Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому о

Работа содержит 1 файл

переделанный курсач.docx

— 86.76 Кб (Скачать)
Введение

           Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, гибким современным механизмам решения традиционных и новых социальных проблем. В настоящее время мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи образовательных технологий (информационных, обучающих, социально-педагогических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, осуществлять адекватную общественным вызовам профилактику разнообразных форм агрессии и насилия в обществе. Примером такого опыта является социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессии и насилия среди несовершеннолетних в Федеративной Республике Германия, впитавшая в себя интернациональные превентивные идеи и технологии, базирующиеся на принципах гуманизма и ненасилия.

     Степень разработанности проблемы. Актуальность и многоплановость рассматриваемой  проблемы обусловили интерес к ней  специалистов в области педагогики, криминологии, психологии, социологии и других наук о человеке.

     Стратегия и тактика социально-педагогической профилактики агрессии и насилия  среди несовершеннолетних, раскрываются в исследованиях: К. Акерманна , Д. Волкер , В. Г. Милковской-Олейничак1 и др.

     Изучением агрессии и насилия среди несовершеннолетних занимались такие специалисты, как  Т. И. Шульга2, Л. Я. Олиференко3 , А. В. Быков,   И.Ф. Дементьева.

         Изучением влияния СМИ и компьютерных игр на формирование агрессии несовершеннолетних занимались Д. Гроссман, А. Федоров4, Л.Льюис5

     Анализ  отечественной литературы и педагогической практики показал, что многоплановое  исследование агрессии и насилия  в России приобретает особую актуальность.

     Объектом  данной работы являются проблемы агрессии и насилия среди несовершеннолетних.

     Предметом курсовой работы будет являться специфика  профилактической  работы по предупреждению агрессии и насилия среди несовершеннолетних.

     В связи с обозначенной ранее проблемой можно сформулировать цель данной работы: проанализировать социальную работу по профилактике агрессии и насилия у несовершеннолетних на примере КЦСОМ в городе Мурманске.

     Цель  обусловила постановку следующих взаимосвязанных  между собой задач:

     1. Охарактеризовать проблему агрессии и насилия среди несовершеннолетних.

     2. Выявить факторы влияющие на  формирование агрессии и насилия  у несовершеннолетних.

     3. Проанализировать проблему профилактики агрессии и насилия среди несовершеннолетних.

     4. Проследить опыт работы по профилактике агрессии среди несовершеннолетних КЦОМ по г. Мурманску

       В качестве способов достижения  поставленных задач были использованы  следующие методы: изучение и  анализ материалов по данной  проблеме; статистический метод.

     Для решения поставленных задач были изучены следующие нормативно –  правовые документы: Конституция РФ (ст.23, 24, 25), Уголовный кодекс РФ (ст.137) рассматривающие  право каждого  гражданина страны на неприкосновенность частной жизни. Семейный кодекс РФ, где, в частности, закреплены обязанности  родителей по отношению к детям: «О обеспечение интересов детей родителями» (ст. 65, ст.45), а так же Конвенция о правах ребёнка (ст. 3)

       Общетеоретическую базу исследования  составляют труды ученых и  специалистов в этой области,  таких как Л.З. Берковиц6., Р.Бэрон2, Д.Ричардсон, А. Ю. Дышлевой , Б. Крэйхи3, И.А. Фурманов4, и др.

     Структурно  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

     Во  введении дается описание современной  ситуации России, связанной аггрессией и насилием среди несовершеннолетних, поставлены цели и задачи работы.

     В первой главе раскрывается сущность агрессии и насилия у детей  и подростков, даётся сравнительный  анализ.

     Во  второй главе рассмотрены факторы  влияющие на формирование агрессии и  насилия среди несовершеннолетних.

     Третья  глава даёт представление о методах  профилактики агрессии и насилия  среди несовершеннолетних, а также  о деятельности в этом направлении  КЦСОМ в г. Мурманске.

     В заключительной части работы дается обобщенный вывод по всей курсовой работе. 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    1.1. Понятие и виды агрессии

              Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

         Агрессия может быть рассмотрена  в виде дихотомий, имеющих различные  основания: физическая -- вербальная, активная -- пассивная, прямая -- косвенная,  доброкачественная -- злокачественная.

        Важным вариантом дихотомического  представления агрессии является  выделение агрессии враждебной  и инструментальной.

        О враждебной агрессии говорят  в том случае, когда главной  целью субъекта является причинение  вреда, страданий жертве.

        Инструментальная агрессия описывает  те случаи, когда индивид, нападая  на других людей, преследует  иные цели, нежели причинение  вреда и страданий жертве. Агрессия  в данном случае является не  самоцелью, а средством достижения  неких других целей, реализации  различных желаний и потребностей  личности.

        По мнению А. Бандуры7, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве, имеющее место при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо, посредством причинения вреда или боли другому), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей.

     Додж  и Койи предложили использовать термины  реактивная и проактивная.  
  Реактивная агрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу.

     Проактивная агрессия (аналог инструментальной) описывает  поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата.

     Исследования  Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии В серии  эмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессию мальчики -- учащиеся начальных классов -- склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Дети, которые проявляли проактивную агрессию, не допускали таких ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

     Полученные  результаты недвусмысленно показывают, что выделенные типы агрессии действительно  сущностно различны. С другой стороны, найденные термины вряд ли являются более удачными, чем ранее рассмотренные  понятия враждебной и инструментальной агрессии.        В связи с этим очевидно, что на сегодняшний день нет веских оснований для отказа от использования традиционной дихотомии агрессии враждебная инструментальная . 
 
 

1.2.Особенности  проявления детской агрессии и насилия.

     Многие  века ребенка рассматривали как  взрослого, только небольшого, слабого  и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской  психики заговорили после романов  Диккенса - сначала в плоскости  литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными.   Но довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (работникам социальных служб, воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии.   Основными причинами проявлений детской агрессивности.являются: 
а) стремление  привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат;

б) стремление быть главным; защита и месть;

в) желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое  превосходство. 
    Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным

или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание  быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. К повышенной агрессивности располагают некоторые родительские приемы воспитания, например, когда
отец  наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд». 
   В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы).   В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.  В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным.   Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы. 

1.3.Особенности проявления подростковой агрессии и насилия.

        Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные.поступки.  
   Это очень сложный момент в жизни семьи. И специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам. 
   Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами: 
   - проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством; 
   - прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде
невроза.   Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой - по второму.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями