Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89

Работа содержит 1 файл

диплом_социология.doc

— 850.00 Кб (Скачать)
    • Знания начального уровня: общие сведения, позволяющие пользователю применять интернет-пейджеры, браузеры, менеджеры закачек и прочее не специализированное программное обеспечение
    • Знания продвинутого уровня: расширенные знания, позволяющие пользователю в полной мере использовать интернет-пейджеры, браузеры, менджеры закачек и прочее не специализированное программное обеспечение с помощью специфичных пользовательских настроек или незначительном перепрограммировании базовой программы
    • Знания экспертного уровня: знания, позволяющие пользователю создавать собственные интернет-приложения или компоненты интернет-приложений либо значительно перепрограммировать уже имеющиеся.

 

Навыки

Навык – конкретный способ использования некоторых знаний, который позволяет эффективно применять  эти знания на практике.

  1. Навык эффективного использования браузеров и приравненных к ним программ. Каждый уровень включает предыдущий.
    • Базовый уровень: отражает способность пользователя установить и использовать браузер с базовыми настройками
    • Продвинутый уровень: отражает способность пользователя использовать браузер более эффективно посредством настройки его базовой компоненты: закладок, внешнего вида, настройки директорий для закачки и т. д.
    • Экспертный уровень: отражает способность пользователя настроить браузер за рамками его базовых настроек – использовать  виджеты, пользовательские (в том числе и самописные) компоненты, интегрировать в браузер сторонние плагины
  1. Навык настройки и поддержания работоспособности ПК. Каждый уровень включает предыдущий.
    • Базовый уровень: отражает способность пользователя устранять незначительные неполадки (сбой разрешения экрана, зависание, сбой визуальных настроек) работоспособного ПО и устранять компьютерные вирусы с помощью антивируса и программ класса «firewall».
    • Расширенный уровень: отражает способность пользователя устанавливать операционные системы, устранять значительные неполадки (удаление особо вредоносных вирусов, блокирующих работу ПК, вынужденная переустановка ОС, выполнение дефрагментации, работа с командной строкой и списком используемых служб)
    • Экспертный уровень: отражает способность пользователя выполнять следующие задачи: восстановление данных после форматирования жесткого диска, ручное удаление вирусов, самостоятельная защита от несанкционированного доступа, контроль запуска сервисов и приложений, работа с реестром MS Windows.
  1. Навык использования поисковых машин. Каждый уровень включает предыдущий.
    • Базовый уровень: поиск с помощью одной поисковой машины без расширенных параметров
    • Продвинутый уровень: поиск с помощью нескольких поисковых машин с расширенными параметрами
    • Экспертный уровень: владение языком поисковых запросов Google, владение сервисами Google map (или аналогами)

Осведомленность

Осведомленность – мера, отражающая адекватное представление  о каком-либо предмете.

Представление – сведения о некотором предмете недостаточные для практического применения и отделяющие владельца этих сведений от людей, которые ничего не знают об этом предмете.

  1. Представление о коммуникативных возможностях сети
    • Базовый уровень: правильное понимание функционала и назначения информационных сайтов с незначительным (менее 5 посещений за последний месяц) за  опытом их использования
    • Расширенный уровень: незначительный прошлый опыт (менее 10 раз) использования коммуникативных сайтов и коммуникативных сервисов
    • Экспертный уровень: значительный прошлый (или длящийся) опыт использования коммуникативных сайтов и сервисов.
  1. Представление об информационных возможностях сети
    • Базовый уровень: незначительный прошлый (менее 5 посещений за последний месяц) опыт посещений и использования информационных сайтов
    • Расширенный уровень: значительный (ежедневное посещение на протяжении минимум недели) прошлый (длящийся) опыт использования информационных сайтов
    • Экспертный уровень: текущее использование (ежедневное посещение) нескольких групп информационных сайтов (новостных порталов, блогов, тематических сайтов)
  1. Представление о финансовых возможностях сети. Каждый уровень включает предыдущий
    • Базовый уровень: правильное понимание назначения и функционала интернет-магазинов, финансовых сервисов (webmoney, яндекс-деньги), программ класса «Интернетбанк» без опыта их использования
    • Расширенный уровень: незначительный (один-два раза) опыт использования интернет-магазина, финансового сервиса либо программы класса «Интернетбанк»
    • Экспертный уровень: длящийся либо значительный (более 10 раз) прошлый опыт использования интернет-магазина, финансового сервиса либо программы класса «Интернетбанк».
  1. Представление о политических возможностях сети
    • Базовый уровень: знание более двух политически-ориентированных ресурсов в сети Интернет
    • Расширенный уровень: опыт (более 10 раз) использования политической информации с какого-либо политического ресурса в сети Интернет
    • Экспертный уровень: формирование собственной политической позиции с учетом сведений полученных из политических ресурсов сети Интернет, либо опыт написания материалов (статьи, заметки, обзора) на политический ресурс сети Интернет, либо опыт администрирования политического ресурса сети Интернет

Интенсивность использования сети Интернет

  • Базовый уровень: менее пяти часов в неделю
  • Средний уровень: от пяти до четырнадцати часов в неделю
  • Высокий уровень: свыше четырнадцати часов в неделю

Цель использования  сети Интернет

  • Коммуникация
  • Получение информации
  • Финансовые операции (в том числе покупка/продажа)
  • Получение/производство политической информации

Уровень использования  ресурсов сети Интернет

Уровень использования  информационных ресурсов

Формируется из осведомленности  об информационных ресурсах интернета  и дублирует уровни, выделенные в  этом разделе

Уровень использования  коммуникативных ресурсов

Формируется из осведомленности  об коммуникативных ресурсах интернета  и дублирует уровни, выделенные в  этом разделе

Уровень использования  финансовых ресурсов

Формируется из осведомленности  о финансовых ресурсах интернета и дублирует уровни, выделенные в этом разделе

Уровень использования  политических ресурсов

Формируется из осведомленности  о политических ресурсах интернета  и дублирует уровни, выделенные в  этом разделе

 

Гипотезы

Основная

Большинство студентов дневных отделений имеют низкий уровень использования Интернет-ресурсов и принадлежат к базовому слою отечественного Интернет-пространства, формируя стратификационный профиль Рунета в  виде треугольника с очень широким основанием.

Дополнительные

  1. Основные цели использования сети Интернет – коммуникативная и информационная
  2. Интенсивность использования сети Интернет среди студентов находится в основном на высоком уровне
  3. Уровень Интернет-грамотности большинства студентов – базовый, причем уровень интернет-грамотности мужчин выше, чем у женщин.

Методика социологического исследования

Метод сбора информации:  выборочный опрос (групповое раздаточное анкетирование в целевой аудитории)

Генеральная совокупность исследования: студенты дневных отделений высших учебных заведений г. Перми

Выборочная совокупность исследования:

Способ отбора респондентов является кластерным. В качестве кластера выбирается одна группа одной специальности из двух категорий специальностей: имеющие отношение к сети Интернет и не имеющие отношения к сети Интернет,. Категории формируются на основании изучения учебных планов и выявления объема часов дисциплин, имеющих отношение к сети Интернет и смежным темам (языки программирования и разметки текста, базы данных, защита и шифрование информации). Опрашивается четыре группы специальностей разных курсов из каждой категории специальностей, всего восемь учебных групп. Объем выборочной совокупности составляет сто один человек.

Метод обработки информации: компьютерная программа для статистической обработки данных SPSS 17.0

 

Анкета 

Здравствуйте, уважаемый студент!

Вам предлагается принять участие  в социологическом исследовании, касающемся сети Интернет. Цель исследования изучить особенности использования  сети Интернет студентами.

Правила заполнения анкеты очень просты:

Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружком тот ответ, который больше всего подходит Вам. В вопросах, где  вариантов ответа нет, сформулируйте  его самостоятельно.

Вся полученная от Вас информация будет использована только в обобщенном виде и останется строго конфиденциальной

 

1.  Укажите, пожалуйста, Вашу специальность  _____________________________

 

2. На каком курсе  Вы учитесь? ____________

 

3. Сколько Вам полных  лет? ____________

 

4. Укажите, пожалуйста, Ваш пол

    1. Мужской
    2. Женский

 

Несколько вопросов, касающихся уровня Вашей Интернет-грамотности

 

5. Можете ли Вы создать  сайт с нуля?

    1. Нет, не могу
    2. Могу создать простую html-страницу
    3. Могу создать многостраничный сайт на html и css
    4. Могу создать сайт на динамическом движке
    5. Затрудняюсь ответить

 

6. Оцените свои знания в области локальных вычислительных сетей

    1. Смогу соединить два компьютера напрямую
    2. Могу создать сеть простую ЛВС (LAN/WAN) из трех и более компьютеров
    3. Могу создать сеть с SMTP-маршрутизацией и файловым сервером
    4. Ничего из перечисленного не могу
    5. Затрудняюсь ответить

 

7. Можете ли Вы самостоятельно  настроить подключение к сети  Интернет?

    1. Да
    2. Нет
    3. Затрудняюсь ответить

 

8. Смогли бы Вы перенести сайт с домашнего компьютера на хостинг?

    1. Да
    2. Нет
    3. Раньше я делал подобное, но сейчас сомневаюсь
    4. Никогда не делал подобного, но думаю, что справлюсь с этой задачей
    5. Я не знаю, что такое «хостинг»
    6. Затрудняюсь ответить

 

9. Как настроен Ваш браузер (программа для просмотра сайтов)?

    1. Никак не настроен
    2. Настроены закладки, домашняя страница, стартовая страница
    3. Помимо настроек в пункте Б я использую виджеты и/или некоторые сторонние расширения
    4. Затрудняюсь ответить

 

10. Как вы настроили  Интернет-приложения (такие как клиенты  для ICQ, программы для закачек) на Вашем компьютере?

    1. Никак не настроен
    2. Настроены закладки, домашняя страница, стартовая страница
    3. Помимо настроек в пункте 2 я использую виджеты и/или некоторые сторонние расширения
    4. Затрудняюсь ответить

 

11. Можете ли Вы устранить  такие неисправности Вашего ПК  как зависание, сбой разрешения  экрана, сбой настроек?

    1. Могу без посторонней помощи
    2. Могу, проконсультировавшись со специалистом
    3. Не могу
    4. Затрудняюсь ответить

Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства