет

Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства