Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе теоретико-методологического анализа и результатов эмпирических социологических исследований всесторонне охарактеризовать социально-стратификационную структуру современного российского Интернет-пространства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-стратификационного анализа Интернета 9
1.1. Социально-стратификационная структура общества: понятие и подходы 9
1.2. Интернет в контексте социологического анализа 24
1.3. Социальное расслоение в сети Интернет: сущность и критерии дифференциации 31
Глава 2. Социально-стратификационный анализ российского сегмента сети Интернет 43
2.1. Модель социально-стратификационной структуры Интернета 43
2.2. Модели социально-стратификационной структуры суб-пространств сети Интернет 48
2.3. Студенты в Интернет-пространстве: дифференциация и неравенство 54
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 74
Приложение 2 89

Работа содержит 1 файл

диплом_социология.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

Что касается студенчества как наиболее активной и представленной в Интернете социальной группы, то можно так же наблюдать несколько тенденций и механизмов формирования их социального неравенства в сети. Первым из них будет являться половая принадлежность пользователя, было установлено, что мужчины в целом более «подкованы» в решении задач, связанных с использованием компьютера и сети Интернет. Кроме того, студенты технических специальностей значительно лучше адаптированы к сети Интернет, более качественно используют программное обеспечение, возможности интернет-сервисов и сайтов. Однако общий уровень интернет-грамотности у студентов невысокий, финансовые и политические ресурсы сети использует в среднем только каждый десятый пользователь. Среди студентов гуманитарных специальностей в некоторых аспектах интернет-грамотности наблюдается серьезный уровень незнания. Большинство пользователей-студентов до сих пор не воспринимает сеть Интернет как источник финансовых и политических ресурсов, а ограничивается в основном информационными и коммуникативными возможностями сети.

В показателях Интернет-коммерции  Россия сильно отстает от западно-европейских  стран и США, и ситуация со студентами ПГУ – лишнее тому подтверждение. На наш взгляд, именно система высшего профессионального образования должна восполнить пробелы в знаниях и указать учащимся на основные возможности сети, не столько с теоретической, сколько с практической стороны. В тоже время, логично было бы крупным финансовым Интернет-компаниям усилить информирование целевых аудиторий о своих финансовых продуктах, конкурентных преимуществах и выгодах использования их в современных условиях. Сеть Интернет – прекрасный работодатель, особенно для такой социальной группы как студенчество, поскольку для работы в сети Интернет зачастую не требуется специальных знаний и умений, есть масса вакансий с гибким графиком работы и сдельной системой оплаты труда. Изучение этой проблемы задача плавно вытекающая из результатов этой работы, однако и выходящая за ее рамки. Помимо этого необходимо всесторонне изучить социально-стратификационную структуру пользователей сети, поскольку даже внутри одной из групп конкретного слоя наблюдается неоднородность и социальной неравенство. Слои социально-стратификационной структуры не могут быть монолитными образованиями, они требуют детального изучения, это же касается суб-пространств сети Интернет.

Социология Интернета  – это по-прежнему Terra incognita социологии. И этому есть корректное объяснение. Фундаментальные исследования пока невозможны из-за стремительной трансформации, быстрого развития  самого объекта исследования. Необходимо успеть зафиксировать характерные черты новой сетевой реальности, зафиксировать знаковые изменения в сети, по которым можно определить некие вектора в будущее.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. – 2002. – № 3. – С. 133-140.
  2. Барышева О. В. Угрожает ли Интернет существованию библиотек? // Библиография. – 2002. – № 4. – С. 3-14.
  3. Батыгин Г.С. Социология Интернет: Наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 176-187.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
  5. Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века, Москва: Центр исследований постиндустриального общества (Библиотека журнала «Свободная мысль»), 2007
  6. Беляева И.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Томск, 2-4 декабря 2009 г. / СГПУПС, Фил. гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Сибирский гос. ун-т путей сообщ.», 2010
  7. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. – 2005. – № 12. с 55-63.
  8. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика: пер. с фр.; сост., общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005
  9. Бурдье П. Начала / П. Бурдье. – М.: Социо-Логос, 1994
  10. Бондаренко С.В. Некоторые аспекты стратификации в сетях межличностного общения // [электронный документ] (http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a5e102ea16ca4fe7c3256d57003f1ad9). Проверено 14.05.2010
  11. Бурдье П. Социология политики: [пер. с фр. Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко] — М.: Socio-Logos, 1993
  12. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов] - М.: РОССПЭН, 2006
  13. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в [пер. с англ. Е. Лалаян] - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010
  14. Войскунский А. Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. - М.: Акрополь, 2009
  15. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации  [Пер.: Тюрина И.] - М.: РГБ, 2009
  16. Головко Б.Г. Информационная социология: тематическая диспозиция // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 2. c 43-51.
  17. Давыдова Н.М., Тихонова, Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. – 2006. – № 2.
  18. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0 / Пер. с англ.; Под. ред. А.В. Евтюшкина и Ю.А. Кузьмина. – М.: Бизнес и компьютер, 1998
  19. Джамалипур А. Беспроводной мобильный Интернет: архитектура, протоколы и сервисы  [пер. с англ. под ред. В. К. Орлова] - М.: Техносфера, 2009
  20. Докторов Б.З. Российский политический Интернет // Петербургский журнал социологии. – 1999. – № 2.
  21. Гидденс Э. Социология [пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов] – М.: Эдиториал УРСС, 1999
  22. Гирич В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам // [электронный доступ] (old.nlb.by/mba/docs/4.pdf). Проверено 14.05.2010
  23. Ершова Т.В. Информационное общество и развитие России. // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 42-44.
  24. Журавлева Е.Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет // [электронный документ] (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/183975.html). Проверено 14.05.2010
  25. Журавлева Е.Ю. К определению сети интернет // Технологии информационного общества – интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. – СПб.: Изд-во филологического ф-та СПбГУ, 2000
  26. Залесский П. Измерение российской интернет-аудитории методом личных опросов / Тезисы выступления на конференции "Интернет-медиа XXI века" 3 марта 2000г. в Москве // [электронный документ] (www.comcon-2.com/Publication/web-vektor_3.htm). Проверено 14.05.2010.
  27. Замятин Д.Н. Образы путешествия: социологическое освоение пространства. // Социологические исследования. – 2002. – № 2. – С. 12-22.
  28. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.: Дело, 2002
  29. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые средства массовой информации. // Информационное общество. – 2001. – № 2. – С. 24-27.
  30. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  31. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие, – М.: Логос, 2000
  32. Карпов А.Е. Различение. Пространство в городе // Социологическое обозрение. 2001. Том 1. № 2. С. 58-71.
  33. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004
  34. Кастельс М. Информационная эпоха : микроформа Экономика, о-во и культура [Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана] Гос. ун-т. Высш. шк. Экономики М.: РГБ, 2004
  35. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»: 2000
  36. Кочетов А.Н. Влияние Интернета на развитие общества. // Информационное общество. 1999. № 5. С. 43-48.
  37. Лупанов В.Н. Интернет как объект социологического исследования (к вопросу о развитии социологической сети в Интернете, web-сети) // Информационное общество. 2001. № 1. С. 40-43.
  38. Луман Н. Реальность масс-медиа [пер. с нем. А. Ю. Антоновского] – М.: Праксис, 2005
  39. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. – М.: МИФИ, 2003
  40. Маркс К. Капитал : в общедоступной обработке Ю. Борхардта. сост., предисл. и прил. Ю. Борхардта ; пер. с нем. С. Алексеева  – М.: URSS, 2010
  41. Маркс К. Нищета философии – М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009
  42. Мостовая И.В. Российское общество. Социальная стратификация и мобильность. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995
  43. Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997
  44. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 2001
  45. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления  Гос. ун-т Высш. шк. Экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003
  46. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995
  47. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. с. 101-107.
  48. Сметанина-Болдвин Ю.В., Маслова Е.В. Интернет как информационное, языковое и социальное явление и его роль в глобализации и локализации мировых языков. // Вестник ВГУ. Серия: Журналистика. 2009. № 1. с. 76-89.
  49. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.· Политиздат, 1992
  50. Сорокин П. А.  Социальная и культурная динамика Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. Отношений [пер. с англ. В.В. Сапова] Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан, 2000
  51. Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. – М.: Academia : LVS, 2005.
  52. Соколова Г. М. Интернет-покупки: права покупателя. М.: Изд-во Омега-Л, 2009.
  53. Старостина Е. В. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма: вопросы и ответы. – М.: ЭКСМО, 2005
  54. Стегний В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества / В. Н. Стегний, Л. Н. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пермский гос. технический ун-т», Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2009
  55. Стребков Д.О. Социология Интернета // Экономическая социология (электронный журнал). – 2005. – Том 6. – № 2
  56. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2001
  57. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // [электронный документ] (mr.gfk.ru/ARTICLES/HTML/INETANDMR/inetandrmr.htm). Проверено 14.05.2010.
  58. Чугунов А.В. Исследования интернет-аудитории: мировой и российский опыт // [электронный документ] (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/184577.html). Проверено 14.05.2010
  59. Чугунов А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета – Междисциплинарный центр СПбГУ., 2000
  60. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», [под ред. Е.Е. Пронина]. – М.: «РИП-холдинг», 2002
  61. Шкаратан О. И.  Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. Гос. ун-т Высш. шк. Экономики М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006
  62. Информациональные производители как основные факторы развития новой экономики – М.: ГУ ВШЭ, 2007
  63. Ядов В.А. Социальный ресурс индивидов и групп как стратификационный критерий // Социологические исследования в социальной работе: Материалы методического семинара-практикума. – Нижний Новгород, ННГУ, 16-17 марта 2001 г. – Н. Новгород: НИСОЦ
  64. Янагида К. Философия истории. – М.: Прогресс, 1969

 

Ресурс сети Интернет

  1. http://www.ecsocman.edu.ru
  2. http://www.sol-agency.ru
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. Официальный сайт Университета Саутгемптона // [электронный доступ] (http://www.soton.ac.uk/). Проверено 08.06.2010.
  5. Официальный сайт Массачусетского технологического института // [электронный доступ] (http://web.mit.edu/). Проверено 08.06.2010.
  6. Официальный сайт Института Интернета Оксфордского университета // [электронный доступ] (http://www.oii.ox.ac.uk/). Проверено 08.06.2010.

 

Приложение 1

 

Программа  и инструментарий социологического исследования

 

Программа социологического исследования на тему «Социально-стратификационная структура студентов в Интернет-пространстве»

 

Методологический  раздел

 Обоснование проблемы:

Аудитория пользователей  сети Интернет в России относительно общего населения с 2008 года выросла с 27% до 33%78 и продолжает неуклонно расти. В приволжском федеральном округе это соответственно 21% и 29%.

По данным компании «Яндекс»79 Пермь в январе 2010 г. занимала второе место в России по уровню проникновения Интернета (без учета городов Федерального значения). В сети Интернет существует социальное расслоение, которое на текущий момент изучено очень слабо. В то же время, исследования крупных компаний, занимающихся изучением Интернета (Яндекс, Рамблер, Mail.ru) показывают, что российский сегмент сети Интернет принципиально и качественно, и количественно отличается от сегмента Интернета развитых стран (Западная Европа, США и Канада). В соответствии со всем вышесказанным нами была сформулирована следующая проблема: противоречие между развитием Интернета в России (Рунета) и слабой изученностью социального расслоения в Рунете, для которого нельзя применить стандарты и социальные законы других стран.

Объект: студенты дневных отделений высших учебных заведений г. Перми

Предмет: уровень использования ресурсов сети Интернет как критерий социальной стратификации в сети Интернет

Цель: Установить принадлежность студентов к различным стратам Интернет-пространства в зависимости от уровня использования Интернет-ресурсов

Задачи:

  1. Установить цели использования сети Интернет у студентов различных специальностей
  2. Выявить интенсивность использования сети Интернет у студентов различных специальностей
  3. Определить уровень Интернет-грамотности у студентов различных специальностей
  4. Охарактеризовать различия в социальных статусах Интернет-пространства студентов различных специальностей

 

Интерпретация основных понятий

Теоретическая интерпретация

Интенсивность использования сети Интернет – мера, отражающая время проведенное пользователем в сети Интернет за временной промежуток. В качестве временного промежутка будет использоваться одна календарная неделя.

Интернет-грамотность – совокупный уровень знаний, навыков работы в сети и осведомленности о её возможностях

Ресурс сети Интернет - любое условие или объект, находящийся внутри сети и позволяющий при простом использовании или преобразовании получить желаемый результат.

Социально-стратификационная  структура - понимается как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания собственностью, властью и социальным статусом.80

Социальное  пространство – это определенная, созданная в процессе коммуникаций, территория, которая «отражает условные границы, в пределах которых развертывается жизнедеятельность сообщества»81.

Интернет-пространство – особый вид социального пространства ограниченный распространением той части сети Интернет в которой могут вести деятельность рядовые пользователи.

Цель использования  сети Интернет – основные ожидания от работы в сети Инетернет присущие конкретному пользователю

Уровень использования  ресурсов сети Интернет – мера, отражающая эффективность и интенсивность пользования ресурсами сети Интернет согласно предложенной в исследовании интерпретации

 

Эмпирическая  интерпретация и операционализация

Ресурс сети Интернет

  1. Сайт

- коммуникативный

форумы (teron.ru),

социальные сети (vkontakte.ru),

сайты социального медиа (habrahabr.ru)

имэйджборды (demotivators.ru, 4chan.ru)

- информационный

Новостные порталы (rbc.ru, lenta.ru, polit.ru)

Блоги (kremlin.ru, chirkunov.livejournal.com, olegtinkov.livejournal.com)

Тематические (auto.ru, knifes.ru)

- сайт-сервис

интернет-магазины (ozon.ru),

поисковые системы (yandex.ru),

файлообменные сайты (ifolder.ru),

коммерческие сайты-сервисы (sape.ru и xap.ru, begun.ru)

  1. Сервис

- коммуникативный

skype,

icq,

irq,

электронная почта

- файлообменный

shareman

torrent

- финансовый

webmoney,

yandex-деньги,

программы класса «Интернетбанк» (Сберонлайн, Альфа-клик)

- государственный

контур-экстерн

электронное правительство

электронная регистратура

- специальный

metatrader 4

другие

Интернет-грамотность

Знания

Знания – сведения, имеющие потенциал полезного практического применения.

  1. Владение языками программирования и разметки текста (html, css, php, java) Каждый уровень включает предыдущий.
    • Знания начального уровня: базовые знания html и css. Уровень знаний достаточный для создания одностраничного сайта.
    • Знания продвинутого уровня: достаточные знания html и сss. Уровень достаточный для создания простого не динамического сайта.
    • Знания экспертного уровня: продвинутое владение html и css и специализированные знания в языках программирования php или java. Уровень достаточный для создания динамического сайта или составной части динамического сайта.
  1. Знания об устройстве сети и передачи данных (сети, провайдеры, протоколы TCP/IP и FTP) Каждый уровень включает предыдущий.
    • Знания начального уровня: общие сведения о локальных сетях и Интернет-соединении. Уровень достаточный для создания простой локальной сети и самостоятельного подключения к сети Интернет (через провайдера)
    • Знания продвинутого уровня: расширенное знание о локальных сетях, интернет-соединении и протоколах передачи данных. Уровень достаточный для самостоятельной настройки сложной локальной сети (Беспроводная маршрутизация, права доступа), беспрепятственной передачи файлов через Интернет от пользователя к пользователю
    • Знания экспертного уровня: специальные знания, характеризующиеся возможностью не столько пользоваться готовыми решениями, сколько создавать свои. Уровень достаточный для администрирования хостинг-аккаунта, создания собственной файлообменной сети, создания собственных программ закачек, проведения вардврайвинга.
  1. Знания об устройстве и назначении интернет-приложений (интернет-пейджеры, браузеры, менеджеры закачек) Каждый уровень включает предыдущий.

Информация о работе Социально-стратификационная структура российского Интернет-пространства