Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:52, контрольная работа
Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.Семьи, возлагаемые материями, не похожи друг на друга.Одиночное материнство в настоящее время-четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение.Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелем и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т.д.
Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы
Другой формой помощи была мирская помощь. Например ребенку-сироте назначали «общественных родителей», которые брали его на прокорм.
На более поздних этапах развития Руси, незадолго до принятия христианства, начинает оформляться институт вдов. Ранее вдовы, после смерти мужа, были обязаны последовать вслед за ним. Теперь же они выделялись как особые субъекты. Они обмывали и одевали умерших, а в качестве дара получали вещи умершего, а община предоставляла им землю.
«Не менее древний обычай – хождение за «навалным». Он состоял в том, что нуждающейся семье оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.»1
В X – XII веках, после принятия Русью христианства, формируются новые виды поддержки нуждающихся семей и детей. Появляется княжеское попечительство и церковно-монастырская благотворительность. Монастыри выступали как органы контроля в семейных отношениях. Они рассматривали развод, кражи невест, конфликты между мужем и женой, выступали мерой наказания для женщин, которые ссылались туда за неверность.
В XV веке появляются церковные грамоты в которых говорится, что вдовам, чьи мужья погибли на государственной службе, полагается выплата денежного и хлебного оброка и обработка пашни.
В XIV – XVII формируется
система государственной
Во время правления Петра I система помощи нуждающимся проходит ряд преобразований. Только с 1706 года начинают призревать детей и вдов служащих людей, но социальная политика в отношении этой категории проводится по остаточному принципу. В губерниях начинают строить “сиротские дома”. При церквях организовывались школы для детей, в том числе и бедных, в которых обучали арифметике, письму, чтению. Издается Указ о запрете убийства незаконнорожденных детей.
Начинае развиваться
благотворительность. В 1796 году императрица
Мария Федоровна берет на себя
руководство над
“В общественной
практике складываются государственные
подходы к проблемам
Более динамична стала развиваться социальная помощь семье в конце XIX – начале XX века. “В 1913 году к особым учереждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призваным распростронять по уходуза младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году с целью призрения сельских сирот учреждается Романовский комитет.”2 Были организованы “бесплатные колыбельни”,убежища, ясли для детей, родители которых разных забот оставляют их одних. Впервые начали презреваться дети, чьи родители погибли в войнах.
После революции 1917 года начинается формирование основ системы социального обеспечения населения. Создается Народный комисариат государственного призрения, начинается упразднение существующих органов помощи, которые заменяются отделами, занимающимися той или иной проблемой. Так в январе 1918 года открывается отдел по охране материнства и детства.
Для семей, чьи кормильцы ушли на фронт выдаются пайки. Законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения: беременными и роженицам, семьям призванных на флот и в армию, семьям погибших на войне выплачивались пособия.
В 90-х годах
ХХ века в России сложилась неблагоприятная
социально-экономическая
В настоящее
время происходит формирование новой
системы социального
Глава 2.
Социальная работа с
неблагополучными семьями
2.1
Ребенок в неблагополучной
семье
Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.» Отсюда можно сделать вывод о том, что неблагополучная семья – это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.
По данным сайта http://infoart.iip.net на октябрь 2003 года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс. подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.
В связи с этим дети из таких семей чаще других попадают в группу риска. «Дети группы риска – та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.»1
Существует множество причин, из-за которых ребенок может попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:
Асоциальное поведение родителей, пьянство;
Устройство на квартире родителями притонов;
Сексуальное развращение собственных детей;
Убийство одного из родителя собутыльниками или другим родителем на глазах у ребенка;
Пребывание одного из родителей в тюремном заключении;
Лечение одного из родителя от алкоголизма, психического заболевания;
Жестокое обращение с детьми;
Оставление одних малолетних детей без пищи и воды;
Отсутствие постоянного места жительства;
Побеги из дома, конфликты со сверстниками и многие другие причины.
Чаще всего невозможность проживания ребенка в семье происходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности. Длительное воздействие таких совокупностей приводит к психическим и физическим нарушениям у ребенка. Происходит нарушение социализации личности ребенка.
Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственными родителями. «Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить свою жизнь.»1
Чаще всего, неблагополучная семья является результатом того, что родители будучи детьми воспитывались в подобных условиях жизнедеятельности. Родительское поведение откладывается в детской психике, на бессознательном уровне, еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем человек воспроизводит поведение родителей в своей семье.
Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляются дети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы.
«Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные
дети – дети, которые не имеют
родительского или
Дети-беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.»1
Поведение
детей из неблагополучных семей
нередко противоречит общественным
правилам и нормам. Для этих детей не
среди взрослых, не среди сверстников
нет авторитетов. Во взрослом возрасте
они более других склонны к правонарушениям.
2.2
Виды неблагополучных
семей
Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.
Наиболее
сильным фактором, который вызывает
дисфункцию семейных отношений и
мешает семье выполнять свои функции,
а также наносит психики
У родителей-алкоголиков
в большинстве рождаются
У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.
Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.
Еще один вид неблагополучной семьи – это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.
В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:
Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.
Гиперопека
Скрытая
Явная
В этом случае
ребенка стараются защитить от всех
возможных и невозможных
Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.
Информация о работе Социальное неблагополучие в неполной семье