Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89
Реальные общности и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждения мероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. Примером может послужить форум группы студентов определенного вуза, корпоративный портал какой-либо организации и т.д. Участники таких объединений, в основном, знакомы между собой в реальной жизни.
В социальной системе Интернета формируется своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык, нормы и традиции. По одной из классификаций языков они делятся на естественные, искусственные и вторичные. Естественные языки общения в Интернете базируются на естественных языках из реальной жизни. Однако языковая адаптация сопровождается различными новшествами.
Знание искусственных языков Интернета (и компьютерного программирования вообще) наделяет пользователей высоким статусом. С помощью такого знания можно осуществлять контроль над другими пользователями (отслеживать их появление в Интернете, засылать им вирусы, управлять их компьютером и даже перекрывать возможность доступа к Интернету).
Е.Ю. Журавлева отмечает, что поле сети сетей являет собой сильный диверсификационный механизм, он позволяет стратифицировать пользователей по уровням в зависимости от их участия, так как пользователь не может бесконечно блуждать по всемирной паутине, ему необходимо ощущать себя членом какой-либо группы, с которой мог бы себя идентифицировать. Поэтому среда сети Интернет определенным образом структурируется57. Автор приводит несколько оснований для классификации категорий пользователей среды сети Интернет.
Первая основание классификации условно называется «по степени освоения возможностей, предоставляемых сетью Интернет». Согласно этой классификации основные категории людей, использующих Интернет, являются пользователями, посредниками и создателями58, еще Е.Ю. Журавлева добавляет для полноты картины исследователей и технических работников (людей, поддерживающих работу сети). Следующая основание классификации пользователей сети «по половому признаку»: мужчина или женщина. Мужчин в среде сети по данным статистики больше. Далее приводится основание «по степени влияния в среде сети Интернет». Здесь происходит условное деление всех людей, пользующих сетью на проектировщиков, разработчиков и пользователей. Также можно дифференцировать пользователей Интернет по экономическому основанию. Интернет держится на «трех китах», трех ключевых фигурах – Пользователе, Рекламодателе, Веб-издателе. У каждого «кита» своя функция: рекламодатель – платит, веб-издатель обеспечивает всю техническую часть обработки информации в интернете, пользователь получает информацию из Сети и под ее влиянием совершает какие-то выгодные рекламодателю действия. Также существует дихотомическое деление по степени зависимости от среды сети Интернет на Интернет-зависимых, и, соответственно, Интернет-независимых. Правомерно разделить людей в глобальной сети на создающих в сети «виртуальные личности» и не создающих их. Наконец, «сетевых жителей» можно разделить на состоящих в «виртуальных сообществах» и не состоящих в них.
Можно сказать, что Интернет сегодня – это виртуальная реальность, киберпространство. По Дж. Сулеру Интернет характеризуется ограниченным сенсорным переживанием, множественностью личности и анонимностью, уравниванием статусов, размыванием пространственных границ, растяжением и конденсацией времени, неограниченной доступностью контактов59. Значит, с помощью Интернета может конструироваться сама социальная реальность. То, что для нас виртуально, для других может представляться реальностью. Поэтому, говоря об Интернете, как объекте социологического исследования, мы рассматриваем информационное пространство как существующую реальность, которая имеет свои закономерности развития и формы существования.
Среди базовых особенностей виртуальной реальности и Интернета выделяют следующие:
Глобальная сеть обладает гибкостью пространственной структуры. Она создает условия для формирования виртуальных общностей, генерирует текстовые форматы нового типа, стирает границы между государствами, элиминирует расстояния, разъединяющие людей и, в конечном счете, выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры – киберкультуру61.
Таким образом, Интернет
развивается как
Интернет-коммуникацию следует оценивать как социальную среду в силу многих причин. А именно – наличия специфического языка взаимодействия («смайликов» аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта и пр.); специфических норм взаимодействия (допущения большей раскрепощенности, следовательно, - как большей агрессивности, так и дружелюбия); избирательной трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы); социальной иерархии, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации.
Социальное расслоение
применительно к киберпространс
Внешний аспект выражается через информационное неравенство или, точнее, цифровое неравенство. Генеральный директор Института развития информационного общества Т.В. Ершова определяет информационное неравенство как «неравные возможности с точки зрения доступа, использования и производства информации и знания, а также использования ИКТ для развития. Этот вид неравенства отражает сочетание общих социально-экономических проблем и конкретных проблем недостаточного развития инфраструктуры, относительно высокой стоимости доступа к ней, слабого развития национального и местного информационного наполнения (т.е. контента), неспособности основной массы людей извлекать преимущества из информационно-интенсивной деятельности»62.
Под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий»63. Впервые термин «цифровое неравенство» («digital divide») прозвучал в июле 1995 г. в отчете о проведенном исследовании Государственной администрацией телекоммуникаций и информации США «Проваливаясь в сеть: обзор сельских районов»64. В докладе было указано на существенные различия в доступе к новым информационным технологиям и сети Интернет среди людей с различным доходом, уровнем образования, расовой принадлежностью и др. Было зафиксировано, что в сельской местности новые ИТ используются реже, чем в городах; среднестатистический пользователь – это белый мужчина с высшим образованием и доходом выше среднего; женщины, а также люди другой расовой принадлежности имеют меньше возможностей для использования этих технологий. Согласно результатам опроса, проведенного социологами Аналитического центра Юрия Левады, в 2006 г. 14 % россиян не имели никакого представления об Интернете. Среди тех, кто вообще никогда не слышал такого слова «Интернет», больше всего пенсионеров и людей с образованием ниже среднего.
Можно сказать, что развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации, и в то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия65. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад – бедный Восток, богатый Север – бедный Юг. Внутри стран также более богатые в информационном отношении люди образованные, среднего достатка и выше и менее богатые – те, кто не имеет доступа к компьютеру и к тому же Интернету.
Наряду с наличием неравенства
в доступе к Интернету
Интернет-пространство стратифицировано, что подразумевает, что определенные различия между людьми, включенными в той или иной степени в интеракции в данном пространстве, приобретают характер иерархического ранжирования. Имеются работы, в которых выделяются и описываются социальные группы, находящиеся на различных ступенях данной иерархии.
Например, С.В. Бондаренко, описывая стратификацию Интернет-сообществ, выделяет следующие группы: 1) Системные администраторы (администраторы сервера), 2) Администратор сетевых новостей, 3) Модераторы форума, 4) Модераторы подфорумов, 5) Пользователи66.
Системные администраторы осуществляют контроль над поведением пользователей на сайтах. Они стоят на высшей ступени власти и являются наиболее квалифицированными в техническом отношении участниками сообщества.
На более низкой социальной ступени
в сетевых сообществах
Некоторые из телеконференций модерируются. Это означает, что существует некий реальный человек, называемый «модератором», который занимается тем, что следит за содержанием отправляемых на конференцию сообщений. Модератор имеет право полного контроля над содержанием телеконференции и возможность «выкидывания» из нее нарушителей. Таким образом, следующую ступень в социальной иерархии электронных конференций занимают модераторы. Модератор форум-сервера – это человек, отвечающий за порядок в своем форуме или форумах сервера, стремящийся поддержать и развить интерес к данной теме и, возможно, но не обязательно, являющийся экспертом в вопросах, обсуждаемых в данном форуме.
Одним из основополагающих принципов функционирования сетевых сообществ является принцип самоорганизации. Социальная стратификация в данном случае возникает по поводу доступа к информационным ресурсам и, соответственно, властных полномочий. В настоящее время поведение членов сетевых сообществ регулируется в первую очередь существующими в Сети обычаями и социальными нормами, а отклонения в поведении наказываются порицанием или игнорированием общения с данным членом сетевого сообщества. В отличие от традиционного права здесь отсутствует специальная группа людей, осуществляющая принуждение. Вместе с тем технически не исключена возможность в обозримом будущем обеспечения контроля государства за поведением членов сетевых сообществ.
С.В. Бондаренко отмечает, что стратификация пользователей Интернета на сайтах межличностного общения возможна и в рамках локальных, географически близких сетевых сообществ.
В.Л. Силаева же отмечает, что виртуальные общности и группы создаются как вторичные социальные группы (блог любителей футбола, форум web-программистов, сайт фанатов В. Цоя) знакомыми или незнакомыми между собой в реальной жизни людьми, к которым впоследствии примыкают другие пользователи Интернета, объединенные общей идеей или целью.
Изучив подходы к стратификации пользователей сети Интернет и подходы к разделению Интернета как социального пространства мы выработали свою собственную модель сети Интернет как социального пространства. Интернет пространство как пространство социальное безусловно характеризируется социальным неравенством, поскольку социальное неравенство – ключевой и основной признак любого социального пространства. В социальном пространстве всегда есть определенные объекты или условия, называемые ресурсами. Неравенство доступа к ним определяет социальное неравенство, а в дальнейшем определяет и социальную стратификацию. В сети Интернет множество ресурсов различных видов. Под ресурсом вообще в этой работе понимаются условия, объекты материального и духовного мира, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. В сети Интернет ресурсом можно назвать любое условие или объект, находящийся внутри сети и позволяющий при простом использовании или преобразовании получить желаемый результат. Сеть Интернет представлена нам двумя базовыми составляющими: сайт и сервис. Это два базовых понятия, и, по мнению автора, третьего элемента в Интернете на данном этапе развития быть просто не может. Под сайтом в этой работе будет пониматься объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность документов частного лица или организации находящаяся в сети Интернет.67 Степенью значимости сайта являются: посещаемость, место в выдаче в поисковых машинах по ключевым запросам, число постоянных подписчиков. Сайты можно классифицировать по разным основаниям, например по тематике, показателям присваиваемым сайту поисковой машиной, по времени существования и т. д. Но наиболее важной будет принципиальное разделение сайтов на информационные, коммуникативные и сайты-сервисы. Информационный сайт – сайт, основной целью которого является транслирование информации от сайта к пользователю. Примерами информационного сайта служат новостные порталы rbc.ru и lenta.ru, тематические сайты auto.ru, knifes.ru, сайт ПГУ psu.ru, блоги kremlin.ru, chirkunov.livejournal.com, olegtinkov.livejournal.com и т. д. Коммуникативный сайт – это сайт, основная цель которого –транслирование информации от пользователя к пользователю (пользователям). Примерами коммуникативных сайтов могут служить форумы (teron.ru), социальные сети (vkontakte.ru), сайты социального медиа (habrahabr.ru) и имэйджборды (demotivators.ru) Сайт-сервис – это сайт, основная цель которого предоставление услуги или комплекса услуг пользователю (в том числе и на возмездной основе). Сайтами-сервисами можно назвать интернет-магазины (ozon.ru), поисковые системы (yandex.ru), файлообменные сайты (ifolder.ru), коммерческие сайты-сервисы (биржи ссылок sape.ru и xap.ru, биржа статей liex.ru, рекламная сеть Яндекса (РСЯ), рекламный сервис begun.ru и т. д.. Под сервисом в сети Интернет будет пониматься услуга, предоставляемая в Интернете с помощью специальных программ68. Степенью значимости для сервиса являются количество пользователей сервиса. Сервисы так же можно классифицировать по многим критериям, но мы предложим наиболее значимый для нашей работы: по характеру предоставляемой услуги. Можно выделить следующе сервисы: коммуникативные (skype, icq, irq, электронная почта), файлообменные (shareman, torrent), финансовые (webmoney, yandex-деньги, программы класса «Интернетбанк»), государственные и приравненные к ним (контур-экстерн, электронное правительство, электронная регистратура), узко-специализированные (программы-терминалы брокерских компаний для торговли ценными бумагами и валютами – например metatrader 4).
Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства