Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Определить потенциальные возможности социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;
2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с
неблагополучной семьёй;

Работа содержит 1 файл

неблаг. семьи.docx

— 56.20 Кб (Скачать)

Введение

 

Общеизвестен факт, что семья  является самым главным институтом социализации, через который ребенок  усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и  навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни  в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности  ребенка, к которым относятся:

  • физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.);
  • потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.);
  • потребность в любви и уважении.

Однако далеко не всегда семья выполняет  жизненно важные для развития и социального  становления ребенка функции. Такие  семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей  обычно относят:

  • семьи с низким материальным достатком;
  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни;
  • семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).1

Какими бы факторами ни было обусловлено  неблагополучие семьи, оно в той  или иной степени негативно сказывается  на развитии ребенка. Подавляющая часть  проблем, возникающих у детей  в процессе социализации, имеет корни  именно в неблагополучии семьи. Поэтому  одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические  или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем  семьи, невозможно и не имеет смысла.

Оказание своевременной и действенной  помощи неблагополучным семьям в  решении социально – педагогических проблем, требует комплексного систематизированного подхода,  поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, а также изучать и осваивать новые технологии в работе с данной категорией семей. Использование социально-педагогических технологий в работе с неблагополучными семьями позволяет специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику в данной конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои функции.

Принимая во внимание всё выше сказанное, темой выпускной квалификационной работы выбрана: «Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями».

Объект исследования: Социально – педагогические технологии в работе с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: Образовательный тренинг как наиболее перспективная технология работы с неблагополучной семьёй.

Цель исследования:

Определить потенциальные возможности  социально - педагогических технологий разного уровня в работе с неблагополучными семьями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты  семейного неблагополучия;

2. Изучить оптимальные технологии  разного уровня в работе с 
    неблагополучной семьёй;

3. Определить потенциальные возможности образовательного тренинга как локальной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями в условиях клуба «Семья». Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам семейного неблагополучия. Здесь рассматриваются понятие, причины семейного неблагополучия и его влияние на социализацию ребенка. Теоретическая часть основана на трудах М. А. Галагузовой, М. М. Плоткина, Д. П. Дербенева и др.

Во  второй главе работы раскрываются технологические  аспекты работы социального педагога с неблагополучными семьями на основе анализа проекта профессора Ю. Н. Галагузовой.

Третья глава посвящена потенциалу образовательных тренингов в  работе с одной из категорий неблагополучных  семей – педагогически несостоятельных. А также рассматриваются возможности  использования тренингов как  локальной технологии в работе клуба  «Семья» МОУ СОШ №1.

Предложенная работа будет интересна  социальным педагогам и работникам, осуществляющим свою деятельность с  семьёй, а также студентам, овладевающим специальностью «Социальная педагогика».

 

Глава I Теоретические аспекты семейного неблагополучия

1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия

Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия.1

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой – либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на них функциями, их адаптивные способности  существенно снижены, процесс семейного  воспитания ребенка протекает с  большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но порой даже внешне благополучные по многим параметрам семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся к разряду неблагополучных, если имеются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

 Типы  семейного неблагополучия:

конфликтная — семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение;

аморальная — характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная — с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром;

асоциальная — в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

 Причины возникновения семейного неблагополучия

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  • макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;   
  • психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, здесь не рассматривается вследствие их особой специфики.2

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны следующие:

  • падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей.
  • сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
  • нерешенная жилищная проблема; 
  • дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
  • резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
  • усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.3

Анализ  психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Это нежелательное явление в сфере внутрисемейных отношений имеет свои истоки. В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные социальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь еще более углубляются.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что главная их задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание- дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или даже отказываются от них. В некоторых случаях безнадзорный ребенок просто уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания сверстников с аналогичной судьбой.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.1

Отсутствие или недостаток в  семье эмоционального и доверительного общения родителей (прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

Семейное неблагополучие и его  негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр аномалий у детей, как в их психике, так и в поведении. Провоцирующими и стимулирующими факторами семейных конфликтов выступают пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость, в отношениях между супругами и в их отношении к детям.

1.2. Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей.

  Как правило, семья становится  неблагополучной под влиянием  многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от низкого уровня культуры родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их некомпетентности (см. Приложение № 1).

В педагогически  несостоятельных семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. Вначале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.

Причины аномальных явлений в таких семьях различны. Среди них — нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности ребенка, когда процесс воспитания направлен не на него, а как бы мимо. Нередко воспроизводятся ситуации, в которых воспитывались сами родители. Повторяются ошибки: излишняя опека, ничем не оправданные ограничения, непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и др.

Рассогласование во взаимоотношениях с ребенком становится источником возникновения конфликта в семье в целом. Родители или объединяются для ведения "войны" с собственным "чадом", или, пытаясь свалить вину за все неприятности, связанные с ним, друг на друга, начинают взаимные обвинения. Это, в свою очередь, нередко становится причиной распада семьи. Недаром социологи фиксируют пики разводов именно в тех семьях, где дети достигли подросткового возраста.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями