Социально-экономические факторы распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Проблемы распространения социально опасных болезней всегда интересовала социологов. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. Поэтому туберкулез и ВИЧ-инфекция (Вирус Иммунодефицита Человека) изучались с помощью разных подходов: структуралистского, структурно-функционального, а также с помощью теории конфликтов.

Содержание

Введение. С.3
Глава 1. Теоретико-методолгические аспекты изучения влияния социально-экономических условий на распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции в современном кыргызстанском обществе. С.13
§ 1.1. Изучение социальных болезней туберкулеза и ВИЧ-инфекции на основе теории аномии и социальной дезорганизации общества. С.13
§1.2. Место теории стигматизации и концепции «включенного-исключенного» в рамках теории референтных групп. С.25

Глава 2. Туберкулез и ВИЧ-инфекция в контексте социальных процессов современного кыргызстанского общества. С.40
§2.1. Экономические факторы: падение производства, безработица, низкий уровень жизни, удорожание цен на предметы первой необходимости. С.44
§2.2. Социальные причины: падение престижа семьи, утеря межличностных эмоциональных связей, рост асоциального поведения. С.53
§2.3. Социально-экономические последствия распространения социальных болезней ВИЧ-инфекции/СПИДа и туберкулеза как предмет исследования социологической науки. С.57
Заключение. С.67
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 635.50 Кб (Скачать)

     Неудивительно, что люди стараются скрыть стигму, о которой сами знают. Но это не означает, что скрывание стигмы, которое И. Гофман назвал "минованием" остается безболезненным для носителей стигмы. Удар, который стигма наносит по социальной идентичности личности и включенности человека в социальное взаимодействие, как правило, вызывает и серьезные изменения в поведении стигматизированного. Таким образом, возникает "замкнутый круг", когда девиантность становится следствием стигматизации.

     Стигма  обладает способностью влиять не только на отношение к человеку со стороны других людей, но даже на профессиональную оценку. Теории стигматизации подчеркивают относительность самого социального атрибута и чрезвычайную важность социального контекста, реакции общества на признак или поведения, которые оказываются решающими в определении девиантности и применения стигмы к девиантам.

     Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает.33 Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.

     Теория  приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в  котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами. В  центре внимания находиться также то, как индивид, определенный как девиант приспосабливается к мнению о себе как о таковом (принимает “ярлык девианта”).

     Девиантность  обычно появляется тогда, когда люди совершают поступки, не одобряемые большинством членов своей группы. Такие формы девиантности, как  ведение асоциального образа жизни или отказ от лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции, могут возникнуть из-за личных проблем, условий социальной ситуации, в которой оказался индивид или иных факторов.

     Сторонники  теории наклеивания ярлыков сосредоточились  на официальных и неофициальных агентах социального контроля и ярлыках, создаваемых и применяемых ими. Если девиантные ярлыки не были созданы агентами социального контроля, то в этом случае, вероятно, нет девиантности.

     Согласно  теории ярлыков, чтобы считать поведение  девиантным, оно должно быть охарактеризовано так, что социальные группы создают девиантность, составляя правила, нарушение которых означает девиантность, и применяя эти правила к отдельным людям и определяя их как аутсайдеров. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к “нарушителю”

     Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.

     Все теории стигматизации подчеркивают безусловную важность оценки поступка аудиторией - широким или узким  социальным окружением. Реакция на стигму усиливает и эффект, который  стигматизация оказывает на социальную идентичность человека. Это нередко приводит к установке вести себя в соответствии с выраженными в стигме социальными ожиданиями.34

     Первичная и вторичная девиантность. Когда девиантность рассматривается с точки зрения теории приклеивания ярлыков, отдельные индивидуальные девиантные действия не представляют особого интереса. Теория ярлыков не интересуется, почему прежде “честные” люди украли свой первый апельсин или первый раз солгали или напали на свою первую жертву. Такие первые, не организованные на чьем-либо примере, девиантные действия, называют первичной девиантностью.

     Теория  ярлыков, однако, главным образом  интересуется вторичной девиантностью, которая связана с формами девиантности, постоянно присущими индивидам и которые вынуждают их устраивать свою жизнь и личные отношения вокруг своего девиантного статуса. Это понятие в общественный науки ввел американский исследователь в области криминологии Э.Лемерт.35 Теория ярлыков фокусирует внимание на процессе, посредством которого индивиды оцениваются как преступники, а ярлык отрицает все другие определения себя самого.

     Приверженцы теории стигматизации утверждают, что  такое новое отклонение от нормы  инициируется враждебными реакциями  со стороны законодательных органов  и законопослушных граждан. Индивид  получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). Подобный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.36

     Теория  стигматизации, не концентрируя внимания на причинах совершения девиантных поступков, помогает понять, почему один и тот  же поступок может рас сматриваться как девиантный или нет в зависимости от ситуации и характеристик индивида, о котором идет речь. Многие сторонники теории стигматизации обратились к положениям теории конфликта, в первую очередь к существующему в обществе неравенству, чтобы понять, что является основой структуры социальных институтов, как составляются и проводятся в жизнь законы.

     Стигма, относящаяся к проблемам туберкулеза  и ВИЧ-инфекции, подразумевает предубеждения, дискредитацию, принижение и осуждение  людей с данной проблемой.

     Дискриминация больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных людей может быть явной или скрытой. Явная сказывается в открытом остракизме, когда от больного все отворачиваются, или когда официально, основываясь на норме права, больного человека лишают работы или возможности быть принятым на определенную работу. Скрытая дискриминация находит иные формы для социального неприятия и изоляции больных, которые открыто не связываются со стигмой как таковой. Например, человека, у которого в настоящем или был в прошлом диагноз туберкулеза или ВИЧ, не берут на новую работу, объясняя это тем, что его квалификация недостаточна; или человеку отказывают в сдаче квартиры, мотивируя это неожиданным приездом родственников.

     Наблюдения  и анализ научных материалов, полученных в ходе исследований, позволяют предположить, что в основании стигматизации лежит страх. Страх принадлежит к ряду понятий, имеющих сотни определений, которые практически почти невозможно проанализировать в силу их полисемантичности и многогранности.

     В психологии страх рассматривается  преимущественно как одно из эмоциональных состояний человека, аффектов, возникающих в качестве реакции на какое-то событие. "Страх является реакцией на опасность", – так определил его З. Фрейд в одной из своих работ. Любопытно, что в этом же очерке о страхе сам З. Фрейд ставит большее количество вопросов о природе страха, чем предполагает ответов.

     Итак, если страх есть некоторая реакция  на опасность, то какой должна быть опасность и ситуация в целом, чтобы вызвать эту реакцию? 
Нет сомнений, что страх в таком случае - состояние неприятное, и, следовательно, сознательно и бессознательно человек стремится к избавлению от страха, используя для этого разные способы психологической защиты. Стигматизация представляется проекцией разных видов страха, которые могут быть вызваны ассоциациями с болезнями, катастрофами.37

     Одной из наиболее часто используемых метафор  для описания пандемии ВИЧ-инфекции является метафора чумы. Чума - болезнь, вызывавшая панический страх, зафиксированный  в человеческой истории и культуре. Любая болезнь обладает способностью вызывать страх и желание ее избежать, но только немногие болезни вызывают страх такой глубины и интенсивности, как ВИЧ-инфекция.

     Другая  причина подобной интенсивности  страха болезни связана с прямой ассоциацией этого страха со страхом  смерти. Стигматизация людей, воспринимаемых как носителей опасности, ассоциированной со смертью, является средством защиты от этого страха. Другая причина стигмы заключается не в собственно смертельной опасности, а в напоминании о смерти при взаимодействии с людьми, чей конец представляется столь близким.

     Существует  ряд общих черт, свойственных людям, которые подверглись заболеванию  туберкулезом и ВИЧ-инфекции. Это  такие черты как слабое развитие самоконтроля, самодисциплины, низкая устойчивость к всевозможным воздействиям, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на фрустроирующие обстоятельства.

     Существуют  большое количество специфических  причин, объясняющие широкое распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции или алкоголизма, наркомании, проституции, преступности. Можно было бы ограничиться ссылкой на то, что девиантность имеет “причины”, общие для всех социальных явлений (процессов). В этом смысле рассуждал и М. Н. Гернет, предлагавший еще в 1926 г. “разглядеть за тысячью социальных причин преступности единую социальную причину— весь социально-экономический строй”.38

     Другой  концепцией, которая объясняет причины широкого распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции, и как туберкулез и ВИЧ влияют на жизнь больных и их близких, является концепция «включенности-исключенности». Разделение труда и его кооперация, развитие науки и производства привели к такому изменению ситуации во всем мире, когда субъектом деятельности на глобальных рынках товаров, технологий  и услуг становится фирма, транснациональная компания; в центре внимания оказывается при этом не отдельный  человек, а «коллективный субъект», группа в совокупности внутренних и внешних связей.

     Данная  концепция рассматривает включенность личности и индивида в различные социальные общности (от семьи до класса). Предпосылкой возникновения данной концепции была теория референтных групп, разработанная Робертом Мертоном.

     Открытие  феномена «референтной группы» принадлежит американскому социальному психологу Г.Хаймену, хотя социологи Ч.Кули в работе «Human Nature and the Social Order» (1902) и Дж. Мид в работе «Mind, Self and Society» первыми обратились к изучению данной проблематики. Однако те «намеки» на референтно-групповую теорию, которые можно встретить в категориях «зеркальное я», «значимые жесты других» оставались нераскрытыми еще целое поколение. Причиной этого заключается в том, что никто из ученых не решался изменить законченную теорию великих социологов. Таким образом, к теории референтных ученые вернулись лишь к начале 40-х годов. Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Социальные психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и следует, нормы и ценности которой он усваивает.39 Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя относит, которую принимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно окружает.

     Сам термин родился от английского глагола  «to refer», т.е. ссылаться на что-либо.

     Другой  американский социолог М.Шериф, с его  именем связано окончательное утверждение  понятия «референтная группа» в  американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами, которых соотносит свое поведение). В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

     Если  говорить о социологии, то ранние этапы  развития концепций референтной  группы изобилуют примерами, когда  отдельные события приковывают внимание социологов к таким сферам социального поведения, в которых модели референтно-группового поведения становятся очевидными. К таким социальным явлениям можно отнести ассимиляцию, вертикальную и горизонтальную мобильность и т.д.

     Позднее другими исследователями Р.Мертоном и Т.Ньюком понятие «референтная группа» была распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Информация о работе Социально-экономические факторы распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции в Кыргызстане