Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть действующую в настоящее время в Республике Беларусь систему форм и методов социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- раскрытие понятия и сущности социальной защиты населения;
- изучение форм обеспечения социальной защиты населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1.Понятие и сущность социальной защиты населения……………………...
2. Формы обеспечения социальной защиты населения……………………..
2.1.Принцип социальной защиты населения……………………………...
2.2.Принцип социального страхования……………………………………
2.3.Принцип социального обеспечения…………………………………...
2.4. Принцип вспомоществования………………………………………....
2.5.Принцип социальной солидарности…………………………………...
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

Сущность  социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды [6, с.88].

Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.

Во-первых, это особенность организации  современной рыночной экономики, в  которой значительное число ее членов являются наемными работниками. Поэтому  в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда  и профессиональной специализации  обществе может привести к потере трудящимися источников существования.

Во-вторых, невозможность современной семьи  из-за небольшого числа ее членов служить  неформальным институтом защиты против социальных рисков.

В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны  церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких  институтов, действующих на локальном  уровне, можно рассматривать как  дополнительный, но не основной вид  социальной защиты.

В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного  личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку  такое страхование предусматривает  достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов. В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.

Последним фактором, обусловливающим необходимость  государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного  страхования рисков приводит к экономическим  издержкам, неизбежно возникающим  в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено  предоставлять социальную помощь при  наступлении страхового случая [2, с.11.].

Главным, по мнению автора, является отсутствие адекватных настоящему моменту времени  теоретических проработок, в первую очередь, в рамках экономической  теории, поскольку тезис, заданный марксистско-ленинской  политэкономией, о том, что прибавочная  стоимость создается рабочими и  незаконно присваивается предпринимателями, прочно устоявшийся в сознании людей, идеологически устарел и должен быть заменен на новый, который сумел  бы объединить людей на консолидированную деятельность в экономике и обществе. В основе эффективной социальной защищенности общества, естественно, должен лежать труд, доходы от труда, его доступность широким слоям населения. При этом, безусловно, труд не только физический, наёмный, сколько интеллектуальный, предпринимательский. Предпринимательский ресурс, как интегратор других видов ресурсов, при соответствующей государственной политике может стать основой экономического роста, наращивания национального богатства. Эффективное использование предпринимательства, предоставление предпринимателям равных прав и свобод в проявлении своей инициативы безусловно повлечет за собой и активное, и также эффективное использование наемного труда как главного фактора, опосредствующего звена в получении, в первую очередь, экономической и, далее, нормальной прибыли непосредственно в сфере производства. И в этом случае предпринимательство и наемный труд, объединяясь между собой, представляют производителей и продавцов совокупного товара.

Достаточно  легко показать, что в основе материального  производства лежит консолидированная  деятельность предпринимателей и наемных  работников, что и позволяет, в  первую очередь, достигнуть наибольшей эффективности в функционировании предприятия. А это уже важнейшая составляющая социального благополучия в обществе, социальной защищенности его членов [13, с.15].

До недавнего  времени для Беларуси, как и  для всего бывшего СССР, не существовало официально признанной проблемы бедности и малообеспеченности. Своеобразными  методами ее предупреждения были низкие цены на продукты, лекарства, доступность  образования, здравоохранения, отдыха, а также дешевое жилье, транспорт. Легальное признание бедности произошло  в начале 1990-ых годов, т.е. с переходом  к рыночным отношениям и реформированием  общества. Для данного периода  было характерно резкое снижение и  дифференциация доходов, рост цен на товары народного потребления. При  этом параллельно увеличивалось  количество категорий населения, получаемых социальные выплаты и льготы. С 1992 г. начался процесс постоянного  расслоения населения по уровню доходов. Из мирового опыта практики считается, что если такой разрыв составляет двузначное число, это создает угрозу стабильности в обществе. В данной области в 1990-х гг. 20 в. существовал  ряд нерешенных проблем, поскольку  в системе социальной защиты важное место занимали программы государственной  помощи нуждающимся. Это так называемые благотворительные программы, которые  включали пособия тем, кто не в  состоянии поддерживать себя сам. Однако нередко получалось так, что пособия  доставались не самым бедным, а  тем, чьи документы из-за отсутствия контроля оказывались неточными  и чьи фактические доходы скрывались. Именно отсутствие информации и безадресность затрудняли решение проблемы малообеспеченности [4, с.11].

Необходимо  отметить, что главной дилеммой, сопряженной с необходимостью определения  оптимального соотношения государственного и частного сектора в системе  социальной защиты, является не только достижение задач устранения экономической  неэффективности действующей системы, но и сохранения достигнутого уровня социальной защиты (не снижения социальной результативности системы). Ограничение участия частного сектора в системе социальной защиты государства содержит в себе определенные риски (см. Приложение А).

Равно как  и ограничение, расширение участия  частного сектора в системе социальной защиты государства также содержит в себе определенные риски (см. Приложение Б).

В этой связи, чтобы сбалансировать риски, сопряженные  как со значительным расширением, так  и с ограничением участия частного сектора, в проводимых реформах систем социальной защиты развитых государств сделан акцент:

- на первостепенное  значение функции «предохранительной  сетки» и государственной ответственности  за ее выполнение,

- на вторичность  функции «поддержания дохода»  и ее передачи в сферу ответственности  частного сектора.

На практике изменения были реализованы:

- в рамках  обязательного уровня системы  социальной защиты с целью  устранения экономически неэффективного  распределения ресурсов государственной  системы посредством маркетизации  механизмов предоставления услуг  (так называемая приватизация  на институциональном, административном  уровнях или в форме изменения  финансирования расходов);

- в рамках  добровольного уровня системы  социальной защиты с целью  содействия индивидуальному выбору  и получению уровня защиты, удовлетворяющего  потребности конкретного гражданина (так называемые «официально проводимая приватизация» и «ползущая приватизация»).

В заключение вопроса следует повторить, что  социальная защита - это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты - это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп.

Сущность  социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы обеспечения социальной защиты населения

 

Система социальной защиты нашей страны долгое время складывалась в условиях административно-командной  экономики, где не было места рыночным механизмам и частному сектору (советский  период). В целом, она успешно функционировала  и охватывала все население страны, обеспечивая предоставление высокого уровня государственных социальных гарантий.

В конце  XX в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира.

В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня  составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют  страны Европейского союза. Именно в  них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря  системам социальной защиты современные  европейские экономики получили название социально – ориентированных. Как показывает опыт западно – европейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов      [2, с.3].

 

 

2.1. Принцип социальной защиты населения

 

Национальные  системы социальной защиты сформировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в  путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также  методах финансирования, все системы  социальной защиты функционируют на основе единых принципов (см. Приложение В).

 

2.2. Принцип социального страхования

 

Согласно  этому принципу финансирование предоставляемых  услуг осуществляется за счет взносов  членов страхового объединения, которые  при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем  которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Внося в качестве взноса определенную часть заработной платы в фонд социального страхования, застрахованные в случае потери дохода имеют право на получение финансового возмещения (при условии выплаты страховых взносов), объем которых соотносится с размером прежней заработной платы.

Помимо  правила эквивалентности, т.е. обусловленности  объема страховой компенсации объемом  индивидуальных взносов, принцип социального  страхования включает также элементы перераспределения. Существующие различия между добровольным личным и социальным страхованием вносят определенные коррективы в действие принципа страхования. В  случае добровольного личного страхования  страховые взносы рассчитываются для  каждого застрахованного в соответствии с вероятностью наступления риска, а страховые выплаты ориентированы  на размер взносов согласно принципу индивидуальной эквивалентности. В  основе же социального страхования  лежит модифицированный принцип  индивидуального страхования: взносы в социальном страховании не рассчитываются исходя из вероятности риска для каждого застрахованного (например, они не зависят от возраста или семейного положения, кроме того, в некоторых случаях неработающие члены семьи, не уплачивающие страховых взносов, могут иметь право на страховые выплаты). Следовательно, в отличие от добровольного личного страхования предоставляемые в рамках социального страхования выплаты не находятся в прямой зависимости от предыдущих взносов. Возможность социальной модификации принципа эквивалентности основывается на том, что данный принцип сочетается с принципом объединения рисков и общественной солидарности. Общественно значимый характер фондов социального страхования предполагает обязательный характер участия в системе социальной защиты.

Особенностью  социального страхования в отличие  от добровольного личного является также перераспределение доходов  через систему солидарного поручительства в пользу менее финансово обеспеченных членов. Социальная защита и социальное выравнивание достигается в результате того, что люди с большей вероятностью социального риска не исключаются, а, наоборот, в отличие от добровольного  личного страхования страхуются вне зависимости от уровня их дохода. Следует также отметить, что финансирование социального страхования может  частично осуществляться не только за счет взносов работников и работодателей, но и за счет дотаций или кредитов государства. Таким образом, принцип  социального страхования предусматривает  тесную взаимозависимость обеспечения  и предварительного вклада, что в  значительной мере исключает пользование  неположенным. По сути это приводит к тому, что построенные таким  образом системы социальной защиты одобряются участниками.

 

2.3. Принцип социального обеспечения

 

В отличие  от принципа страхования в рамках принципа социального обеспечения  социальные услуги и выплаты предоставляются  по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируются за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе данного принципа происходит финансирование программ государственной социальной политики, системы среднего и высшего образования. Например, в многих европейских странах этот принцип является в большей степени принципом солидарного участия всех членов общества, а не только государства по отношению к определенным группам лиц. Получатели социальных услуг и выплат, на которых распространяется данный принцип, как правило, не платили ранее никаких взносов однако обеспечили себе на это право вследствие особых заслуг, оказанных ими государству (например, государственные служащие).

Разумеется, финансирование за счет бюджетных средств  напрямую зависит от эффективности  экономики и от состояния бюджета  и может приводить к перегрузке государственных финансов и другим негативным последствиям, однако применение этого принципа необходимо в случаях  невозможности предоставления гарантий по отношению к таким рискам, где  нельзя использовать принцип страхования. Принцип социального обеспечения  является определяющим в системах социальной защиты с унифицированными базовыми социальными услугами, где они  предоставляются всем гражданам  государства. Такие системы функционируют  в Скандинавских странах (Дании, Швеции, Финляндии), а также в Великобритании. Принцип страхования играет в  таких экономиках меньшее значение, поскольку для них свойственны  высокие объемы перераспределения  национального дохода и финансирование социальных услуг через государственный  бюджет для уменьшения имущественного неравенства. Характерной чертой подобных экономик является также преимущественно  бюджетное финансирование социальных программ (особенно в Дании, Великобритании и Швеции), а также государственная  организация социальных учреждений (например, Национальная служба здравоохранения  Великобритании) [2, с.13].

Информация о работе Социальная защита населения