Социальное неблагополучие в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.Семьи, возлагаемые материями, не похожи друг на друга.Одиночное материнство в настоящее время-четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение.Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелем и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

  Семья, в  которой к ребенку относятся  излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним  сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают  высокие нравственные нормы и  воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

  Семьи, в  которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

  Следующий вид неблагополучных семей –  криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

  «Наибольшую опасность по своему негативному  воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей , отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»1

  Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

  Также можно  выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »2

  В таких  случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

  Беличева  С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,

  а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие  на ребенка.

  Таким образом, получается, что семейные конфликты  и насилие в семье, эмоциональный  разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей. 

  2.3 Правовые основы  социальной работы  с семьей 

  В 7 статье Конституции  Российской Федерации говорится, что  «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

  Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и  детьми является Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

  Также большое  значение в социальной поддержки  семьи играют указы Президента, в  которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

  Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

  Другим таким  актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

  Также существует федеральная целевая программа  «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 – 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.»1

  В настоящее  время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи  и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»2

  Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые  оказывают помощь семье, детям, подросткам. 

  2.4 Помощь семье и  детям в решении  возникших трудных  жизненных ситуаций 

  Во-первых для  начала нужно определить, что такое  трудная жизненная ситуация. В  Федеральном законе «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная  ситуация – это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно.

  Причины, вызывающие такую ситуацию, весьма разнообразны. Например,

  В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная  работа» выделяет следующие причины:

  экономические (возникает у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в  составе есть инвалиды, семьи безработных);

  асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);

  психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);

  медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);

  неполнота семьи.

  По этому  для решения таких проблем  нужно вмешательство специалистов. Задачей которых является укрепить семью, а в некоторых случаях  и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется «социальной поддержкой». «Социальная поддержка – это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе.»Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

  Со стороны  государство осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей  работе «Словарь социальной работы»  определяет социальное обслуживание как  «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)».

  Эту деятельность по отношению к семье и ребенку  осуществляет система, которая имеет  много уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.

  Сейчас в  нашей стране большое распространение  приобретают центры социально-психологической помощи семье и детям.

  Н.В. Кузнецова  в учебном пособие под редакцией  Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых  в таких центрах:

  Социально-бытовые  услуги, материальная и натуральная помощь:

  оказание  срочной материальной помощи;

  содействие  в трудоустройстве и получении  профессии;

  организация мероприятий по привлечению средств  для оказания адресной социальной помощи;

  создание  при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;

  содействие в посещении детьми культурных мероприятий;

  содействие  в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

  содействие  в организации быта и питания  остронуждающихся.

  Социально-правовые услуги:

  помощь в  написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;

  содействие  в предоставление социальных выплат;

  правовая  защита личных интересов детей;

  правовое  просвещение.

  Социально-реабилитационные услуги:

  организация психолого-медицинско-педагогического  обследования;

  социальный  патронаж несовершеннолетних, допускающих  асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

  составление индивидуальных коррекционных программ.

  Психологические услуги:

  психодиагностика  и обследование личности клиента;

  психопрофилактика и психогигиена;

  психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

  коррекция отношений и поведения;

  развития  навыков эмоциональной саморегуляции;

  организация посреднических услуг.

  Педагогические  услуги:

  консультативная помощь родителям и детям;

  содействие  культурно-досуговой деятельности детей;

  обучение  родителей приемам организации  игровой и учебной деятельности.

  Социально-медицинские  услуги:

  содействие  в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том  числе детей;

  организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового  образа жизни.

  Социальный  работник должен правильно подобрать  метод работы с неблагополучной  семьей.

  Социальную  работу с криминально-аморальными  семьями из-за острого социального неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.

  Для работы с асоциально-аморальными семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

  В работе с  конфликтными семьями, в которых  отношения супругов хронически осложнены  и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

  Педагогически несостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям  проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка. 

Информация о работе Социальное неблагополучие в неполной семье