Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:52, контрольная работа
Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.Семьи, возлагаемые материями, не похожи друг на друга.Одиночное материнство в настоящее время-четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение.Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелем и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т.д.
Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы
Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?
Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.
Следующий вид неблагополучных семей – криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.
«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей , отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»1
Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
Также можно выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »2
В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.
Беличева
С.А. в своей работе «Основы превентивной
психологии» высказывает и
а на первый
выдвигаются другие институты социализации,
оказывающие неблагоприятное
Таким образом,
получается, что семейные конфликты
и насилие в семье, эмоциональный
разлад и рассогласование семейных
ролей, пьянство и наркомания, неправильное
воспитание и замкнутость родителей на
своих проблемах – все это физически и
психически калечит детей.
2.3
Правовые основы
социальной работы
с семьей
В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.
Другим значительным
нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые
отношения в работе с семьей и
детьми является Федеральный закон
«Об основах социального
Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.
Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.
Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.
Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 – 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.»1
В настоящее
время происходит становление нормативно-
Одной из приоритетных
задач является создание и укрепление
специализированных учреждений, которые
оказывают помощь семье, детям, подросткам.
2.4
Помощь семье и
детям в решении
возникших трудных
жизненных ситуаций
Во-первых для начала нужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация – это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно.
Причины, вызывающие такую ситуацию, весьма разнообразны. Например,
В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная работа» выделяет следующие причины:
экономические
(возникает у большинства
асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);
психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);
медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);
неполнота семьи.
По этому
для решения таких проблем
нужно вмешательство
Со стороны государство осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)».
Эту деятельность по отношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.
Сейчас в нашей стране большое распространение приобретают центры социально-психологической помощи семье и детям.
Н.В. Кузнецова
в учебном пособие под
Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
оказание срочной материальной помощи;
содействие в трудоустройстве и получении профессии;
организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;
содействие в посещении детьми культурных мероприятий;
содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
содействие в организации быта и питания остронуждающихся.
Социально-правовые услуги:
помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;
содействие в предоставление социальных выплат;
правовая защита личных интересов детей;
правовое просвещение.
Социально-реабилитационные услуги:
организация
психолого-медицинско-
социальный
патронаж несовершеннолетних, допускающих
асоциальное поведение и
составление индивидуальных коррекционных программ.
Психологические услуги:
психодиагностика и обследование личности клиента;
психопрофилактика и психогигиена;
психологическое
вмешательство в кризисных
коррекция отношений и поведения;
развития
навыков эмоциональной
организация посреднических услуг.
Педагогические услуги:
консультативная помощь родителям и детям;
содействие культурно-досуговой деятельности детей;
обучение
родителей приемам организации
игровой и учебной
Социально-медицинские услуги:
содействие
в направлении в стационарные
медицинские наркологические
организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни.
Социальный работник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.
Социальную работу с криминально-аморальными семьями из-за острого социального неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.
Для работы с асоциально-аморальными семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.
В работе с конфликтными семьями, в которых отношения супругов хронически осложнены и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.
Педагогически
несостоятельные семьи
Информация о работе Социальное неблагополучие в неполной семье