Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:25, дипломная работа
Проблемы распространения социально опасных болезней всегда интересовала социологов. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. Поэтому туберкулез и ВИЧ-инфекция (Вирус Иммунодефицита Человека) изучались с помощью разных подходов: структуралистского, структурно-функционального, а также с помощью теории конфликтов.
Введение. С.3
Глава 1. Теоретико-методолгические аспекты изучения влияния социально-экономических условий на распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции в современном кыргызстанском обществе. С.13
§ 1.1. Изучение социальных болезней туберкулеза и ВИЧ-инфекции на основе теории аномии и социальной дезорганизации общества. С.13
§1.2. Место теории стигматизации и концепции «включенного-исключенного» в рамках теории референтных групп. С.25
Глава 2. Туберкулез и ВИЧ-инфекция в контексте социальных процессов современного кыргызстанского общества. С.40
§2.1. Экономические факторы: падение производства, безработица, низкий уровень жизни, удорожание цен на предметы первой необходимости. С.44
§2.2. Социальные причины: падение престижа семьи, утеря межличностных эмоциональных связей, рост асоциального поведения. С.53
§2.3. Социально-экономические последствия распространения социальных болезней ВИЧ-инфекции/СПИДа и туберкулеза как предмет исследования социологической науки. С.57
Заключение. С.67
Список литературы:
В качестве основной теоретико-методологической базы используется социологическая теории девиации: теория аномии и стигматизации, а также концепция включенности-исключенности из общества.
Цель дипломной работы в данном случае является изучение и выявление социально-экономических факторов, влияющих на распространение ВИЧ-инфекции и туберкулеза.
Для достижения вышеназванной цели требуется выполнение следующих задач:
Данная
дипломная работа состоит из плана,
введения, 2 глав, списка литературы и 5
приложений. Первая глава носит название
Глава 1. Теоретико-методолгические аспекты
изучения влияния социально-экономических
условий на распространение туберкулеза
и ВИЧ-инфекции в современном кыргызстанском
обществе. Она состоит из двух параграфов.
Вторая глава имеет название Глава 2. Туберкулез
и ВИЧ-инфекция в контексте социальных
процессов современного кыргызстанского
общества. Вторая глава состоит из трех
параграфов.
Глава 1. Теоретико-методолгические аспекты изучения влияния социально-экономических условий на распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции в современном кыргызстанском обществе.
В настоящее время общественные науки выработали множество объясняющих теорий, которые смогли бы объяснить, почему люди заболевают такими заболеваниями как туберкулез и ВИЧ-инфекция. Данная дипломная работа написана в рамках конфликтологической парадигмы.
Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членам общества, часто в ущерб другим. Теория конфликта особо подчеркивает неравенство в распределении власти и богатства в обществе. Теоретики конфликта марксистской школы рассматривают неравенство, как порождение капиталистической экономики. Однако ученые других школ отмечали, что неравенство в распределении власти и привилегий существуют во всех обществах, независимо от типа экономики или политического режима.
Изучая туберкулез и ВИЧ-
§ 1.1. Изучение социальных болезней туберкулеза и ВИЧ-инфекции на основе теории аномии и социальной дезорганизации общества.
На протяжении всего исторического развития различные общества проходили через состояния кризисов и дезорганизаций, которые нарушали сложившийся порядок, подрывали стабильность социума, разрушали его систему норм и ценностей. Среди социологических теорий, позволяющих глубже понять социальные процессы, связанные с эпидемией ВИЧ/СПИДа и туберкулеза особого внимания заслуживают социологические концепции девиантности. Социальные теории девиации в отличие от биологических и психологических объясняют девиантные поступки с точки зрения несовершенства социальных групп или самого общества в целом.
Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или в социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Социологи выделяют разные формы девиантного поведения, такие как пьянство и алкоголизм, преступность, наркомания, агрессивное поведение в семье, суициды.
На постсоветском пространстве понимание девиантного поведения немного смещается. Известный обществовед Кармадонов О.А. обращает внимание на то, что некоторые типы «классического» девиантного поведения фактически не являются таковыми в современной России, потому что они: а) есть глубоко-историческая традиция или б) переопределены с помощью новых культурных образцов методично индуцируемых на массовое сознание. Такого рода «перекодирование» является отражением глобального процесса культурной трансформации в России.7 Приведенная точка зрения показывает, что существуют разные позиции в обсуждении данного вопроса. Кыргызстану осталось в наследство от Советского союза восприятие и старые поведенческие установки людей, поэтому можно предположить, что в кыргызстанцы очень схожи в своем поведении с российским обществом. Нас связывает отрезок истории, который создал определенное советское сознание. В рамках данной дипломной работы, болезни туберкулез и ВИЧ-инфекция рассматриваются как отклонение от общественных норм, то есть как девиация. Чтобы дать объяснение данному феномену мы попытаемся рассмотреть туберкулез и ВИЧ-инфекцию на основе теории аномии и социальной дезорганизации.
Многие ученые считают, что аномию можно определить как форму социальной патологии. Негативные формы девиаций (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, туберкулез, ВИЧ-инфекция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом. Патология (производное от двух греческих слов страдание, боль, болезнь и изучение) – отклонение от нормального состояния или процесса развития.8 Данный термин изначально применялся в медицине. Но позже стал широко использоваться для обозначения каких-либо отклонений от норм обществоведами. Можно утверждать, что все общепризнанные дефиниции аномии очень точно характеризуют и подходят к реалиям кыргызстанского общества.
Аномия – (от франц. слова anomie – беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, о существовании обязывающих норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Эмиль Дюркгейм. Эмиль Дюркгейм – выдающийся французский социолог, один из создателей позитивной социологической теории, родился в религиозной еврейской семье. В студенческие годы увлекался философией И. Канта, а затем социологическим учением О.Конта. Значительное влияние на формирование его как исследователя оказали идеи Монтескье, Руссо, Спенсера.9 Он является одним из основоположников французской социологической школы, профессор Сорбонны, провел ряд серьезных исследований общественных процессов. Его научные труды отличались глубиной и оригинальностью.
Дюркгейм внес значительный вклад в социальную теорию, разработав свою концепцию «коллективного сознания», или «коллективной совести». В соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» (термин, заимствованный из физики) преобразуется с развитием общества в «органическую солидарность» (в этом нашло проявление влияния биологии), обладая которой индивиды осознают социальные ценности и реагируют на них. Главная идея Дюркгейма заключается в том, что общество основано на солидарности людей. Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность.
Социология, по мнению Дюркгейма, является наукой об этой солидарности, ее основах, причинах ослабления и способах укрепления.
Дюркгейм считал, что современная ему Франция была обществом с ослабленной солидарностью, то есть больным обществом.
Он рассматривал процесс аномии в контексте эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного обществ. Понятие «аномии» впервые сформулировано Э.Дюркгеймом еще в своей первой книге «О разделении общественного труда», которая появилась на свет в 1983 году. Дальнейшее развитие понятие «аномии» получило в его произведении «Самоубийство. Социологический этюд» в 1987 году.
В этом фундаментальном труде Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа «Самоубийством называется каждый смертельный случай, который опосредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах».10
Изучая зависимость самоубийств от исторических условий и социальных обстоятельств, Дюркгейм выделяет три типа – эгоистические, альтруистические и аномийные. К эгоистическим самоубийствам он относит те случаи, когда определяющую роль играют сугубо личные мотивы, а коллективные ценности, общественные приоритеты отступают на задний план перед приоритетами индивидуального «эго».11 Самоубийства такого рода чаще всего свидетельствуют об утрате личностью прочных связей с социальным окружением. Ведущими причинами оказываются индивидуализм и самоизоляция личности от социального окружения. Альтруистические самоубийства представляют собой в определенном смысле противоположность эгоистических самоубийств. Их основаниями являются не разрывы социальных связей между индивидуальным «я» и общественным окружением, а, напротив, прочная интегрированность в социальную группу, когда индивид и не пытается вообразить себя автономной, самодостаточной единицей. Не видя смысла жизни за пределами своей общности, он готов ради нее пожертвовать собой, собственной жизнью, если начинает понимать, что обременяет ее. Дюркгейм ставит в один ряд архаические обычаи ритуальных самосожжений жен на могилах мужей, самозаклания рабов после смерти хозяина, а также самоубийства бессильных стариков и безнадежных больных.12 Такое самопожертвование можно наблюдать у больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, ВИЧ-инфекция, перетекает в СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита)
Третьему виду самоубийств, которое Дюркгейм называет аномийным, уделяется наибольшее внимание. Социолог считает его характерным проявлением кризисного состояния цивилизационного общества. Он считал главной причинной самоубийств явление, названное им аномией.
Аномия
– общественное состояние, которое
характеризуется разложением
В условиях социальной аномии, когда кризис охватывает все сферы общественной жизни, экономику, политику, области морально-правовой регуляции и нарушается обычная сбалансированность в функционировании социума, люди становятся более уязвимыми, утрачивают обычную устойчивость ценностных ориентаций. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила и нормы играют важную роль в регуляции жизни людей, однако во время кризиса или радикальных изменений людей жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальные нормы, в результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Увеличивающаяся пропасть между богатством и бедностью, невозможность успешно решать свои самые насущные проблемы, способствует росту числа заболеваний туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.