Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа
Сегодня, при переходе к демократическому обществу, большое внимание следует уделять личности и её развитию. При этом следует учитывать, что большинство семей в России – неблагополучные. Это проблема не только государства и различных социальных институтов, но и общества в целом.
Семья ещё с древних времен обращала на себя внимание древних философов и политиков. И это не случайно. Семья представляет собой сложную систему социального взаимодействия и является одним из основных социальных институтов общества. Индивид в семье развивается, усваивает навыки, учится взаимодействовать с обществом.
Введение…………………………………...……………………………......... 3
1 Неблагополучная семья: понятие, функции и особенности………….….4
1.1 Понятие семьи как социального института. Виды и функции семей …………………4
1.2 Характеристика и виды неблагополучных семей…...…………...7
2 Технология социальной работы с неблагополучными семьями………..13
2.1 Формы помощи неблагополучной семьей……………..……….13
2.2 Шаги по работе с неблагополучной семьей…………………....17
2.3 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуациях...…………………18
Заключение……………………………………………………….................22
Список использованных источников……………………………………...23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………...………………
1 Неблагополучная семья: понятие, функции и особенности………….….4
1.1 Понятие семьи
как социального института. Виды и функции
семей …………………………………………………………………………4
1.2 Характеристика и виды неблагополучных семей…...…………...7
2 Технология социальной работы
с неблагополучными семьями……….
2.1 Формы помощи неблагополучной семьей……………..……….13
2.2 Шаги по работе с неблагополучной семьей…………………....17
2.3 Помощь семье
и детям в решении возникших трудных жизненных
ситуациях...………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, при переходе к демократическому обществу, большое внимание следует уделять личности и её развитию. При этом следует учитывать, что большинство семей в России – неблагополучные. Это проблема не только государства и различных социальных институтов, но и общества в целом.
Семья ещё с древних времен обращала на себя внимание древних философов и политиков. И это не случайно. Семья представляет собой сложную систему социального взаимодействия и является одним из основных социальных институтов общества. Индивид в семье развивается, усваивает навыки, учится взаимодействовать с обществом.
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Важным аспектом в данном случае является характеристика неблагополучных семей, описание данной категории семьи как объекта социальной работы, их классификация и теоретическое изложение социальной работы по решению проблемы семейного неблагополучия.
1 Неблагополучная семья: понятие, функции и особенности
1.1 Понятие семьи как социального института. Виды и функции семей
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [1, C.156] .Первоначальную основу семьи составляет брак. Брак – по определению некоторых учёных - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. [1, С.156]. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей и других родственников.
Именно поэтому семью следует рассматривать не только как брачный союз, но и как социальный институт, то есть, по мнению Н.М. Чистякова, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей [2, С. 226]. Таким образом, семью можно назвать организмом, в котором существует тесная взаимосвязь.
Можно на основании различных критериев выделить и разные виды семей. А.И. Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» выделяют следующие:
- в зависимости от характера супружества выделяют:
- по критерию власти различают:
1) патриархальная семья (глава семьи – отец);
2) матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);
3) эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);
- по социально-демографическому положению:
1) гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и так далее);
2) гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);
- по количеству поколений:
1) нуклеарные – семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен в современном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.
- в зависимости от количества родителей в семье:
- по детности:
1) малодетные ( с 1 – 2 детьми);
2) среднедетные (3 – 4 ребенка);
3) многодетные (более 4 детей);
- по материальному положению:
1) обеспеченные
2) малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительского минимум);
- семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде [3, С.58].Таким образом, существует множество разновидностей семей, но проблемы, с которыми они могут столкнуться, не всегда инициируются в зависимости от типа.
А.И. Антонов и В.М. Медков считают что, функции семьи характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, в глобальном смысле, перестала выполнять предписанные ей функции, то погибла бы культура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировой цивилизации[3, С.66]. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, – наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.
Также, для выделения семьи из других социальных институтов, А.И. Антонов и В.М. Медков делят функции на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Так, деление функций семьи на специфические и неспецифические будут по-разному ее характеризовать.
Согласно этому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:
- специфические:
1) репродуктивная, то есть рождение детей;
2) экзистенциальная – их содержание;
3) функция социализации – воспитание детей.
- неспецифические:
1) передача собственности и статуса;
2) организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга
3) забота о здоровье и благополучие членов семьи, и многое другое [3, С.67]. Таким образом, если бы семья не выполняла каких- либо функции, то она не могла бы считаться социальным институтом.
В литературе можно обнаружить и другие виды классификации функций семьи. Например, В.Д. Альперович выделяет такие:
Таким образом, с изменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненных циклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этих функций каждого члена семьи.
1.2 Характеристика и виды неблагополучных семей
Точного определения понятию «неблагополучная семья» дать невозможно, так как авторы, изучая этот вопрос, вкладывали в него что-то своё.
Т.И. Шульга пишет, что под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов[5, С.12]. Автор обширно раскрыл понятие неблагополучной семьи, объединяя в нём различные точки зрения разных авторов.
Между неблагополучными и
благополучными семьями занимают промежуточное
положение семьи «группы риска»
Критерии, по которым семей относят в группу риска, весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.
С. А. Беличева в своей работе «Основы превентивной психологии» выделяет различные виды неблагополучных семей и отмечает, что наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей. У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжении всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей[6, С.104]. Таким образом, алкоголизм является основной и самой опасной проблемой. Алкоголь может разрушить семью и уничтожить личность.
С. А. Беличева также отмечает, что у подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер. Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью.
Еще один вид неблагополучной семьи, который выделяет С.А. Беличева, это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки [6, С.105]. Исходя из этого, можно сказать о том, что проблемы могут быть и не заметными на первый взгляд.
В свою очередь из педагогически несостоятельных семей С.А. Беличева выделяет семьи с гиперопекой и гипоопекой. В первом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.
Во втором случае ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков [6, С.105]. Таким образом, и недостаток внимания и его избыток одинаково плохо влияют на ребёнка.
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями