Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:25, дипломная работа
Проблемы распространения социально опасных болезней всегда интересовала социологов. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. Поэтому туберкулез и ВИЧ-инфекция (Вирус Иммунодефицита Человека) изучались с помощью разных подходов: структуралистского, структурно-функционального, а также с помощью теории конфликтов.
Введение. С.3
Глава 1. Теоретико-методолгические аспекты изучения влияния социально-экономических условий на распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции в современном кыргызстанском обществе. С.13
§ 1.1. Изучение социальных болезней туберкулеза и ВИЧ-инфекции на основе теории аномии и социальной дезорганизации общества. С.13
§1.2. Место теории стигматизации и концепции «включенного-исключенного» в рамках теории референтных групп. С.25
Глава 2. Туберкулез и ВИЧ-инфекция в контексте социальных процессов современного кыргызстанского общества. С.40
§2.1. Экономические факторы: падение производства, безработица, низкий уровень жизни, удорожание цен на предметы первой необходимости. С.44
§2.2. Социальные причины: падение престижа семьи, утеря межличностных эмоциональных связей, рост асоциального поведения. С.53
§2.3. Социально-экономические последствия распространения социальных болезней ВИЧ-инфекции/СПИДа и туберкулеза как предмет исследования социологической науки. С.57
Заключение. С.67
Список литературы:
Дюркгейм считает, что в основе аномийного состояния лежит осознание неразрешимости противоречия между притязаниями индивида и невозможностью их реализации для большинства людей. Необходимое условие аномии – расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Дюркгейм говорил о том, что аномии сопутствуют нормативный ваакум. Он полагал, что именно в состоянии аномии таится наибольшая опасность для общества. В современном Кыргызстане, который стал суверенным государством 31 – августа 1991 года. После распада Советского Союза и объявления независимости Кыргызстан ждал непростой период. Стала рушиться экономика, возникли тяжелые продовольственные трудности. Авторитет власти на всех уровнях был подорван. Наступивший в декабре 1991 года развал Союза Советских Социалистических Республик был воспринят на местах болезненно. Советская идеология потеряла свою актуальность. Первая Конституция Кыргызской Республики мало чем отличалась от Конституции введенной еще в Советское время. Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
Когда личность предоставлена самой себе, над ней не довлеют социальные императивы, она не ощущает себя частью целого и ее свобода не уравновешивается ни внешними, ни внутренними дисциплинарными факторами, это создает атмосферу, где активно распространяется туберкулез и ВИЧ-инфекция. Данные болезни можно отнести к девиации деструктивного характера, так как данные болезни имеют эпидемиологический характер, и уносит множество жизней.
Кроме
социально-экономической
Для Дюркгейма рост количества самоубийств в условиях аномии представляет собой проявление социальной патологии, возникающей, в свою очередь из-за недостаточной интегрированности индивидов в коллективное целое социальных общностей. В нашем случае, мы рассматриваем туберкулез и ВИЧ-инфекцию как социальную патологию, это позволяет нам говорить о том, что процент заболеваемости этими болезнями в среднем устойчивая величина, которая меняется в зависимости от того в каком состоянии находятся «коллективная душа», коллективное сознание и коллективное бессознательное данной общности на данном этапе ее исторического пути.
В оригинальной монографии Дюркгейма, посвященной проблеме самоубийств, проведен автором анализ состояния дезорганизации общества, или аномии. Исследование данного социального феномена было одним из главных научных достижений великого ученого.
Эмиль Дюркгейм – социолог в высшей степени исторический, поскольку все его исследования были включены в современный проект, состоящий в том, чтобы посредством научного анализа способствовать разрешению кризиса, определенного как «моральный», который на его глазах потрясал европейские общества до самого основания.13 По его мнению специфическим предметом социологии являются «социальные факты», которые способны действовать, думать, чувствовать, они - внешние по отношению к индивиду, они могут обладать принудительной силой. «Их нельзя спутать с органическими и психическими феноменами, пребывающими в индивидуальном сознании и действующими посредством него». «Социальный фактор определяет и трансформирует неопределенную материю индивидуального, - полагает Дюркгейм. – Такие психические состояния, как религиозность, сексуальная ревность, сыновняя преданность, отцовская любовь суть не просто изначальные наклонности человеческой природы, они продукт коллективной организации.…Почти все, существующие в индивидуальном сознании исходит от общества».14 Социальные факты, изучаемые социологией, делятся на нормальные, представляющие «наиболее общие формы», и «патологические», являющиеся отклонением от первых.
При аномийной ситуации, когда отсутствуют социальные правила, законы, в обществе, где господствуют противоречивые, неупорядоченные и неэффективные законы. Даже когда сохраняются группы, солидарность в таком обществе утрачивается, и индивид не имеет точки опоры. Аномия – состояние максимального социального беспорядка – часто сопутствует тяжелым экономическим кризисам, эти периоды отмечены резким ростом случаев заболевания туберкулезом и ВИЧ-инфекции. Именно с крушением былого порядка можно связать быстрый темп распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции в обществе. Очень высок показатель заболеваемости среди одиноких, бездетных и разведенных людей, что также свидетельствует о дефиците интегрирующего фактора.
Предпосылкой цельной , неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество.
Рассмотрим сущность аномии. В период общественной стабильности, существующий общественный порядок в большей мере основывается на:
Последним Дюркгейм придавал особое значение, считая, что авторитет коллектива в значительной мере зависит от авторитета традиций. Живым выражением традиций он считал стариков. Уважение к старикам – показатель уважения к традициям, а соответственно и индикатор прочности общественных устоев.
У Дюркгейма аномия - следствие неполноты перехода общества от одного состояния к другому, а именно от механической солидарности к органической, когда старые институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы.15 Социальные и экономические нововведения, которых становится сейчас все больше - как результат прогрессирующего разделения труда, - появляются на свет, не получив морального оправдания и моральной опоры в коллективном сознании. Люди не успевают привыкнуть к одному, как на свет рождается другое.
В период стабильности закон является для человека не в виде грубого давления материальной среды, а в образе высшего, и признаваемого им за высшее, коллективного сознания. Все эти интегрирующие факторы формируют внутреннюю целостность общества, его единство, сглаживают противоречия между его членами. Именно в дезорганизации, отсутствии солидарности Дюркгейм усматривает источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений. В этой связи особое внимание он уделяет анализу социальной дезорганизации (или аномии) как фактору, генерирующему различные негативные социальные явления, в том числе преступность и распространение туберкулеза и ВИЧ-инфекции. «В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период бескомпромиссных, но слишком внезапных социальных преобразований, — общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека... Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того, чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные сами себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной. Никто не знает точно, что возможно и что не возможно, что справедливо и что не справедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все... Те принципы, на основании которых члены общества распределяются между различными функциями, оказываются поколебленными... Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдержать индивидуальных аппетитов; эти последние не знают более такой границы, перед которой они вынуждены были бы остановиться...
Общее
состояние дезорганизации, или аномии,
усугубляется тем фактом, что страсти
менее всего согласны подчиниться дисциплине
именно в тот момент, когда это всего нужнее».
Дюркгейм утверждал: абсолютная аномия, или полное отчуждение от нравственных норм, фактически невозможны потому, что общество, по определению, есть нормативная система. Если люди не подчиняются одним норма, то это означает, что они подчиняются в этот момент другим.16
Отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями.17
В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от него общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. «Старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации, а также как следствия новых случаев заболеваний туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.
Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.18
Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США.
Роберт Кинг Мертон (р.1910) – американский социолог. Получил образование в Гарвардском университете. На протяжении почти тридцати лет был профессором Колумбийского университета. Избирался президентом Американской социологической ассоциации.
Его основные труды: «Наука, технология и общество в Англии семнадцатого века» (1938);»Массовое убеждение» (1946); «Социальная теория и социальная структура» (1949); «На плечах гигантов» (1965); «О теоретической социологии» (1967); «Социальная теория и функциональный анализ» (1969); «Социология науки) (1973); «Социальная амбивалентность и другие очерки» (1976) и др.19
Роберт Мертон внес значительный вклад в развитие теории дезорганизационных процессов в социальных системах. Он попытался использовать категорию аномии применительно к процессам, происходящим в сознании субъектов, чье социальное поведение отклоняется от норм морали и права.
В соответствии с теорией аномии Р.Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.20
Мертон отталкивается от распространенного предположения, будто стремление к неподчинению, нарушениям социальных норм коренится в самой человеческой природе. Ему оно представляется несостоятельным в силу того, что существует множество условий внебиологического характера, которые провоцируют человека на асоциальные действия.
Анализируя
социологический смысл
Отношения между рубриками
Рассматривая американское общество, Мертон отмечал, что для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.23