Что касается студенчества
как наиболее активной и представленной
в Интернете социальной группы, то можно так же наблюдать несколько
тенденций и механизмов формирования
их социального неравенства в сети. Первым
из них будет являться половая принадлежность
пользователя, было установлено, что мужчины
в целом более «подкованы» в решении задач,
связанных с использованием компьютера
и сети Интернет. Кроме того, студенты
технических специальностей значительно
лучше адаптированы к сети Интернет, более
качественно используют программное обеспечение,
возможности интернет-сервисов и сайтов.
Однако общий уровень интернет-грамотности
у студентов невысокий, финансовые и политические
ресурсы сети использует в среднем только
каждый десятый пользователь. Среди студентов
гуманитарных специальностей в некоторых
аспектах интернет-грамотности наблюдается
серьезный уровень незнания. Большинство
пользователей-студентов до сих пор не
воспринимает сеть Интернет как источник
финансовых и политических ресурсов, а
ограничивается в основном информационными
и коммуникативными возможностями сети.
В показателях Интернет-коммерции
Россия сильно отстает от западно-европейских
стран и США, и ситуация со студентами
ПГУ – лишнее тому подтверждение. На наш
взгляд, именно система высшего профессионального
образования должна восполнить пробелы
в знаниях и указать учащимся на основные
возможности сети, не столько с теоретической,
сколько с практической стороны. В тоже
время, логично было бы крупным финансовым
Интернет-компаниям усилить информирование
целевых аудиторий о своих финансовых
продуктах, конкурентных преимуществах
и выгодах использования их в современных
условиях. Сеть Интернет – прекрасный
работодатель, особенно для такой социальной
группы как студенчество, поскольку для
работы в сети Интернет зачастую не требуется
специальных знаний и умений, есть масса
вакансий с гибким графиком работы и сдельной
системой оплаты труда. Изучение этой
проблемы задача плавно вытекающая из
результатов этой работы, однако и выходящая
за ее рамки. Помимо этого необходимо всесторонне
изучить социально-стратификационную
структуру пользователей сети, поскольку
даже внутри одной из групп конкретного
слоя наблюдается неоднородность и социальной
неравенство. Слои социально-стратификационной
структуры не могут быть монолитными образованиями,
они требуют детального изучения, это
же касается суб-пространств сети Интернет.
Социология Интернета
– это по-прежнему Terra incognita социологии. И этому
есть корректное объяснение. Фундаментальные
исследования пока невозможны из-за стремительной
трансформации, быстрого развития самого
объекта исследования. Необходимо успеть
зафиксировать характерные черты новой
сетевой реальности, зафиксировать знаковые
изменения в сети, по которым можно определить
некие вектора в будущее.
Библиографический список
- Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. – 2002. – № 3. – С. 133-140.
- Барышева О. В. Угрожает ли Интернет существованию библиотек? // Библиография. – 2002. – № 4. – С. 3-14.
- Батыгин Г.С. Социология Интернет: Наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 176-187.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
- Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века, Москва: Центр исследований постиндустриального общества (Библиотека журнала «Свободная мысль»), 2007
- Беляева И.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Томск, 2-4 декабря 2009 г. / СГПУПС, Фил. гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Сибирский гос. ун-т путей сообщ.», 2010
- Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. – 2005. – № 12. с 55-63.
- Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика: пер. с фр.; сост., общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005
- Бурдье П. Начала / П. Бурдье. – М.: Социо-Логос, 1994
- Бондаренко С.В. Некоторые аспекты стратификации в сетях межличностного общения // [электронный документ] (http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a5e102ea16ca4fe7c3256d57003f1ad9). Проверено 14.05.2010
- Бурдье П. Социология политики: [пер. с фр. Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко] — М.: Socio-Logos, 1993
- Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов] - М.: РОССПЭН, 2006
- Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в [пер. с англ. Е. Лалаян] - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010
- Войскунский А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. - М.: Акрополь, 2009
- Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Пер.: Тюрина И.] - М.: РГБ, 2009
- Головко Б.Г. Информационная социология: тематическая диспозиция // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 2. c 43-51.
- Давыдова Н.М., Тихонова, Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. – 2006. – № 2.
- Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0 / Пер. с англ.; Под. ред. А.В. Евтюшкина и Ю.А. Кузьмина. – М.: Бизнес и компьютер, 1998
- Джамалипур А. Беспроводной мобильный Интернет: архитектура, протоколы и сервисы [пер. с англ. под ред. В. К. Орлова] - М.: Техносфера, 2009
- Докторов Б.З. Российский политический Интернет // Петербургский журнал социологии. – 1999. – № 2.
- Гидденс Э. Социология [пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов] – М.: Эдиториал УРСС, 1999
- Гирич В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам // [электронный доступ] (old.nlb.by/mba/docs/4.pdf). Проверено 14.05.2010
- Ершова Т.В. Информационное общество и развитие России. // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 42-44.
- Журавлева Е.Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет // [электронный документ] (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/183975.html). Проверено 14.05.2010
- Журавлева Е.Ю. К определению сети интернет // Технологии информационного общества – интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. – СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2000
- Залесский П. Измерение российской интернет-аудитории методом личных опросов / Тезисы выступления на конференции "Интернет-медиа XXI века" 3 марта 2000г. в Москве // [электронный документ] (www.comcon-2.com/Publication/web-vektor_3.htm). Проверено 14.05.2010.
- Замятин Д.Н. Образы путешествия: социологическое освоение пространства. // Социологические исследования. – 2002. – № 2. – С. 12-22.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2002
- Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые средства массовой информации. // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 24-27.
- Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
- Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие, – М.: Логос, 2000
- Карпов А.Е. Различение. Пространство в городе // Социологическое обозрение. 2001. Том 1. № 2. С. 58-71.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004
- Кастельс М. Информационная эпоха : микроформа Экономика, о-во и культура [Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана] Гос. ун-т. Высш. шк. Экономики М.: РГБ, 2004
- Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»: 2000
- Кочетов А.Н. Влияние Интернета на развитие общества. // Информационное общество. 1999. № 5. С. 43-48.
- Лупанов В.Н. Интернет как объект социологического исследования (к вопросу о развитии социологической сети в Интернете, web-сети) // Информационное общество. 2001. № 1. С. 40-43.
- Луман Н. Реальность масс-медиа [пер. с нем. А. Ю. Антоновского] – М.: Праксис, 2005
- Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. – М.: МИФИ, 2003
- Маркс К. Капитал : в общедоступной обработке Ю. Борхардта. сост., предисл. и прил. Ю. Борхардта ; пер. с нем. С. Алексеева – М.: URSS, 2010
- Маркс К. Нищета философии – М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009
- Мостовая И.В. Российское общество. Социальная стратификация и мобильность. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995
- Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997
- Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 2001
- Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления Гос. ун-т Высш. шк. Экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003
- Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995
- Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. с. 101-107.
- Сметанина-Болдвин Ю.В., Маслова Е.В. Интернет как информационное, языковое и социальное явление и его роль в глобализации и локализации мировых языков. // Вестник ВГУ. Серия: Журналистика. 2009. № 1. с. 76-89.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.· Политиздат, 1992
- Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. Отношений [пер. с англ. В.В. Сапова] Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан, 2000
- Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. – М.: Academia : LVS, 2005.
- Соколова Г. М. Интернет-покупки: права покупателя. М.: Изд-во Омега-Л, 2009.
- Старостина Е. В. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма: вопросы и ответы. – М.: ЭКСМО, 2005
- Стегний В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества / В. Н. Стегний, Л. Н. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пермский гос. технический ун-т», Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2009
- Стребков Д.О. Социология Интернета // Экономическая социология (электронный журнал). – 2005. – Том 6. – № 2
- Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2001
- Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // [электронный документ] (mr.gfk.ru/ARTICLES/HTML/INETANDMR/inetandrmr.htm). Проверено 14.05.2010.
- Чугунов А.В. Исследования интернет-аудитории: мировой и российский опыт // [электронный документ] (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/184577.html). Проверено 14.05.2010
- Чугунов А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета – Междисциплинарный центр СПбГУ., 2000
- Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», [под ред. Е.Е. Пронина]. – М.: «РИП-холдинг», 2002
- Шкаратан О. И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. Гос. ун-т Высш. шк. Экономики М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006
- Информациональные производители как основные факторы развития новой экономики – М.: ГУ ВШЭ, 2007
- Ядов В.А. Социальный ресурс индивидов и групп как стратификационный критерий // Социологические исследования в социальной работе: Материалы методического семинара-практикума. – Нижний Новгород, ННГУ, 16-17 марта 2001 г. – Н. Новгород: НИСОЦ
- Янагида К. Философия истории. – М.: Прогресс, 1969
Ресурс сети
Интернет
- http://www.ecsocman.edu.ru
- http://www.sol-agency.ru
- http://ru.wikipedia.org
- Официальный сайт Университета Саутгемптона // [электронный доступ] (http://www.soton.ac.uk/). Проверено 08.06.2010.
- Официальный сайт Массачусетского технологического института // [электронный доступ] (http://web.mit.edu/). Проверено 08.06.2010.
- Официальный сайт Института Интернета Оксфордского университета // [электронный доступ] (http://www.oii.ox.ac.uk/). Проверено 08.06.2010.
Приложение 1
Программа
и инструментарий социологического
исследования
Программа социологического
исследования на тему «Социально-стратификационная
структура студентов в Интернет-пространстве»
Методологический
раздел
Обоснование
проблемы:
Аудитория пользователей
сети Интернет в России относительно общего
населения с 2008 года выросла с 27% до 33%78 и продолжает неуклонно расти. В приволжском
федеральном округе это соответственно
21% и 29%.
По данным компании «Яндекс»79 Пермь в январе 2010 г. занимала второе
место в России по уровню проникновения
Интернета (без учета городов Федерального
значения). В сети Интернет существует
социальное расслоение, которое на текущий
момент изучено очень слабо. В то же время,
исследования крупных компаний, занимающихся
изучением Интернета (Яндекс, Рамблер,
Mail.ru) показывают, что российский сегмент
сети Интернет принципиально и качественно,
и количественно отличается от сегмента
Интернета развитых стран (Западная Европа,
США и Канада). В соответствии со всем вышесказанным
нами была сформулирована следующая проблема: противоречие между развитием
Интернета в России (Рунета) и слабой изученностью
социального расслоения в Рунете, для
которого нельзя применить стандарты
и социальные законы других стран.
Объект: студенты дневных отделений высших учебных
заведений г. Перми
Предмет: уровень использования ресурсов сети
Интернет как критерий социальной стратификации
в сети Интернет
Цель: Установить принадлежность студентов
к различным стратам Интернет-пространства
в зависимости от уровня использования
Интернет-ресурсов
Задачи:
- Установить цели использования сети Интернет у студентов различных специальностей
- Выявить интенсивность использования сети Интернет у студентов различных специальностей
- Определить уровень Интернет-грамотности у студентов различных специальностей
- Охарактеризовать различия в социальных статусах Интернет-пространства студентов различных специальностей
Интерпретация
основных понятий
Теоретическая
интерпретация
Интенсивность
использования сети Интернет – мера, отражающая время проведенное
пользователем в сети Интернет за временной
промежуток. В качестве временного промежутка
будет использоваться одна календарная
неделя.
Интернет-грамотность – совокупный уровень знаний, навыков работы
в сети и осведомленности о её возможностях
Ресурс сети
Интернет - любое условие или объект, находящийся
внутри сети и позволяющий при простом
использовании или преобразовании получить
желаемый результат.
Социально-стратификационная
структура - понимается как многомерное, иерархически
организованное социальное пространство,
в котором социальные группы и слои различаются
между собой степенью обладания собственностью,
властью и социальным статусом.80
Социальное
пространство – это определенная, созданная в процессе
коммуникаций, территория, которая «отражает
условные границы, в пределах которых
развертывается жизнедеятельность сообщества»81.
Интернет-пространство – особый вид социального пространства
ограниченный распространением той части
сети Интернет в которой могут вести деятельность
рядовые пользователи.
Цель использования
сети Интернет – основные ожидания от работы в сети
Инетернет присущие конкретному пользователю
Уровень использования
ресурсов сети Интернет – мера, отражающая эффективность и интенсивность
пользования ресурсами сети Интернет
согласно предложенной в исследовании
интерпретации
Эмпирическая
интерпретация и операционализация
Ресурс сети
Интернет
- Сайт
- коммуникативный
форумы (teron.ru),
социальные сети (vkontakte.ru),
сайты социального медиа (habrahabr.ru)
имэйджборды (demotivators.ru, 4chan.ru)
- информационный
Новостные порталы (rbc.ru, lenta.ru, polit.ru)
Блоги (kremlin.ru, chirkunov.livejournal.com, olegtinkov.livejournal.com)
Тематические (auto.ru, knifes.ru)
- сайт-сервис
интернет-магазины (ozon.ru),
поисковые системы (yandex.ru),
файлообменные сайты (ifolder.ru),
коммерческие сайты-сервисы (sape.ru и xap.ru, begun.ru)
- Сервис
- коммуникативный
skype,
icq,
irq,
электронная почта
- файлообменный
shareman
torrent
- финансовый
webmoney,
yandex-деньги,
программы класса «Интернетбанк»
(Сберонлайн, Альфа-клик)
- государственный
контур-экстерн
электронное правительство
электронная регистратура
- специальный
metatrader 4
другие
Интернет-грамотность
Знания
Знания – сведения, имеющие потенциал полезного
практического применения.
- Владение языками программирования и разметки текста (html, css, php, java) Каждый уровень включает предыдущий.
- Знания начального уровня: базовые знания html и css. Уровень знаний достаточный для создания одностраничного сайта.
- Знания продвинутого уровня: достаточные знания html и сss. Уровень достаточный для создания простого не динамического сайта.
- Знания экспертного уровня: продвинутое владение html и css и специализированные знания в языках программирования php или java. Уровень достаточный для создания динамического сайта или составной части динамического сайта.
- Знания об устройстве сети и передачи данных (сети, провайдеры, протоколы TCP/IP и FTP) Каждый уровень включает предыдущий.
- Знания начального уровня: общие сведения о локальных сетях и Интернет-соединении. Уровень достаточный для создания простой локальной сети и самостоятельного подключения к сети Интернет (через провайдера)
- Знания продвинутого уровня: расширенное знание о локальных сетях, интернет-соединении и протоколах передачи данных. Уровень достаточный для самостоятельной настройки сложной локальной сети (Беспроводная маршрутизация, права доступа), беспрепятственной передачи файлов через Интернет от пользователя к пользователю
- Знания экспертного уровня: специальные знания, характеризующиеся возможностью не столько пользоваться готовыми решениями, сколько создавать свои. Уровень достаточный для администрирования хостинг-аккаунта, создания собственной файлообменной сети, создания собственных программ закачек, проведения вардврайвинга.
- Знания об устройстве и назначении интернет-приложений (интернет-пейджеры, браузеры, менеджеры закачек) Каждый уровень включает предыдущий.