Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89

Работа содержит 1 файл

диплом_социология.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

Философско-социологический  факультет

 

Работа допущена к защите,

 зав. кафедрой социологии  и политологии,

 профессор Антипьев А.Г.

«____»_____________________2010 г.

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

Дипломная работа на тему:

 

Социально-стратификационная  структура российского Интернет-пространства

 

Выполнил

студент 5 курса

специальности «Социология»

Александр Владимирович

 

Научный руководитель:

доцент кафедры социологии и политологии,

кандидат социологических  наук

Наталья Александровна

 

 

 

Пермь 2010

 

Оглавление

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Общество начала ХХI века характеризуется существенными трансформациями социальной реальности, обусловленными активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий. Количество пользователей глобальной сети Интернет достигло в 2009 г. 1,2 млрд. человек и продолжает расти1.

Формирующееся общество нового типа отличается не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами коммуникации. Коммуникационные преимущества сети Интернет заключаются, в первую очередь, в высокой скорости передачи данных; глобальных характеристиках сети, не имеющих территориальных, государственных границ; «свободе слова»; доступности размещения в Интернет информации; анонимности в Интернет; обширном географическом проникновении сети Интернет и нарастающих темпах роста ее аудитории. Особенности и возможности среды глобальной сети определяют ее роль как «Великой среды» реализации общемирового информационного пространства.

Развитие готового программного обеспечения, обусловливающее требование все менее специализированных знаний, возносит на лидирующие социальные позиции определенный тип людей – обладающих разнообразием и гибкостью когнитивных стилей2. Не доход и образование, а характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства.

Появление новой стратификационной  системы, актуализация причин и факторов, поддерживающих ее и способствующих ее развитию, требует социологического осмысления, обусловливает необходимость разработки методологических и методических основ для изучения различных аспектов информационного неравенства субъектов социальных отношений.

Иной аспект актуальности темы детерминируется слабой изученностью российского сегмента сети Интернет как социального пространства.

Сегодня вопросами изучения феномена Интернета занимаются ученые ведущих университетов мира, специалисты фондов поддержки научных исследований, общественных организаций, многочисленные независимые исследователи. Так, в университете Южной Калифорнии, в рамках международного проекта «Центр цифрового будущего» несколько лет проводятся исследования по изучению влияния Интернета на социальные, экономические и политические процессы. Британский Университет Саутгемтона3 и американский Массачусетский технологический институт4 организовали совместную структуру под названием «Инициатива по исследованию Сети», в рамках которой изучаются научные, технические и социальные основы развития Интернета. В Оксфордском университете функционирует Институт Интернета5, который сосредоточился на анализе проблем применения информационных технологий в управлении государством, влияния Интернета на общество, науку и образование, здравоохранение, искусство и т.д.

В отечественной науке Интернет пока воспринимается излишне узко, трактуясь как средство массовой коммуникации. Российская школа киберсоциологии не институционализирована и сильно отстает в своем развитии от западных школ. Кроме того, отечественные исследования в этой области показывают, что российский сегмент сети Интернет сильно отличается от сегментов стран западной Европы и США. Он развивается по своим собственным законам, и к нему неприменимы зарубежные модели и принципы.

Все вышесказанное говорит  об острой необходимости изучения российской кибервиртуальности, отечественного Интернет-пространства, его пользователей и его социально-стратификацинной структуры. Концептуальный теоретико-методологический анализ социальной компоненты Интернет сегодня как никогда актуален.

Степень научной  разработанности проблемы. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в той или иной мере исследовались социологами, теоретиками в области социальной философии, специалистами в сфере социальной психологии.

Феномен социального  пространства изучали такие мыслители как Э. Дюркгейм, Р. Парк, Г. Ленски6, П. Бурдье7 и др. Не используя термин «социальное пространство», по сути, описывали его модели и этапы его конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э.О. Райт, Ф. Паркин и др.

Проблемы социальной структуры и социальной стратификации в социологии является одной из наиболее значимых. Структурный подход к обществу разрабатывался О. Контом, К. Марксом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом. Теория стратификации вобрала в себя идеи М. Вебера о классах, идеи социального конфликта Р. Дарендорфа и Р. Коллинза, социальные исследования американских социологов К. Дэвиса и У. Мура.

Основные положения теории стратификации социального пространства развиты в работах Питирима Сорокина8. Под социальной стратификацией ученый понимал дифференциацию совокупности людей на классы в иерархическом ранге, что находит выражение в существовании низших и высших слоев.

Среди современных исследователей указанных проблем следует отметить теоретика структуралистского конструктивизма П. Бурдье9 (его идеи развиваются в работах В.А. Ядова10, Н.М. Давыдовой и Н.Е. Тихоновой11). А также автора теории структурации Э. Гиденса12. Из отечественных исследователей следует упомянуть Л.А. Беляеву13, Т.И. Заславскую14, В.В. Радаева, О.И. Шкаратана15.

Особенности и динамику информационного общества изучали Д. Белл16, О. Тофлер17, Ф. Уэбстер, В.Л. Иноземцев18, Н.А. Аитов, В.В. Нечаев,  М.Н. Кузьмин и другие ученые.

Интернет-пространство выступает  предметом исследования в работах  М. Кастельса19, Э. Дайсон20, Дж. Сулера, М. Хейма и др.

В России к изучению социальных аспектов интернета неоднократно обращались социологи Р.Н. Абрамов21, Г.С. Батыгин22, Б.Г. Головко23, Б.З. Докторов24, Е.Ю. Журавлева25, Д.В. Иванов, В.Н. Лупанов, И.В. Соколова, Д.О. Стребков26, Т.В. Филиппова, В.Н. Щербина и др.

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    1. Концептуализировать Интернет-пространство в контексте социального пространства;
    2. Обосновать возможность социально-стратификационного подхода к описанию Интернет-пространства;
    3. Установить критерии социального неравенства пользователей в Интернет-пространстве;
    4. Описать модель социально-стратификационной структуры российского Интернет-пространства;
    5. Охарактеризовать социальное расслоение в суб-пространствах российского сегмента сети Интернет;
    6. Исследовать социальное расслоение в Интернет-пространствев на примере такой социальной группы как студенчество.

Объектом исследования является современный российский сегмент сети Интернет как социальное пространство.

Предметом исследования выступает социально-стратификационная структура пользователей сети Интернет в России.

Теоретико-методологическая база исследования. В основу дипломной работы легли концепции постиндустриального и информационного общества. Автор опирался на структурный подход, теорию социального неравенства и социальной стратификации П. Сорокина. Важное значение для определения особенностей социально-стратификационной структуры Интернет-пространства сыграл структуралистский подход к пониманию социального пространства и технологиям конструирования социальной иерархии, нашедший отражение в работах П. Бурдье.   

В работе применялись методы систематизации и классификации, теоретического обобщения, анализа и синтеза.

Эмпирическая  база дипломной работы исходит из метода триангуляции подходов.

В работе сочетаются результаты вторичного анализа данных, собранных  в ходе исследований Интернет-аудитории, проведенных крупнейшими российскими организациями – Всероссийским центром изучения общественного мнения, Фондом «Общественное мнение», «Левада-центром» на репрезентативных для Российской Федерации выборочных совокупностях, и результаты самостоятельно реализованного автором эмпирического исследования.

Исследование на тему «Студенты в Интернет-пространстве» было проведено в период с февраля по май 2010 г. в Пермском государственном университете. Метод – раздаточное групповое анкетирование. Объем выборочной совокупности составил 101 человек, способ отбора респондентов – кластерный. Программа и инструментарий исследования представлены в Приложении 2. Анализ статистических данных осуществлялся с помощью программного пакета SPSS 17.0 в операционной системе Windows XP.

Научная новизна работы заключается в разработке критериев социальной стратификации российского Интернет-пространства, выделении и описании социальных слоев, характеристика студенчества с позиций включенности в Интернет-пространство.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета

1.1. Социально-стратификационная  структура общества: понятие и  подходы

 

Обращение к изучению таких понятий, как социальная структура общества и социальная стратификация, имеет важное значение при исследовании общества. Это одна из основных тем социологии, позволяющая понять методы и способы разделения общества на слои, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела.

Несмотря на то, что понятие «социальная структура» – одно из центральных понятий в социологии, существует определенная противоречивость в его трактовке. Каждое научное направление, имеющее в качестве главного объекта изучения социальную структуру, по-своему определяет объем и содержание этого понятия.

Среди различных концепций социальной структуры следует выделить теоретическое  и эмпирическое направления. Первое описывает и анализирует социальную структуру исходя из определенных теоретических допущений о функционировании и развитии общества, второе же включает в содержание социальной структуры только те образцы социального взаимодействия, которые можно наблюдать и зафиксировать эмпирическими методами27.

Теоретическое направление предполагает несколько основных моделей социальной структуры. Согласно нормативно-ценностной модели, социальную структуру образуют нормативно-ценностные образования: социальные институты, ролевые статусные отношения и т.п. Представители категориальной модели основными компонентами социальной структуры считают классы, социальные слои, профессиональные группы.

Социальная структура, выступающая «скелетом», «остовом» морфологии общества, ее реальной основой, на которую «нанизываются» все остальные элементы, является результатом взаимодействия целого ряда факторов, ни одному из которых нельзя отдать безоговорочного предпочтения. В разных обстоятельствах на первый план могут выходить такие факторы как общественное разделение труда, способ производства, социальная солидарность, власть, престиж, статус и др.

Достоянием социологической  мысли стала идея понимания социальной структуры не как некоей застывшей конструкции, а как динамичного целого. Это позволило сформулировать теоретические концепции структурной организации общества по самым различным критериям. Здесь определенное значение имеет также включение в содержание социальной структуры эмпирически наблюдаемых типов социального взаимодействия.

Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Карлом Марксом28, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства – в этом заключалась теория исторического материализма. Последующие марксистские теоретики, такие как Л. Альтюссер, считали, что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов не фаталически, а только «в крайней ситуации»29.

Хотя проблема изучения социальной структуры общества не занимала большого места в социологической концепции М. Вебера, тем не менее, он внес значительный вклад в ее разработку. Именно с него началось понимание социальной стратификации как многомерного, многоуровневого образования. Оба немецких ученых, и М. Вебер, и К. Маркс, исходили из субстанциональной модели социальной структуры, сопоставляя ее с деятельностью различных социальных групп.

Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства